В данной статье рассматриваются несколько исследований на студентах из разных стран, анализируется их отношение к переработке электронных и электрических отходов, степень их участия в этом процессе. Целью статьи является выявление проблем и тенденций развития ситуации в этой области.
Данное исследование было выполнено в рамках проекта: «Теоретико-практический сравнительный анализ существующих в мире моделей зеленого роста» (номер проекта: 71320107006). Данный проект осуществляется при поддержке Государственного фонда естественных наук Китая.
Ключевые слова: электронные отходы, электрические отходы, переработка, поведение, отношение, студент.
This article reviews several studies on students from different countries, analyzes their attitudes towards electrical and electronic waste recycling, the degree of their participation in this process. The aim of the article is to identify existing problems and development tendencies in this field.
This research was carried out in the framework of the project: «Theoretical and practical comparative analysis of existing green growth models in the world» (project number: 71320107006). This project is supported by the National Natural Science Foundation of China.
Key words: electronic waste, electrical waste, recycling, behavior, attitude, student.
Как известно, экологические проблемы приобрели глобальный характер, особенно в условиях интенсивного экономического роста последних нескольких десятилетий. Для достижения устойчивого развития, человечеству необходимо найти путь сосуществования с окружающей средой и снизить нагрузку на природные ресурсы. Устойчивое развитие зависит от изменения отношения членов общества к окружающей среде и использованию природных ресурсов [1]. Современное индустриальное общество функционирует, главным образом, за счет не возобновляемых источников энергии и сырья, что приводит к непрерывному истощению “капитала” Земли. Природные ресурсы продолжают истощаться, что делает актуальным внедрение переработки отходов в повседневную жизнь общества [2].
В соответствии с главой 3 Директивы Евросоюза 2002/96/ЕС от 27 января 2003 года «Об отходах ЭЭО» электронное и электрическое оборудование (ЭЭО) обозначает оборудование, принцип действия которого основан на использовании электрического тока или электромагнитных полей. К ЭЭО также относится оборудование для создания, измерения и передачи электрического тока и электромагнитных полей, разработанное для использования под максимально допустимым напряжением в 1000 вольт переменного тока и 1500 вольт постоянного тока. ЭЭО охватывает широкую группу товаров: телекоммуникационное и компьютерное оборудование, медицинское оборудование, сложная бытовая техника и другое. К тому же «отходы электронного и электрического оборудования» обозначают и то оборудование, которое перешло в состояние отходов, включая все подсистемы, компоненты, блоки расходных материалов, являющиеся частью товара в момент его выбрасывания [11].
Состав отходов ЭЭО является достаточно сложным, многие содержащиеся в них вещества представляют опасность для окружающей среды и здоровья человека. В состав обычного персонального компьютера входит более 700 видов химических веществ, десятки металлов и органических соединений, из которых более половины являются вредными для организма человека. Например, 15-дюймовый ЭЛТ-монитор, содержит множество вредных веществ, таких как кадмий, ртуть, поливинилхлорид, бромированные антипирены и другие. Воздействие этих веществ на организм способно вызывать следующие последствия: затруднение дыхания, раздражение дыхательных путей, кашель, удушье, дрожь, нервно-психических расстройства, припадки, кома, которые в случае осложнений могут привести даже к смерти [16].
Телевизоры, холодильники, телефоны, другие электронные и электрические товары содержат свинец, хром, ртуть, а также ряд других, вредных для человека веществ; в состав батареи сотового телефона входит большое количество лития, никеля, кадмия и других тяжелых металлов. Непосредственно захоронение отходов ЭЭО на полигонах приводит к тому, что входящие в их состав тяжелые металлы не подвергаются разложению. Происходит прямое проникновение этих веществ в почву и грунтовые воды, что создает риск отравления людей и скота. Сжигание этих отходов, приводит к выделению ядовитого газа, способствующего образованию кислотных дождей. Переработка этих вышедших из строя электронных и электрических товаров не только снизит вред этих отходов, а также позволит в полной мере использовать содержащиеся в них ценные ресурсы. Например, тонна компьютерных плат содержит около 270 кг пластмасс, 128.7 кг меди, 1 кг железа, 58.5 кг свинца, 39.6 кг олова, 36 кг никеля, 0,9 кг золота и другие драгоценные металлы [16].
