Ключевые слова:психорегуляция, психологическая подготовка, спортсмен с поражением опорно-двигательного аппарата, адаптивный спорт.
Современный адаптивный спорт характерен значительным увеличением нагрузок, а тренировочный процесс проходит на пределе функциональных возможностей организма спортсмена. Поэтому исход спортивных соревнований определяется в значительной степени психологических факторов. Практический опыт и анализ литературных данных, показывает, что использование приемов психорегуляции, умение воздействовать на глубинные механизмы сознания, мотивационную и эмоциональную сферу, способствует не только стабильности психоэмоционального состояния спортсмена, но и создают благоприятные условия для успешного решения задач на учебно-тренировочном занятии и достижения отличных результатов выступления на соревнованиях [1,3,6]. Ведущие спортивные психологи считают, что результат зависит от психического состояния не только предстартового, но и во время соревнований. Именно поэтому одной из важнейших проблем подготовки спортсмена с поражением опорно-двигательного аппарата является оценка готовности к выступлению, а также разработка методики психорегуляции состояния.
Цель исследования — разработать и апробировать методику психорегуляции состояния легкоатлеток с поражением опорно-двигательного аппарата.
Предполагается, что использование средств психорегуляции в процессе подготовки легкоатлеток с поражением опорно-двигательного аппарата будет способствовать улучшению психоэмоционального состояния и росту спортивных результатов.
В соответствии с задачами нашего исследования, были использованы следующие методы исследования:
- анализ научно-методической литературы;
- педагогическое наблюдение;
- психодиагностические методы;
- методы статистического анализа экспериментальных данных.
В исследовании принимали участие 15 спортсменок, специализирующиеся в спринтерском беге, беге на средние дистанции, толкании ядра в возрасте от 14–16 лет спортивного разряда от 2 взрослого до КМС.
Эксперимент проходил с февраля по июнь 2015 г. Методика коррекции неблагоприятных психических состояний легкоатлеток с поражением опорно-двигательного аппарата на этапе углубленной тренировки включала:
1 неделя: обучение ритуалу предсоревновательного поведения;
2 неделя: введение в «Основы аутотренинга»;
3 неделя: обучение дыхательным упражнениям, подбор успокаивающих записей;
4 неделя: разработка индивидуальных формул оптимального боевого состояния;
5 неделя: индивидуальные сеансы аутотренинга;
6–10 неделю: психорегулирующие тренировки, корректировка формулы боевого состояния;
11 неделя: снижение уровня притязаний;
12 неделя: повторение формулы оптимального боевого состояния.
В начале и конце эксперимента определяли уровень нервно-психической напряженности, психологической подготовленности, психической устойчивости, а так же уровень физической подготовленности. Для оценки нервно-психического напряжения использовался опросник Т. А. Немчина, опросник методики психической устойчивости спортсмена Р. А. Фрестера, а также методика С. М. Гордона, Л. Т. Ямпольского по определению психологической подготовленности спортсмена. В рамках последней методики получили оценки по трем факторам: фрустрационная толерантность (ФТ), самоконтроль (С) и волевая активность (ВА).
Анализ психической подготовленности в феврале 2015 г. показал, что практически у всех испытуемых спортсменок уровень нервно-психического напряжения был высоким, а психическая устойчивость к соревновательным ситуациям средним и низким. Это объясняется тем, что для многих спортсменок соревновательный сезон подходил к концу. В таблице 1 мы видим, что после использования методов психорегуляции у спортсменов снизился уровень нервно-психического напряжения, повысилась психическая устойчивость, повысилась устойчивость к соревновательным нагрузкам, волевая активность, спортсмены овладели навыками саморегуляции. Это является важной составляющей высоких спортивных результатов.
