Влияние физических упражнений на умственную деятельность студентов и их взаимосвязь | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №18 (98) сентябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 18.09.2015

Статья просмотрена: 33394 раза

Библиографическое описание:

Любаев, А. В. Влияние физических упражнений на умственную деятельность студентов и их взаимосвязь / А. В. Любаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 18 (98). — С. 423-425. — URL: https://moluch.ru/archive/98/22112/ (дата обращения: 15.11.2024).

В статье рассматривается зависимость основ здорового образа жизни и адаптации к умственным нагрузкам студентов. Физические нагрузки представлены как основной фактор, способствующий улучшению умственной работоспособности студенческой молодежи в процессе их обучения в ВУЗе.

Ключевые слова: здоровье, двигательная активность, умственная работоспособность, физические упражнения, обмен веществ.

 

The article discusses the relationship and healthy life and to adapt to the mental stress of students. Physical activities are presented as the main factor contributing to the improvement of mental health of students in the course of their training at the university.

Key words: health, physical activity, mental performance, physical exercise, metabolism.

 

Здоровье — важнейшая ценность. Хорошее здоровье — является необходимой основой для выполнения индивидом его социальных и биологических функций.

Проблема эффективного усвоения нового материала — одна из главных проблем, с которой приходится столкнуться студентам, обучающимся в ВУЗе так как учеба в высшей школе проходит на фоне напряжения адаптационных возможностей в новых условиях деятельности, проходящей на фоне повышенных эмоциональных нагрузок, знакомстве с большим объемом новой специальной информации, в условиях авитаминоза и гиподинамии. Эмоциональное, нервно-психическое, напряжение влечет разнообразные изменения в деятельности дыхательной, сердечно-сосудистой системах, и других органов и систем, приводящих к переутомлению и проблемам со здоровьем.

Изучение учебной нагрузки, в разных аспектах, включающих психофизиологическую и социально-психологическую составляющую, является востребованным направлением научных исследований.

Одним из условий формирования и совершенствования механизмов адаптации к умственным нагрузкам является двигательная активность, которая может выступать как оптимизирующий и как дезадаптивный фактор — при нерациональном ее применении. Физические нагрузки вызывают перестройки различных функций организма, воздействуют на умственную работоспособность, внимание, оперативное мышление, объем переработанной информации.

Важной характеристикой личности студента является его интеллект. Интеллект — это способность к мышлению, рациональному познанию. Интеллект характеризуют умственные способности, формирование и развитие которых происходит на протяжении всей жизни, но в основном в школьные и студенческие годы [3, c.169].

Оптимально подобранный режим двигательной активности, физические упражнения, положительно влияют на психические процессы, формирование умственной устойчивости к напряженной интеллектуальной деятельности. Для этого необходимо выполнять физические упражнения оптимальной длительности и интенсивности это приведет к повышению их умственной работоспособности.

Всякая двигательная активность приводит к повышению обменных процессов в организме. Оптимально подобранные нагрузки увеличивают умственную и физическую работоспособность. При этом нельзя забывать, что значительное увеличение объема и интенсивности интеллектуальной и физической активности вызывает у человека быстрое утомление, и снижение эффективности труда [4, c.75]. При этом происходит замедление скорости переработки информации, ухудшение памяти и усвоения теоретического материала. Появление утомления является сигналом, предупреждающим о наступлении перенапряжения организма [4, c.77].

Многие исследователи работают над вопросами изучения различных сторон взаимосвязи двигательной активности и умственных способностей. При этом до сих пор не определен оптимальный уровень двигательной активности, при котором интеллектуальная деятельность человека достигала бы пика.

Как свидетельствуют данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра РАМН, в последние годы количество здоровых студентов уменьшилось в пять раз. К такому резкому ухудшению здоровья растущего поколения привело несовершенство и низкий уровень существующей системы физического воспитания детей, в основе которой отсутствует принцип единства психического и физического развития [5, c.131].

Основной детерминатой такого положения является гиподинамия. При понижении двигательной активности происходит снижение обмена веществ и информации, поступающей в мозг из мышечных рецепторов, что вызывает нарушение регулирующей функции головного мозга и сказывается на работе всех органов. Таким образом, только развивая опорно-двигательный аппарат, предотвращая нарушение осанки, стимулируя функцию дыхательной и сердечнососудистой систем можно создать условия для нормального роста и развития растущего организма [6, c.160].

Эффективная деятельность мозга нуждается в том, чтобы т к нему постоянно поступали импульсы от разных систем организма, которые почти наполовину состоят из мышц. Благодаря работе мышц в мозг поступает огромное количество нервных импульсов, обогащающих его и поддерживающих в работоспособном состоянии. Во время выполнения интеллектуальной деятельности в организме усиливается электрическая активность мышц, отражающая напряжение скелетной мускулатуры. Чем больше нагрузка мозг и чем сильнее выражено умственное утомление, тем более создается генерализованное мышечное напряжение. Взаимосвязь физической активности с интеллектуальной деятельностью проявляется в следующих закономерностях [6, c.178].