Кроме того, переработка металлов, содержащихся в отходах ЭЭО, снижает выбросы парниковых газов. Извлечение этих металлов из отходов имеет меньший углеродный след, чем их производство из первичных материалов. Например, при переработке 1 кг алюминия можно избежать образования 2 кг углекислого газа, 11 грамм диоксида серы и 1,3 кг бокситов остатка (UNEP, 2009) [13].
Анализ результатов исследований по проблеме
Потребитель является отправным пунктом для осуществления успешной переработки отходов, его экологическая информированность, отношение, поведение играют очень важную роль в этом процессе.
Ниже в статье проведен анализ результатов исследований отношения и поведения студентов разных стран к переработке электронных и электрических отходов.
В 2009 году специалисты кафедры экологии Белорусского национального технического университета, провели опрос 114 студентов своего университета и студентов Белорусского государственного экономического университета по обращению с отходами электрического и электронного оборудования. В ходе исследования выяснилось, что 20 % респондентов хранят в домашних условиях вышедшее из строя электронное оборудование, 20 % отдают его кому-нибудь, 13 % разбирают его на части и продают, 9 % выбрасывают отходы вместе с другими бытовыми отходами и только 1 % респондентов сдает в приемные пункты. Опрос также показал, что респонденты готовы участвовать в организованной системе обращения с отходами электронного и электрического оборудования. Если бы существовала такая система, то 45 % респондентов предпочли бы сдавать отходы ЭЭО в специальные городские центры сбора, 30 % — в пункты сбора, организованные в соответствующих магазинах, 20 % — выбрасывать вместе с другими коммунальными отходами [11].
В 2010–2012 гг. специалистами кафедры социологии Белорусского государственного университета было проведено исследование «Экологический образ жизни Минчан». Примерно треть респондентов этого исследования указали, что не в состоянии вести более экологический образ жизни из-за недостаточной экологической информированности. Более того, около двух третей респондентов считают, что основными препятствиями к переориентации на экологический образ жизни являются:
- нехватка собственной инициативы;
- недостаточная поддержка и отсутствие конкретных мер со стороны государства.
Можно сказать, что с одной стороны, для того чтобы перейти на экологически ориентированный образ жизни не хватает знаний и инициативы среди населения; с другой стороны, респонденты возлагают свое пассивное поведение на несовершенство государственной политики в этой области. Авторы данного исследования считают, что отсутствие личной инициативы у граждан может быть причиной недостаточно высокого уровня экологических знаний и низкой мотивированностью на получение новых знаний, необходимых для перехода на экологический образ жизни [8]. Похожие результаты были получены и в ходе исследования уровня экологического сознания у студентов Шанхайского университета (Китай). Результаты этого исследования следующие: 65 % студентов считают, что ответственность за охрану окружающей среды несет правительство страны, почти 50 % студентов считают, что за это должна нести ответственность промышленная индустрия, и только 19 % студентов считают, что охрана окружающей среды является обязанностью каждого человека. Эти два исследования отразили достаточно низкую инициативность по вопросам охраны окружающей среды жителей Беларуси и Китая, их пассивную роль в этом процессе [5]. В Швейцарии ситуация совершенно другая. Экологическое сознание, инициативность, готовность самому что-либо делать для окружающей среды у жителей этой страны находятся на очень высоком уровне [4]. Результаты одного из исследований показали, что 73 % швейцарцев обеспокоены тем, что если они не поменяют свой образ жизни в ближайшем будущем, то может произойти “экологическая катастрофа”. Жители Швейцарии надеются, что правительство страны уделит больше внимания экологическим проблемам, и желают активно участвовать в разрешении этих проблем. 92 % респондентов заявили о полной готовности участвовать в переработке отходов ЭЭО [3].
