Цель: Использование интеграции непосредственно образовательной деятельности в области изобразительного искусства, поэзии, музыки как средство развития творческих способностей детей.
Образовательные задачи:
1. Закреплять и расширять представления детей об осени, используя пейзажи с межсезонными состояниями природы (начало осени, золотая осень, поздняя осень).
2. Закреплять знания детей о цвете (красный, желтый, зеленый, золотой), названии листьев (березовый, дубовый) и соответствующих деревьев.
3. Активизация словаря по теме: «деревья».
4. Учиться рисовать лиственные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны (береза, дуб).
5. Уметь передавать через движение характер музыки. Ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения. Менять движение в соответствии с изменениями в музыке (темповыми, регистровыми, жанровыми).
6. Развивать музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребенка.
7. Подвести к пониманию того, что живопись, поэзия и музыка могут изображать и рассказывать об одних и тех же явлениях и вызывать соответствующие настроение.
Коррекционные задачи:
1. Способствовать снятию психологического напряжения.
2. Развить психические процессы: зрительное, слуховое восприятие.
3. Развитие мелкой моторики.
4. Развивать память, внимание, связанную речь и координацию движений.
5. Развитие воображения, фантазии, детского музыкально-игрового творчества.
6. Развитие эмоционально — волевой сферы.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать глубину и многогранность восприятия природы и её изображения в произведениях искусства, способствовать к сопереживанию художественного образа пейзажа.
2. Воспитывать эстетический вкус детей, музыкальную культуру, устойчивый интерес к поэзии, изобразительному искусству.
3. Воспитывать умение контролировать свое поведение, развивать умение переключаться с одного вида деятельности на другой, воспитывать умение общаться через песню и танец.
Предварительная работа: чтение произведений об осени, беседа и слушание П. И. Чайковского «Осенняя песнь», разучивание песни «Листопад», слова и музыка М. Сидоренко, разучивание выразительных движений для танцевального творчества, рассматривание деревьев на прогулке, наблюдение за погодой.
Материал и оборудование: мультимедиа ОЭР, CD, аудиокассеты, музыкальный центр, осенние веточки, дубовые и березовые листья, презентации: с пейзажами русских художников, с иллюстрациями деревьев, с музыкально-дидактическим материалом, листы бумаги голубого и серого цвета, гуашевые краски, кисточки мягкие и жесткие, баночки с водой, бумажные салфетки.
Конспект интегрированной образовательной деятельности по изобразительному искусству, развитию речи и музыке «Осенняя сказка»
Группа — старшая
Звучат русские народные мелодии лирического характера в исполнении ансамбля «Русские узоры». Дети идут друг за другом, садятся на стульчики.
Воспитатель: Дорогие ребята! Посмотрите, как красиво, нарядно сегодня в нашем зале!
Сколько кругом разноцветных листьев! Сегодня мы с вами попадем в волшебный мир музыки, красок стихов, созданных осенью. Для этого сядем поудобнее, и музыка унесет нас далеко-далеко, в незабываемый прекрасный мир чудес и волшебства. Слушайте и смотрите!
(Дети садятся, зажигаются свечи, звучит «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского)
Тихо-тихо рядом сядем,
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
В разноцветном, расписном!
И раздвинутся вдруг стены –
Вся земля видна вокруг:
Плывут звуки речкой пенной,
Тихо дремлет лес и луг...
Вдаль бегут лесные тропки,
Тают в дымке голубой...
Это музыка торопит и
Зовет нас за собой!
Вслед за нею можем сразу
В дальний путь пуститься мы,
Побывать в гостях у сказок,
У весны среди зимы...
Тихо-тихо рядом сядем,
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
В разноцветном, расписном!
Не правда ли, прекрасная музыка и прекрасные стихи?! Стихи помогают нам понять музыку, услышать, о чем она рассказывает. Осень — очень красивое время года, все кругом словно золотое, как в сказке! И сегодня к нам спешит сама волшебница Осень.
Звучит лирическая музыка, в зал входит Осень с осенними веточками.
Осень (воспитатель): здравствуйте, ребята! Как я рада быть в у вас в гостях! Потанцуем с осенними веточками!
Для вас прозвучала музыка замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского. А теперь послушайте уже знакомое вам произведение этого композитора.
(Звучит «Осенняя песнь» П. И. Чайковского).
Кто помнит, как называется это произведение? («Осенняя песнь»).
А о чем нам рассказала музыка? Что вы услышали в ней? (об осени, шум дождя, порывы ветра, шелест облетающей листвы).
Какая по характеру музыка? (задумчивая, мягкая, задушевная, певучая, ласковая, напевная, добрая, плавная, красивая, спокойная).
(Зажигается свет, тухнут свечи)
Осень: «Унылая пора! Очей очарованье.
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса»...
Поэты тоже воспевают осень в своих произведениях. Может, кто-то вспомнит стихотворение об осени?
(Дети читают стихи об осени)
Осень, обсыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят.
Лишь вдали красуются,
Там на дне долин.
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Как славно осенью в лесу! А хотите поиграть со мной? Подходите ко мне!
Игра «Лети, листок». Дети танцуют под музыку с листьями березы, дуба. С окончанием музыки дети с березовыми листочками бегут к Осени по её просьбе, затем дети с дубовыми листочками.
Осень предлагает поиграть: (рассказывает стихотворение, задевая каждого ребенка кистью, дети садятся).
«Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень — не жалейте лето!
Посмотрите — роща золотом одета!»
Осень — самое выразительное время года!
Осень: Полюбуйтесь, ребята, какое разноцветье красок! Как воспевали осень художники. Осень золотая, нарядная, еще солнце светит ярко и рядом с зелеными листьями разноцветными фонариками вспыхивают желтые, оранжевые, багряные.
Осень отличается самой переменчивой погодой: только что стояла солнечная, прекрасная пора, названная народом «бабье лето» или «золотая осень» и вдруг на небе появились серые тяжелые тучи, сделавшие все вокруг мрачным и неприглядным. Как вы думаете, что хотели сказать художники, создавая эти картины? Что вы можете сказать о цветовых сочетаниях красок? Какие чувства у вас возникают? Какое настроение у вас вызывает эта картина?
Осень с детьми рассматривает и анализирует картину И. Левитана «Золотая осень» и предлагает нарисовать осенние пейзажи.
Осень проводит рисование. Звучат народные мелодии лирического характера в исполнении ансамбля солистов им. Осипова.
Осень: Вы сегодня славно потрудились! Подойдите к своим работам и возьмите их (дети кладут свои работы на столики в центре зала).
Какие замечательные рисунки, сегодня вы мне доставили огромную радость и удовольствие (проводится анализ работ).
Осень:
Видишь, лист кленовый кружится,
Тихо кружится под музыку.
Видишь, тучка в небе кружится,
Будет музыка дождя.
И у ветра, и у солнышка,
И у тучки, и у дождика,
И у маленького зёрнышка
Тоже музыка своя.
Осень: Мы еще раз убедились в том, что музыка может сочетаться со стихами, стихи — с картинами, и все это связано между собой, выражает один образ, подчинено одному настроению. И все это искусство! Искусство звуков, стихов, красок! Это все прекрасное, что нас окружает!
Осень: А я приготовила для вас вкусные и полезные подарки. И как напоминание о нашей встрече вывесим ваши работы в группе на самом видном месте.
Литература:
1. Тарасова К. В., Рубан Т. Г. Дети слушают музыку: Методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. — М.: Мозаика-Синтез. 2001. — 128 с.
2. Радынова О. П. Музыкальное развитие детей. М.,1997
3. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. М.,1997
4. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. — М.: Педагогика, 1985.