В момент напряженной интеллектуальной деятельности в организме выражение лица становится сосредоточенным, губы сжимаются и это тем заметнее, чем ярче эмоции и сложнее решаемая задача. Во время усвоения какого-либо заданного материала в организме неосознанно сокращаются и напрягаются мышцы, выпрямляющие и сгибающие коленный сустав. Это происходит в результате того, что импульсы, идущие от напряженных мышц в Центральную нервную систему стимулируют работу мозга, помогают ему поддерживать необходимый тонус [7, c.109].

Во время выполнения действий, не требующих физических усилий и слаженных движений часто напрягаются мышцы шеи и плечевого пояса, а также мышц лица и речевого аппарата, потому как их активность довольно тесно связана с нервными центрами, ответственными за внимание, эмоции, речь. При длительном и интенсивно занятии письмом, напряжение постепенно перемещается от пальцев к мышцам плечевого пояса и плеча. Потому что нервная система стремится к активизации коры головного мозга и поддержанию работоспособности [2, c.150]. Длительное выполнение такой работы вызывает привыкание к таким раздражителям, в результате запускается процесс торможения, снижения работоспособности, потому как кора головного мозга не в состоянии справляться с продолжающимся нервным возбуждением, и оно начинает распространяться по всей мышечной системе. Избавиться от него, освободить мускулатуру от лишнего напряжения возможно при помощи физических упражнений, активных движений [1, c.94].

Работоспособность головного мозга и нервную систему возможно очень долго поддерживать, чередую напряжение и сокращение разных мышечных групп с ритмическим последующими расслаблением и растяжением. Такой вид движений для свойственен бегу, ходьбе, передвижению на коньках, лыжах.

Условием эффективной интеллектуальной деятельности является как и тренированный мозг, так и тренированное тело, мускулатуру, помогающую нервной системе справиться с умственными нагрузками.

Активность и устойчивость внимания, памяти, переработки информации восприятия, напрямую зависит от уровня физической подготовки организма. Протекание психических процессов сильно зависит от физических качеств организма — выносливости, быстроты, силы и др. Таким образом, рационально подобранная физическая нагрузка до, в процессе и после окончания интеллектуальной деятельности непосредственно влияет на интенсивность работоспособности головного мозга.

Важным моментом в такой ситуации имеет определение именно того уровня двигательной активности, при котором наилучшим образом достигается максимальная планка работоспособности. Эффект полного восстановления возможен только при определенном уровне нагрузок, соответствующих уровню физической подготовки человека. При этом небольшие физические нагрузки не окажут существенного воздействия. Чрезмерные же нагрузки приводят к переутомлению и значительному снижению работоспособности.

Подводя итог проделанной работе, можно с уверенностью заявить, что влияние на умственную деятельность интенсивных физических нагрузок проявляется в активизации защитных процессов, что является важным средством их тренировки и повышения умственной работоспособности. Такие динамические упражнения, как ходьба на лыжах, бег, передвижение с рюкзаком и т. д. способствуют расширению механизмов и способов защитно-приспособительных процессов в головном мозге.

Можно с уверенностью сделать вывод, что способы, повышающие здоровье и общее физическое состояние, такие как занятия физической культурой и спортом на уровне общего развития, действительно оказывают благотворное влияние на учебную успеваемость студентов.

 

Литература:

 

1.                  Абаскалова Н. П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа — вуз»: автореф. докт. дис., Барнаул, 2004. — 148 с.

2.                  Агаджанян Н. А. Адаптация и резервы организма. — М.: ФК и С., 2005. — 176 с.

3.                  Булич Е. В. Физиолого-гигиеническая характеристика влияния занятий физическим воспитанием на умственную работоспособность и психоэмоциональную устойчивость студентов. Ученые записки — СГУ, 2011,- 320 с.

4.                  Виленский В. И. Физическая культура студента. — М: Гардарики, 2005, — 110 с.

5.                  Гущина С. В. Состояние здоровья учащихся в высших учебных заведениях // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, Ставрополь: Изд-во СГУ, 2009. — 180 с.

6.                  Полиевский С. А., Кабачков В. А., Профессиональная направленность физического воспитания в вузах. — М: Высшая школа, 2005, — 190 с.

7.                  Полиевский С. А. Стимуляция двигательной активности. — М.: Здоровье, 2007. — 216 с.

Основные термины (генерируются автоматически): двигательная активность, головной мозг, умственная работоспособность, интеллектуальная деятельность, нагрузка, нервная система, напряженная интеллектуальная деятельность, плечевой пояс, процесс, физическая активность.


Похожие статьи

Профессионально-личностное воспитание студентов в процессе занятий физической культурой и спортом

В статье рассмотрен вопрос о важности физических нагрузок в жизни студента, которые проявляются в регулярных занятиях физической культурой. В работе затронут механизм влияния физической культуры на организм и здоровье студентов, раскрыта значимость з...

Межличностная аттракция у дошкольников как особый вид социальной установки в период адаптации

Статья посвящена вопросам адаптации дошкольников и влиянии социальных установок в межличностном восприятии. Исследование посвящено выявлению тех факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между детьми и между педагог...