В Беларуси, в городе Бресте функционирует мусороперерабатывающий завод. Завод обеспечивает себя электричеством в полной мере, но полностью выйти на самоокупаемость пока не в состоянии. Как сообщил руководитель предприятия, немецкие высокие технологии не подходят менталитету белорусов. По его словам: «Немцы привыкли к раздельному сбору мусора, а наши люди складывают все в одно ведро. Поэтому, персоналу предприятия приходится тратить много времени на сортировку мусора, прежде чем запустить процесс его переработки» [12]. Кроме того, 19 марта 2014 года, Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко подверг критике созданную в Беларуси систему сбора и переработки вторсырья. По его словам, в Беларуси сегодня перерабатывается только 12 % отходов, в то время как во многих европейских странах эта цифра достигает 50 %. Президент поручил детально изучить этот вопрос, провести анализ международного опыта и подготовить соответствующие предложения [6].
В 2008 году, компания Nokia, опубликовала доклад об информированности китайских потребителей по вопросам переработки сотовых телефонов. В докладе было указано, что в среднем каждый респондент имеет 4 сотовых телефона. При этом только 1 % респондентов указал, что вышедшие из строя сотовые телефоны сдает в специально организованные пункты переработки отходов такого типа, 5 % просто выбрасывают, 49 % хранят дома, 30 % отдают другим людям, 12 % продают [16].
В 2009 году китайскими специалистами было проведено исследование, охватившее 1173 жителей Пекина (Китай). В ходе анкетирования исследовалось их отношение к переработке электронных и электрических отходов, а также степень их участия в этом процессе. Исследование показало, что за последние три года в каждой семье накапливается в среднем 1.93 штук электронных и электрических отходов подлежащих утилизации. Было выявлено, что 41.79 % отходов ЭЭО были утилизированы через пункты переработки электронных товаров, 36.9 % были выброшены вместе с другими коммунальными отходами, 21.62 % были оставлены дома.
В ходе анкетирования респондентом предлагалось выбрать один из нескольких вариантов избавления от ЭЭО отходов:
1) продать на секонд-хенд рынок;
2) продать мелким торговцам;
3) самостоятельная транспортировка в специально организованные пункты сбора;
4) забор отходов ЭЭО из дома, при этом выплачивается взнос за услугу.
Большинство респондентов (58.59 %) предпочитают продавать отходы ЭЭО на секонд-хенд рынок, 11.36 % продавать мелким торговцам в качестве утильсырья с целью получения дохода. Только 12,6 % респондентов желали бы транспортировать отходы ЭЭО в пункты переработки самостоятельно [14].
В мае 2010 года Бухарестской экономической академией (Румыния) было проведено исследование «Оценка уровня знаний студентов в области бытовых отходов. Их отношение к проблеме». Исследование показало, что большинство студентов обеспокоены вопросами окружающей среды и природных ресурсов, а также проблемами в системе управления отходами (87.94 %). Многие респонденты желают получения большего количества информации, ее регулярного обновления. Студенты также хотели бы видеть большее количество напоминающих памяток о правильной утилизации и сборе отходов, возможностях их переработки. 37 % респондентов были согласны с утверждением: “мне нужны финансовые мотивы для участия в процессах сбора и переработки отходов (дома, в университете, на работе)”. Более 5 % опрошенных сдают мусор в пункты переработки с целью поддержания системы переработки отходов. Респонденты, не участвующие в процессах переработки отходов утверждают, что если система переработки отходов будет налажена лучше, то они готовы принимать в ней участие. Также они считают, что специальные мусорные ящики могут способствовать улучшению сбора отходов [7]. Исследование, проведенное в Беларуси в 2008 году, показало схожие результаты. Респонденты указали, что в повседневной жизни, главным фактором, влияющим на их экологическое поведение являются финансовые мотивы: если конкретное экологическое поведение может принести экономические выгоды, то половина опрошенных готова сделать свое поведение, по отношению к окружающей среде, более дружественным. Сравнивая результаты двух исследований, мы можем заметить, что экономические выгоды способны мотивировать людей к участию в процессе переработки отходов, а также влиять на их экологическое поведение [9].
