Минеральное сырье, извлекаемое из недр Земли, обеспечивает исходные материалы и энергетическую базу производства 70 % всей номенклатуры конечной продукции человеческого общества, являясь безальтернативной основой существования и развития современной цивилизации. Ежегодный мировой объем добычи составляет около 280 млрд.т. руды, горючих ископаемых и строительных материалов, а также более 600 млрд т вмещающих пород, причем за вторую половину ХХ века добыто больше полезных ископаемых, чем за всю предшествующую историю человечества [2].
Российская Федерация обладает огромными запасами минеральных ресурсов, обеспечивающих более половины доходов федерального бюджета страны (более 50 % доходов федерального бюджета в 2014 г. получено за счет нефтегазового комплекса [4]). При этом на северных территориях РФ расположено свыше 80 % всех промышленных запасов полезных ископаемых России, в том числе 80 % нефти и практически весь объем добываемыйого газа, большая доля платиноидов и никеля, кобальта (18 % мировых запасов), все российские месторождения алмазов, 90 % олова, золото, слюда, апатит и множество других видов сырья. Арктический шельф является крупнейшей нефтегазоносной провинцией на Земле и содержит более 100 млрд т. у.т., в т. ч. 13.8 млрд. т. по нефти и 79.1 трлн. кубометров — по газу.
Очевидно, что на северных территориях с их уникальным географическим и геополитическим положением, богатейшей минерально-сырьевой базой сосредоточены стратегические интересы России в том числе и по причине наличия морских портов, трансграничных транспортных коридоров и пограничных переходов, энергетических сетей, телекоммуникаций, газо- и нефтепроводов.
Обеспечивая подавляющую часть национального дохода, в том числе поступлений в иностранной валюте, северные территории на сегодняшний день выступают важнейшим фактором обеспечения экономической безопасности России.
В настоящее время становится общепризнанным, что Cевер в целом — это жизненно важная экономическая зона России.
На современном этапе государственная политика Российской Федерации реализуется с помощью государственных стратегий и программ, в которых отражены цели и пути дальнейшего устойчивого социально-экономического развития страны[1].
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р была утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Стратегия 2020) [5], которая задала новый социальный и экономический курс развития нашей страны. Цель разработки Концепции — определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008–2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе. Для достижения поставленных целей Правительство считает необходимым осуществить переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития.
При этом особенность перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. В условиях глобальной конкуренции и открытой экономики невозможно достичь уровня развитых стран по показателям благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающее развитие тех секторов российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировой системе хозяйствования и позволяют в максимальной степени реализовать национальные конкурентные преимущества.
Подобный подход поддерживается целым рядом ученых. Ф. Д. Ларичкин, А. М. Фадеев, А. Е. Череповицын считают, что «необходимое совершенствование структуры и повышение эффективности национальной экономики на основе опережающего развития обрабатывающих отраслей не может быть осуществлено за счет сокращения сырьевого сектора и, как следствие, потери конкурентных позиций России на мировых сырьевых рынках (как это было с конверсией ВПК). Наоборот, Россия должна использовать шанс вернуть себе достойное место в мировой экономике за счет реализации имеющихся неиспользуемых резервов резкого повышения эффективности использования минерального сырья, поддержания и повышения конкурентоспособности продукции экспортно-ориентированного сырьевого сектора экономики с одновременным широкомасштабным использованием инновационных технологий добычи и переработки» [2].
Одним из важнейших направлений стратегических интересов России В. И. Павленко считает «повышение конкурентоспособности экономики страны и сохранение ее положения в мире как одного из источников богатейших запасов и добычи минерально-сырьевых ресурсов при ускоренном переходе хозяйственного комплекса на инновационный путь развития» [3].
С. А. Кимельман, эксперт одной из групп по обновлению Стратегии 2020, также выдвигает предложения о том, что необходимо обеспечить одновременное и гармоничное развитие основных секторов экономики (минерально-сырьевого и промышленно-перерабатывающего) на основе принципов оптимального взаимодействия и взаимообеспечения.
Вместе с тем автор отмечает, что подобная модель совместного взаимодополняющего функционирования указанных секторов применима лишь для определенного ряда субъектов с объективно сложившейся специализацией в области освоения и разработки минерально-сырьевой базы. В списке таких субъектов на территории Российской Федерации автор выделяет широкий ряд северных территорий как наиболее перспективные с точки зрения наличия богатой минерально-сырьевой базы, достаточно развитой транспортной, в том числе нефтегазопроводной и энергетической инфраструктуры [1].
Таким образом, северные территории занимают важное место в системе приоритетов государственной политики РФ. Об этом свидетельствует и анализ государственных программ, в которых отражены важнейшие направления социально-экономического развития указанных территорий.
