Одним из дискуссионных вопросов, порождающих множество споров в среде экономистов, является вопрос о независимости центральных банков. Независимость эмиссионного института от органов исполнительной власти — это одно из важных условий эффективного достижения целей денежно-кредитной политики и успешного развития рыночной экономики.
Насколько независимость центральных банков способствует стабильному курсу национальной валюты, надежности банковской системы, низким темпам инфляции — один из активно обсуждаемых вопросов среди ученых.
Единого общепринятого определения независимости центральных банков не существует. Рассмотрим экономическую и политическую независимость эмиссионного органа.
Под экономической независимостью центрального банка понимается возможность осуществлять надзор за коммерческими банками, самому выбирать и использовать инструменты денежно-кредитной политики, имеющиеся в его распоряжении, кредитование правительства, то есть центральные банки обладают рядом полномочий при проведении денежно-кредитной политики.
Понятие политической независимости, введенное экономистом В. Грилли в 1991 году, обозначает степень самостоятельности центрального банка в отношениях с правительством при назначении руководства банка и выборе пути проведения денежно-кредитной политики [4,8].
Несмотря на правовой статус центрального банка, определяющего его формальную независимость, на практике взаимодействие между органами государственной власти и центральным банком происходит по-разному. Многие законы, устанавливающие права и обязанности центральных банков, несовершенны и могут трактоваться произвольно. Поэтому часто реальный уровень независимости центральных банков зависит от таких факторов, как традиции, личные качества управляющего и других сотрудников ЦБ. Например, в Аргентине срок полномочий председателя ЦБ в соответствии с законодательством страны равен четырем годам, но одновременно с этим, существует традиция, по которой председатель ЦБ уходит в отставку в случае смены правительства или министра финансов.
Наиболее независимыми от органов исполнительной власти являются центральные банки развитых стран Европы — Германии, Швейцарии и других. Для развивающихся стран и стран с переходной экономикой характерна более тесная связь правительства и эмиссионного органа.
В реальности, говоря о независимости ЦБ, надо понимать, что ЦБ всегда будет находиться под контролем правительства, так как банк обладает монопольным правом эмиссии денежных средств. Вопрос лишь о большей или меньшей степени зависимости, возникающей при взаимоотношениях ЦБ и других органов государственной власти.
Рассмотрим эту деталь поподробнее.
На данный момент место центрального банка среди других ветвей государственной власти не определено. «…в большинстве стран главные банки, выпускающие банкноты, представляют собой удивительное сочетание государственного и частного банка; в действительности основу их операций составляет государственный кредит, а их билеты являются в большей или меньшей степени узаконенным платежным средством», — так, писал К. Маркс, отмечая тройственность природы центральных банков [1]. Такой же точки зрения придерживаются и многие российские ученые, утверждая, что центральный банк сочетает в себе черты обычного коммерческого банка и эмиссионного банка, осуществляя пруденциальный надзор за деятельностью национальных коммерческих банков, регулируя деятельность расчетно-кассовых систем, обладая властными полномочиями в области денежно-кредитного обращения, валютного регулирования и валютного контроля.
Другие экономисты, например, А. Г. Братко отмечают двойственную природу центральных банков: «…с одной стороны, как структура, выросшая в среде банков на почве денежного рынка, центральный банк является как бы представителем банковской системы и, следовательно, должен выражать ее интересы, с другой — он помогает государству перераспределять финансовые накопления общества в интересах пополнения казны…». Таким образом, центральный банк всегда действует в интересах государства [5].
Существует и иная точка зрения, принадлежащая И. А. Трахтенбергу, который утверждает, что для центрального банка первично выполнение коммерческих и хозяйственных функций. «Банк, какой бы он ни был, прежде всего является коммерческим предприятием; его деятельность может несколько видоизменяться в зависимости от того, является ли он государственным или частным, но и в том, и в другом случае он остается хозяйственной организацией, деятельность которой можно кратко охарактеризовать как «торговля деньгами» [3].