В 2011 году было проведено исследование «Относящиеся к переработке отходов: демографические показатели, осведомленность, отношение, поведение среди 200 студентов Калифорнийского университета в Беркли». Результаты данного исследования показали, что между отношением и поведением существует явная связь, информированность и поведение связаны в еще большей степени. Эти данные подтверждают, что информированность, знания о том, как правильно осуществлять переработку отходов, являются важными факторами, определяющим вероятность ее осуществления. 58 % студентов считают, что они обладают достаточным уровнем знаний о процессе переработки отходов. 95 % респондентов указали, что лучшее понимание того, как правильно перерабатывать отходы могло бы увеличить степень их участия в этом процессе. В анкете студентам предлагалось также указать мотивы к участию в системе переработки отходов. Были получены следующие результаты:
1) забота об окружающей среде (90 %);
2) экономические интересы (6 %);
3) социальное давление (4 %).
На вопрос о частоте переработки отходов были получены следующие ответы: 36 % студентов участвуют в переработке мусора при каждом случае, 36 % в большинстве случаев, 21.5 % иногда, 6.5 % не участвуют или участвуют очень редко [17].
С июня по июль 2011 года было проведено исследование среди студентов университета Восточной Англии, была собрана 151 анкета. Результаты данного исследования показали, что студенты университета положительно относятся к переработке мусора и сокращению количества отходов в целом. Из них 76.1 % респондентов отметили, что эти вопросы очень важны или важны, менее 7 % респондентов считают переработку отходов неважной. 70.1 % опрошенных указали, что часто участвуют в переработке мусора, 17.7 % — участвуют всегда, 23.1 % — участвуют иногда, 6.8 % студентов признали, что они редко или никогда не участвуют в процессе переработки отходов.
В анкете также предлагалось ответить на вопросы, затрагивающие мотивирующие факторы участия студентов в переработке отходов. Иерархия мотивирующих факторов оказалась следующей:
1) улучшение качества окружающей среды (76,7 %);
2) расчистка земель используемых под полигоны (68,4 процента);
3) удобство инфраструктуры для переработки отходов (58 %);
4) сохранение природных ресурсов (56.9 %);
5) сокращение собственного «экологического следа» (48.65 %) [10].
Таким образом, можно сказать, что обеспокоенность качеством окружающей среды, удобство инфраструктуры являются основными мотивирующими факторами, влияющими на степень участия студентов в процессе переработки отходов. Повышение экологического сознания и информированности студентов в области охраны окружающей среды, можно осуществлять путем увеличения степени их непосредственного участия в этих процессах.
Заключение
Анализируя вышеизложенную информацию об отношении студентов к переработке отходов ЭЭО, можно выделить следующие проблемы и тенденции в развитии ситуации:
1) Экологические сознание, инициативность, мотивированность, степень участия в переработке отходов ЭЭО у жителей развивающихся стран (Беларусь, Китай) находятся на более низком уровне, чем у жителей развитых стран (США, Великобритания, Швейцария, Германия). Это говорит о недостаточности стимулов для участия населения в мероприятиях по охране и защите окружающей среды.
2) Жители Китая и Беларуси продолжают накапливать вышедшее из строя электронное и электрическое оборудование в своих домах. Из-за постоянного улучшение уровня жизни населения развивающихся стран, уровень использования электронных и электрических товаров приближается к уровню их использования в развитых странах. Следовательно, количество накапливаемых отходов ЭЭО будет продолжать расти и вызывать все большую опасность для здоровья семей. Следует также отметить, что большинство людей не в полной мере осознают опасность и риски отходов ЭЭО, хранящихся в доме, или не знают, как безопасно утилизировать эти отходы.
3) В исследованиях проведенных как в Беларуси, так и в Китае, только 1 % респондентов отметил, что они доставляют отходы в специализированные места переработки. Так же как, в исследовании румынских студентов, только 5 % респондентов указали на постоянное участие в процессах переработки отходов. Результаты этих исследований не позволяют считать уровень переработки отходов в этих странах высоким.
4) Экономические выгоды, привычка к переработке отходов, доступность и удобство инфраструктуры для переработки отходов являются важными факторами, определяющими поведение людей в области переработки отходов.