Таблица 1
Сравнительный анализ психической подготовленности
Ф.И., разряд, возраст |
НПН (Фев. 2015 г.) |
НПН (Июнь 2015 г.) |
Псих. Устойчивость (Фев. 2015 г.) |
Псих. Устойчивость (Июнь 2015 г.) |
Псих. Подготовленность (Фев. 2015 г.) |
Псих. Подготовленность (Июнь 2015 г.) |
1 взр.,16 лет |
72 |
50 |
49 |
36 |
ФТ-9 С-2 ВА-17 |
ФТ-20 С-7 ВА-21 |
1 взр.,16 лет |
71 |
50 |
49 |
38 |
ФТ-8 С-6 ВА-8 |
ФТ-19 С-9 ВА-17 |
КМС 16 лет |
71 |
52 |
40 |
35 |
ФТ-20 С-13 ВА-23 |
ФТ-23 С-15 ВА-25 |
1 взр.,16 лет |
74 |
50 |
36 |
33 |
ФТ-20 С-13 ВА-23 |
ФТ-23 С-15 ВА-23 |
2 взр.,14 лет |
57 |
50 |
36 |
33 |
ФТ-20 С-11 ВА-22 |
ФТ-20 С-14 ВА-23 |
2 взр.,15 лет |
75 |
53 |
36 |
36 |
ФТ-19 С-6 ВА-19 |
ФТ-20 С-10 ВА-21 |
2 взр.,15 лет |
55 |
49 |
35 |
33 |
ФТ-10 С-4 ВА-11 |
ФТ-14 С-7 ВА-21 |
1 взр, 15 лет |
35 |
45 |
40 |
36 |
ФТ-22 С-12 ВА-17 |
ФТ-26 С-12 ВА-17 |
1 взр.,16 лет |
48 |
51 |
44 |
35 |
ФТ-20 С-6, ВА-17 |
ФТ-21 С-7, ВА-21 |
1 взр.,15 лет |
55 |
51 |
43 |
37 |
ФТ-19 С-2, ВА-10 |
ФТ-20 С-7, ВА-20 |
1 взр.,14 лет |
47 |
50 |
39 |
34 |
ФТ-26 С-6, ВА-21 |
ФТ-26 С-7,иВА-21 |
2 взр.,15 лет |
70 |
55 |
49 |
39 |
ФТ-11 С-1,ВА-9 |
ФТ-19 С-7,ВА-16 |
1 взр.,14 лет |
73 |
50 |
39 |
34 |
ФТ-19 С-6,ВА-20 |
ФТ-23 С-9,ВА-22 |
1 взр.,14 лет |
65 |
52 |
40 |
35 |
ФТ-20 С-8,ВА-17 |
ФТ-22 С-7,ВА-20 |
1 взр.,15 лет |
71 |
52 |
46 |
37 |
ФТ-13 С-4,ВА-17 |
ФТ-19 С-6,ВА-20 |
В результате проведенного эксперимента разработанная методика коррекции неблагоприятных состояний доказала свою эффективность при использовании с легкоатлетами с поражением опорно-двигательного аппарата. В результате применения методики в сочетании с проведением стандартного тренировочного процесса в течение 5 месяцев средний прирост соревновательного результата спортсменок-участниц эксперимента составил 16,1 %, что выше годового среднестатистического прироста результата для спортсменок данного возраста и квалификации. Для оценки прироста показателей результатов была использована формула, предложенная В. И. Усаковым.
По результатам проведенного эксперимента, были сформулированы практические рекомендации. Рекомендуется применять методику — 4 месяца, количество сеансов — 3 раза в неделю. Проводить занятия как до, так и после тренировки. Продолжительность сеанса 15–45 минут, в зависимости от специфики занятия. Методика универсальна и дает положительные результаты для юных спортсменок с поражением опорно-двигательного аппарата различных специализаций и категории инвалидности.
Литература:
1. Акимова, Л. Н. Психология спорта: учебное пособие / Л. Н. Акимова.-Одесса: Негоциант, 2004. — 127 с.
2. Булкин, В.А., Киселев Ю. Я., Крючек С. С. Оперативная диагностика эмоционального возбуждения у спортсменов. В сб. Психологические проблемы предсоревновательной подготовки квалифицированных спортсменов. — Л.: ЛНИИФК, 1977. — с.
3. Выготский, Л. С. Психология: учебник /Л. С. Выготский. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000–1008 с.
4. Медведев, В. В. О психических состояниях в спортивной деятельности.. — 48 с.
5. Родионов, А. В. Психология спорта высших достижений. -М.: ФиС, 1979.
6. Родионов, А. В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. — М.: ФиС, 1983. — 112 с.
7. Сопов, В. Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте. — М., 2010. — 120 с.