Некоторые экономисты выделяют центральный банк как отдельный орган государственной власти. Так, Г. А. Тосунян считает, что осуществление центральным банком государственного управления с помощью денег возводит его в ряд особого органа исполнительной власти, осуществляющего денежное управление. Такой же точки зрения придерживаются некоторые зарубежные ученые, которые считают возможным создание отдельной ветви государственной власти — денежной власти во главе с центральным банком. С ними согласен и Ю. С. Крупнов, который аргументирует свою точку зрения тем, что уставной капитал центральных банков принадлежит не только государству, но и частным организациям.
Эти эмиссионные институты именуются в зарубежной экономической литературе квазигосударственными кредитно-финансовыми институтами. Среди квазигосударственных центральных банков есть те, которые были созданы как частные акционерные компании и действует на этой основе в настоящее время (ФРС США, Банк Италии) и «смешанные», соучредителями которых на акционерной основе выступают государственные органы, органы местной власти, коммерческие банки и другие. К категории «смешанные» эмиссионные институты относятся Банк Австрии (50 % принадлежит государству), Швейцарский национальный банк (58,6 % акции кантонов и 41,4 % акции физических и юридических лиц). Однако формой организации большинства центральных банков является государственное учреждение, которому принадлежит 100 % акций (Великобритания, Австрия, Германия, Россия, Швеция, Финляндия, Испания). Нужно заметить, что эмиссионные институты остаются юридически самостоятельным субъектом, имеют собственный счет, бухгалтерский баланс.
С мнением А. Г. Тосуняна согласен и А. Ю. Викулин, которые тоже предлагает дополнить существующие три ветви власти четвертой — денежной властью. Ученые объясняют это тем, что роль и основные функции современных денег изменились. Функции денег редуцировались до двух основных — средства обращения и средства платежа. В данной ситуации авторитет эмиссионного центра усиливается, так как он стал единственным институтом, определяющим стоимость и надежность выпускаемых денег. Ученые говорят о необходимости передачи денежного управления особому органу. Таким статусом, например, обладает Банк России. Проанализировав нормы конституции РФ, А. Г. Тосунян и А. Ю. Викулин приходят к выводу, что ЦБ РФ относится к федеральным органам государственной власти, он проводит свою деятельность независимо от судебной, исполнительной и законодательной власти и не входит в систему этих федеральных органов [3].
Утверждение о том, что центральный банк по своей независимости приравнивается к конституционным судам, высказал в своих работах и известный политолог Я.Элстер. Этой точки зрения придерживаются и в европейской теории и практике, где независимость Европейского центрального банка от других органов Европейского союза и от правительств стран-членов является первоочередной.
Ученые экономисты убеждены в необходимости независимости эмиссионного института. Так как чем более он независим, тем больше вероятность успешной реализации задач по достижению низкого уровня инфляции, а это в свою очередь создает условия для устойчивого экономического роста. Также есть множество примеров и исследований, доказывающих тесную связь между независимостью центрального банка и стабильным уровнем цен. В истории существует много доказательств, подтверждающих, что контроль над деятельностью эмиссионных институтов со стороны других органов государственной власти приводит к высоким темпам инфляции и не приносит пользы в делах по уменьшению безработицы, кредитования реального сектора, достижению стабильного курса национальной валюты.
Конечно, теория о независимости центрального банка как органа четвертой «денежной власти», обладающей правами и полномочиями, очень привлекательна и убедительна. Однако следует отметить, что это вызвано объективными экономическими факторами, а не желанием органов государственной власти. В связи с утратой современных денег стоимостной основы, спрос на национальную валюту зависит от авторитета эмитента, его юридической независимости, что вынуждает государство признать независимость центрального банка в целях максимизации сеньоража.