5) Большинство студентов развитых стран проявили позитивное отношение к проблемам окружающей среды и утилизации отходов ЭЭО. Но следует заметить, что хотя респонденты и показывают свою обеспокоенность экологическими проблемами, степень их реального участия в решении этих проблем, остается низкой (например, 90 % американских студентов выразили позитивное отношение к утилизации отходов, но только 36 % из них постоянно участвуют в процессе их переработки; 76 % британских студентов считают, что переработка отходов и уменьшение количества мусора очень важны, но только 17,7 % из них непосредственно участвуют в этих процессах). Как мы можем заметить, между высказываемым отношением и реальным поведением студентов имеет место несоответствие. Это говорит о существовании определенных препятствий, не позволяющих им действовать в соответствии с собственными желаниями, устремлениями, готовностью предпринимать соответствующие меры. Этими препятствиями могут быть не налаженная система управления отходами; состояние, доступность и удобство инфраструктуры; законодательство регулирующее обращение с отходами ЭЭО.
6) Многие студенты хотели бы получать больше информации, касающейся переработки отходов, напоминающих знаков, видеть больше табличек о правильном сборе и утилизации отходов, рисках неправильного обращения с отходами и возможностях их переработки. Это будет являться базой для формирования знаний по обращению с отходами ЭЭО.
Литература:
1. Barr, S. Factors influencing environmental attitudes and behaviors. A UK case study of household waste management. Environment and Behavior. 2007, no. 39 (4), pp 435–473.
2. Cherif, A. H. Towards a rationale for recycling in schools. Heldref Publications, 1995, no. 26 (4), pp 5–10.
3. Cultural aspects in Switzerland — impacts on the e-waste recycling systems. URL: http://www.ewasteguide.info/ch_cultural_aspects
4. International news. URL: http://www.vobu.com.ua/ukr/social/view/29450
5. Kong D., Ytrehus E., Hvatum A., Lin H. Survey on environmental awareness of Shanghai college students, 2014. DOI 10.1007/s11356–014–3221–0.
6. Лукашенко критикует созданную в Беларуси систему сбора и переработки вторсырья за низкую эффективность. URL: http://www.belta.by/ru/all_news/president/Lukashenko-kritikuet-sozdannuju-v-Belarusi-sistemu-sbora-i-pererabotki-vtorsyrja-za-nizkuju-effektivnost_i_663129.html
7. Tartiu, V. Evaluation of Attitudes and knowledge regarding municipal waste among students. Case study: Bucharest Academy of Economics Studies. Economics. Seria management, 2011, vol. 14, issue 1.
8. Титоренко, Л. Г. Экологический образ жизни Минчан. Социологические исследования, 2011, № 3.С- 32–37.
9. Титоренко, Л. Г. Экологические ценности населения Республики Беларусь: Теоретический и Эмпирический уровни. Журнал Социологический Альманах, 2013, № 4. УДК: 316 (1–87).
10. Thang, Q. Ng. Understanding Recycling and Recycling Communication in University Settings: a case study at the University of East Anglia, 2011.
11. Шестаковский, А. Обзор системы обращения с отходами электрического и электронного оборудования в Беларуси и рекомендации по ее совершенствованию / А.Гнедов, Е.Лобанов // Минск: «Центр экологических решений», 2010.
12. Экскурсия на мусороперерабатывающий завод, 15.03.2014 (г. Брест, Беларусь). URL: http://virtualbrest.by/news25791.php
13. United Nations Environmental Program (UNEP). Recycling–from e-wasteresources.URL:http://www.unep.org/PDF/PressReleases/E-Waste_publication_screen_FINALVERSION-sml.pdf; [accessed on 13.11.10].
14. Wang, F., Kuehr R., Ahlquist D., Li J. E-waste in China: a country report. United Nations University, 2013.
15. Xu, L. F. Discussion on E-waste Management and Recycling. Science and Technology Information, 2010, vol.7.
16. Yang, JF. Recovery and Disposal of E-waste. Estate and Science Tribune, 2010, vol.9, p 149.
17. Yolonda, L. W. Relating Recycling: Demographics, Attitudes, Knowledge and Recycling Behavior among UC Berkeley Students. UC Berkeley Student Recycling, 2011.