Так, целью государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» [6] в разрезе освоения минерально-сырьевой базы северных территорий является устойчивое обеспечение экономики страны запасами минерального сырья и геологической информацией о недрах путем повышения геологической изученности территории Российской Федерации и ее континентального шельфа, Арктики и Антарктики, получения геологической информации; обеспечения воспроизводства минерально-сырьевой базы; обеспечения рационального использования минерально-сырьевых ресурсов.
Особое место в системе обеспечения стратегических национальных интересов России в области экономики и транспорта, охраны окружающей природной среды, инноваций, обороны и геополитики занимают арктические районы. Уникальный ресурсный потенциал этого макрорегиона позволяет при условии формирования специальной системы государственного регулирования обеспечить динамичное развитие как регионов Арктики, так и страны в целом [3].
В Российской Федерации на национальном уровне принят ряд нормативных правовых актов по вопросам устойчивого развития арктической зоны. В 2008 году Президентом были утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу [7] (далее — Основы).
Одним из первоочередных национальных интересов РФ в Арктике Основы определяют использование Арктической зоны в качестве стратегической ресурсной базы, обеспечивающей решение задач социально-экономического развития страны, наряду с обязательным сбережением уникальных экологических систем Арктики.
Исходя из этого главной целью в сфере социально-экономического развития Арктики является расширение ресурсной базы Арктической зоны, способной в значительной степени обеспечить потребности России в углеводородных ресурсах, водных биологических ресурсах и других видах стратегического сырья.
При этом в сфере экологической безопасности первоочередным является сохранение и обеспечение защиты природной среды Арктики, ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.
Указанные направления, согласно Основам, планируется реализовывать путем обеспечения существенного прироста балансовых запасов полезных ископаемых арктических морских месторождений, начала работ по освоению нефтегазовых месторождений в Арктической зоне Российской Федерации, осуществления разработки и внедрения новых видов техники и технологий для освоения Арктических территорий.
На региональном уровне разработываются программы развития собственных территорий, причем в настоящее время особое внимание уделяется развитию государственно-частного партнертсва.
Ярким примером государственно-частного партнерства является разработанная Программа комплексного освоения месторождений полуострова Ямал и прилегающих акваторий до 2030 года, разработанная ОАО «Газпром» и Администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО).
Территория ЯНАО обладает значительными запасами минеральных ресурсов и высоким уровнем добычных возможностей, является в большей степени изученной и подготовленной для освоения. Главным преимуществом данного региона в техническом плане является близкая расположенность к существующей газотранспортной инфраструктуре. В силу приведенных выше и иных положительных факторов освоение Ямала будет играть решающую роль в развитии газовой промышленности России в XXI веке.
В Программе подробно рассмотрены состояние сырьевой базы Ямала и перспективы ее развития, технико-технологические аспекты разработки месторождений и транспортировки углеводородов, вопросы развития производственной и социальной инфраструктуры, промышленной и экологической безопасности, выполнена оценка экономической эффективности и обоснованы меры государственной поддержки Программы.
Для обеспечения транспортировки газа в период до 2030 года планируется создание уникальной, не имеющей аналогов в России газотранспортной системы нового поколения. Ямальский газ будет транспортироваться по направлению Ямал — Ухта (5–6 ниток) протяженностью около 1100 километров, и далее по направлению Ухта — Грязовец, Грязовец — Торжок, Грязовец — Ярославль, Ухта — Починки. Общая протяженность транспортировки ямальского газа по новым газопроводам составит более 2500 километров [8].
Программа комплексного освоения месторождений полуострова Ямал и прилегающих акваторий до 2030 года являются стимулом и основой для успешной реализации регионального сегмента государственной политики в Арктической зоне Российской Федерации.
Литература:
1. Кимельман С. А. Новая экономическая модель развития минерально-сырьевой и промышленно-перерабатывающей отраслей (предложения в решение Экспертной группы № 1 по обновлению «Стратегии — 2020»). Электронный ресурс. — Режим доступа: http://strategy2020.rian.ru/g1_docs/20110727/366114911.html (дата обращения: 12.11.2014)
2. Ларичкин Ф. Д., Фадеев А. М., Череповицын А. Е. Проблемы изучения и освоения минерально-сырьевых ресурсов арктического региона. Арктика: экология и экономика № 1 (5), 2012.
3. Павленко В. И. Арктическая зона Российской Федерации в системе обеспечения национальных интересов страны. Арктика: экология и экономика № 4 (12), 2013.
4. Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» // РГ. № 276. 2013 г.
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.
6. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 322 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов». СЗ РФ. 2014. № 18 (часть III). Ст. 2168.
7. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (утверждены Президентом РФ 18 сентября 2008 г. N Пр-1969). Текст документа опубликован в Российской газете «Центральный выпуск» от 30 марта 2009 г. N 53п, в извлечениях.
8. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gazprom.ru/about/production/projects/mega-yamal/ (Дата обращения 04.04.2015)
[1] Правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»