Однако не все так просто. Реальная картина независимости субъекта рыночной экономики проявляется при анализе его возможности распоряжения полученной прибылью. Прибыль является наиболее важным финансовым показателем, который характеризует место предприятия в системе общественного разделения труда. Если коммерческие организации вправе самостоятельно распоряжаться своей прибылью, улучшая качественные или количественные показатели выпускаемой продукции, создавая дочерние организации, то в случае некоммерческих организаций наоборот. Они должны направлять прибыль на цели, прописанные и регламентированные учредительными документами. И еще более несвободны в своих экономических решениях государственные учреждения, единственным собственником которой является государство.
Центральный банк относится к категории «государственное учреждение», то есть он, как и все государственные организации, менее свободен и независим в принятии решений. Почти все центральные банки ограничены в своих действиях требованиями закона и иными нормативно-правовыми актами. Структура распределения прибыли центральных банков разнообразны. Однако все они обязаны отчислять большую долю прибыли в казну государства. Так, например, Австрийский национальный банк перечисляет в бюджет государства 30 % от полученного валового дохода и 42 % от валовой прибыли в качестве дивидендов основному акционеру — государству. Чистая прибыль эмиссионного департамента Банка Англии полностью должна быть перечислена в казну, а прибыль банковского департамента должна быть перечислена в бюджет после отчислений в фонды и уплаты налога на прибыль корпораций.
Кроме того, государство также жестко регламентирует деятельность центральных банков и их расходы. Обычно, эмиссионные институты составляют сметы своих расходов, которые подлежат утверждению со стороны законодательной и исполнительной органов власти. Так, например, смету расходов ФРС США утверждает конгресс США; смета расходов, составленная Генеральным советом Банка Франции, подлежит утверждению правительством Франции. Работа Федерального немецкого банка контролируется Федеральной счетной палатой.
Из этого делаем вывод о том, что настоящей свободой действий и независимостью центральный банк не обладает. Он лишь инструмент, с помощью которого государство получает доход в виде сеньоража, который ему необходим для покрытия государственных расходов. Несмотря на формальную независимость, центральный банк является одним из типов государственного учреждения, созданного для получения дохода — в форме необеспеченной эмиссии. Поэтому формальная «независимость» — лишь ширма, необходимая для обеспечения устойчивой покупательной способности национальной валюты. Несмотря на право выбора методов и инструментов для достижения целей денежно-кредитной политики, центральный банк лишен независимости и свободы деятельности требованиями закона и нормативно-правовых актов, возможностью государственного финансового контроля. Использование административных методов регулирования в сфере денежного управления невозможно по объективным экономическим законам. Поэтому центральный банк должен быть погружен в экономическую среду, так как он должен максимизировать сеньораж и не допустить расстройства денежного хозяйства.
Литература:
1. Маркс, К. Капитал. Критика политической экономии / К. Маркс. — М.: Политиздат, 1975. — 444 с.
2. Мнацаканян Р. А., Сергеев Л. И. К вопросу о независимости центральных банков / Р. А. Мнацаканян, Л. И. Сергеев // Деньги и Кредит. — 2011. — № 8 — С. 75–76.
3. Навой А. В. Роль и место центрального банка в системе государственной власти: подлинная независимость или мнимая / А. В. Навой // Финансы и кредит. — 2009. — № 15. — С. 7–15.
4. Трунин П. В., Князев Д. А., Сатдаров А. М. Анализ независимости центральных банков РФ, стран СНГ и Восточной Европы / П. В. Трунин, Д. А. Князев, А. М. Сатдаров. — М.: ИЭПП, 2010. — 76 с.
5. Братко А. Г. Центральный банк в банковской системе России / А. Г. Братко –М.: Спарк, 2001, — с. 35.
6. Крупнов Ю. С. О сущности, функциях и некоторых тенденциях развития центральных банков / Ю. С. Крупнов // Финансы и кредит. — 2004 год — № 15