Влияние физической культуры на интеллектуальную деятельность студента

В данной статье дается краткий обзор положительного влияния физической культуры на интеллектуальную активность студентов. В ней подчеркиваются преимущества регулярной физической активности, включая улучшение работы мозга, повышение успеваемости, улуч...

Оздоровительное плавание как способ повышения физической активности студентов высших учебных заведений

В статье автор исследует роль оздоровительного плавания в повышении физической активности студентов высших учебных заведений. Плавание описывается как один из наиболее эффективных и полезных способов улучшения физической формы и общего благополучия с...

Адаптационные процессы под влиянием физических нагрузок

Отладить адаптационные процессы спортигровиков поможет правильно организованная тренерская деятельность. Поэтому актуальность данной проблемы определяется в сближении подходов к индивидуальным особенностям игровиков, формировании эмоционального конта...

Определение соответствия физических нагрузок индивидуальным возможностям занимающихся на основе динамики ЧСС

В статье анализируется динамика частоты сердечных сокращений с целью определения соответствия физических нагрузок индивидуальным возможностям студенток, выявлена реакция сердечно-сосудистой системы на каждое упражнение в процессе занятий физического ...

Игровая деятельность как средство обучения английскому языку детей дошкольного возраста

Статья посвящена теме изучения английского языка в дошкольном возрасте, эффективности и пользе для развития умственных способностей детей, благотворном влиянии на эмоциональное развитие, развитие внимания, памяти, воображения и образного мышления. Ва...

Роль физической культуры в жизни студента

Статья подробно рассматривает значимость физической культуры в повседневной жизни студентов. Автор анализирует, как регулярные занятия физической культурой способствуют улучшению физического здоровья, психического благополучия и академической успевае...

Проблема мотивации учебной деятельности у детей младшего подросткового возраста с девиантным поведением

В статье описывается теоретические аспекты влияния мотивации на учебную деятельность у детей с девиантным поведением обучающихся в среднем звене. Излагаются результаты исследования, направленные на выявление содержательных и структурных особенностей ...

Методы построения уникального тренировочного процесса

В настоящем исследовании рассматривается влияние повседневных действий человека и образа жизни на мышечный корсет и опорно-двигательный аппарат. Автор указывает на негативное воздействие долгого сидения в неправильных позах на работе, долгого периода...

Похожие статьи

Профессионально-личностное воспитание студентов в процессе занятий физической культурой и спортом

В статье рассмотрен вопрос о важности физических нагрузок в жизни студента, которые проявляются в регулярных занятиях физической культурой. В работе затронут механизм влияния физической культуры на организм и здоровье студентов, раскрыта значимость з...

Межличностная аттракция у дошкольников как особый вид социальной установки в период адаптации

Статья посвящена вопросам адаптации дошкольников и влиянии социальных установок в межличностном восприятии. Исследование посвящено выявлению тех факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между детьми и между педагог...

Влияние физической культуры на интеллектуальную деятельность студента

В данной статье дается краткий обзор положительного влияния физической культуры на интеллектуальную активность студентов. В ней подчеркиваются преимущества регулярной физической активности, включая улучшение работы мозга, повышение успеваемости, улуч...

Оздоровительное плавание как способ повышения физической активности студентов высших учебных заведений

В статье автор исследует роль оздоровительного плавания в повышении физической активности студентов высших учебных заведений. Плавание описывается как один из наиболее эффективных и полезных способов улучшения физической формы и общего благополучия с...

Адаптационные процессы под влиянием физических нагрузок

Отладить адаптационные процессы спортигровиков поможет правильно организованная тренерская деятельность. Поэтому актуальность данной проблемы определяется в сближении подходов к индивидуальным особенностям игровиков, формировании эмоционального конта...

Определение соответствия физических нагрузок индивидуальным возможностям занимающихся на основе динамики ЧСС

В статье анализируется динамика частоты сердечных сокращений с целью определения соответствия физических нагрузок индивидуальным возможностям студенток, выявлена реакция сердечно-сосудистой системы на каждое упражнение в процессе занятий физического ...

Игровая деятельность как средство обучения английскому языку детей дошкольного возраста

Статья посвящена теме изучения английского языка в дошкольном возрасте, эффективности и пользе для развития умственных способностей детей, благотворном влиянии на эмоциональное развитие, развитие внимания, памяти, воображения и образного мышления. Ва...

Роль физической культуры в жизни студента

Статья подробно рассматривает значимость физической культуры в повседневной жизни студентов. Автор анализирует, как регулярные занятия физической культурой способствуют улучшению физического здоровья, психического благополучия и академической успевае...

Проблема мотивации учебной деятельности у детей младшего подросткового возраста с девиантным поведением

В статье описывается теоретические аспекты влияния мотивации на учебную деятельность у детей с девиантным поведением обучающихся в среднем звене. Излагаются результаты исследования, направленные на выявление содержательных и структурных особенностей ...

Методы построения уникального тренировочного процесса

В настоящем исследовании рассматривается влияние повседневных действий человека и образа жизни на мышечный корсет и опорно-двигательный аппарат. Автор указывает на негативное воздействие долгого сидения в неправильных позах на работе, долгого периода...

Задать вопрос