Статья посвящена проблемным вопросам импортозамещения в России в условиях функционирования экономических санкций, введенных США и странами Западной Европы. В статье проанализированы различные сферы производства, импортозамещение товаров, работ и услуг в которых происходит достаточно успешно; а также выявлены проблемные сферы и направления.
Ключевые слова:санкции, импортозамещение, меры государственной поддержки, эмбарго.
Проблема импортозамещения отнюдь не нова для современной России. Она нашла отражение в ряде положений, содержащихся в 7 указах Президента РФ и около 200 федеральных законов, которые регулируют вопросы национальной безопасности [6, с. 3].
Однако, по-особому она зазвучала не так давно и остается актуальнейшей и сегодня. А связано это с тем, что вот уже более года наша страна пребывает в условиях применения со стороны США и стран Евросоюза широкомасштабных санкций, коснувшихся в первую очередь, экономической сферы.
Санкции, в целом, можно определить как меры ограничительного или запретительного характера, имеющие, как правило, экономическую направленность, и на первый взгляд, оказывающие исключительно негативное воздействие на субъект, в отношении которого они приняты.
В результате применения США и странами Западной Европы в отношении нашей страны целого комплекса санкций, в том числе и экономического характера, ударивших наиболее сильно по экономике страны, можно говорить о признаках наступления экономического кризиса, затронувшего, все сферы общественной жизни.
В частности, применяемые санкции предусматривают ограничение доступа американских и европейских инвесторов к средне- и долгосрочным долговым инструментам. Американским гражданам и компаниям запрещено выделять российским банкам в соответствии с установленным перечнем или связанным с ними юридическим лицам кредиты и другие инструменты валютного рынка на срок более чем 90 дней. С 1 августа 2014 года аналогичные санкции вступили в силу со стороны Евросоюза и действуют до сих пор.
Указанные ограничения, введённые Западом против России, сделали безотлагательным решение давно назревшей проблемы импортозамещения. Обнажилась серьезнейшая проблема зависимости доходов бюджета России от добывающей промышленности и экспорта нефтегазового сектора. Особенно это заметно в момент резкого изменения цены на нефть на мировом рынке [4, c.383]. Назрела необходимость «перестраивать» российскую экономику на «новые рельсы», развивая свое производство в условиях импортозамещения.
Так, Виталий Тарлавский, руководитель аналитического центра электронного журнала «Экономика и жизнь» в обоснование вышеуказанной позиции приводит для примера следующие сравнительные производственные показатели, характерные для России, США и некоторых других стран:
1. Производство продукции в отечественной обрабатывающей промышленности на душу населения в 2010 г. составило 504 долл. (в ценах 2000 г.). Разрыв с Америкой — 11 раз, с лидерами — Сингапуром и Японией — 16 раз.
2. Производство электромоторов, генераторов и трансформаторов на душу населения: отставание от США — 2,6 раза, от Германии — 5,2, от Финляндии — 14,6.
3. Производство одежды на душу населения: разрыв с Америкой — 5,9 раза, Германией — 4,4, Южной Кореей — 16,4, Бразилией — двукратный.
4. Производство медицинской аппаратуры на душу населения: в 29 раз меньше США, в 17 раз меньше Германии; соответственно, лекарств — в 66 и в 31 раз меньше [5].
Анализируя эти данные, можно с уверенностью сказать, что в российской экономике, как до введения экономических санкций, так и сегодня существует недопустимая зависимость от импорта и сырьевой конъюнктуры, что, безусловно, подрывает национальную безопасность. Понятия импортозамещения и повышения национальной безопасности теснейшим образом взаимосвязаны.
Под импортозамещением понимается уменьшение или прекращение импорта определенного товара посредством производства, выпуска в стране такого же или аналогичного продукта [3, с. 12], тогда как экономическая безопасность — это состояние национальной экономики, при котором обеспечиваются защита национальных интересов, устойчивость к внутренним и внешним угрозам, способность к развитию и защищенность жизненно важных интересов людей, общества, государства.
При решении проблемы импортозамещения необходим комплексный подход, учитывающий уровень развития российской экономики, качество и конкурентоспособность отечественной продукции, уровень инновационного развития предприятий реального сектора экономики и другие факторы и особенности России.
А начинать решение указанной проблемы необходимо с определения наиболее уязвимых отраслей российской промышленности по показателям импортозависимости и выбора мер государственной поддержки для каждой из отраслей в области импортозамещения.
Практически все отрасли российской экономики в большей или меньшей степени являются импортозависимыми, что наглядно проиллюстрировано в следующей таблице [5].
Таблица 1
Импортозависимые отрасли российской промышленности
Отрасль промышленности |
Доля импорта в потреблении продукции в целом по отрасли с учётом полных затрат, % |
Лёгкая промышленность |
82 |
Машины и оборудование |
27 |
Химия и нефтехимия |
21 |
Пищевая промышленность |
20 |
Производство стройматериалов |
18 |
Производство сельхозпродукции |
12 |
Из указанной таблицы видно, что в наиболее плачевном состоянии находятся легкая промышленность и машинное производство. Эти отрасли вряд ли удастся в короткие сроки «поднять с колен», во всяком случае, без значительных, а в период действия санкций, зачастую, неоправданных вложений государства в разработку и реализацию мер, направленных на поддержку анализируемых сфер производства.
Что же касается иных сфер отечественной промышленности, то неожиданный положительный экономический эффект на развитие отечественной пищевой промышленности и производство сельскохозяйственной продукции в условиях санкций, как ни странно, оказали введенные со стороны Российской Федерации контрсанкции, коснувшиеся запрета на ввоз широкой продуктовой линейки продовольственных товаров, изготовленных в странах, присоединившихся к указанным санкциям.
Так, Указом Президента РФ от 06.08.2014 N 560 (с изменениями от 24.06.2015) «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» введен запрет либо ограничение на осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Указа [1].
Во исполнение этого Указа Правительство РФ Постановлением от 07.08.2014 N 778 (в редакции от 13.08.2015) «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560 и от 24 июня 2015 г. N 320» ввело сроком на один год запрет на ввоз в РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются США, страны ЕС, Канада, Австралия и Королевство Норвегия, по перечню согласно Приложению к упомянутому Постановлению [2]. Речь идет о так называемом «продуктовом эмбарго».
Эти меры неожиданно оказали на российское предпринимательство благоприятное влияние. В первую очередь, это коснулось малого предпринимательства, нашедшего свою нишу, в условиях усугубляющейся проблеме иностранного товарозамещения.
Так, в обстановке ужесточения экономических санкций, большой стимул получило малое и среднее предпринимательство, в основе деятельности которого лежит фермерство, животноводство и сельское хозяйство.
Существенный спад конкуренции со стороны иностранных товаров предоставил реальные возможности для развития отечественного производства и импортозамещения, которое активно поддерживает государство и сейчас.
В частности, меры государственной поддержки предприятий указанных сфер сегодня выражаются в применении налоговых каникул, устранении бюрократических препятствий, снижения объемов налогообложения, дополнительном финансировании, сокращения проверок для малого предпринимательства России.
Формой осуществления финансовой поддержки явилось предоставление субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам таких организаций.
Ужесточение экономических санкций — это хорошая возможность для отечественных импортозамещающих компаний малого и среднего бизнеса увеличить продажи и развить свое производство; они открывают новые горизонты развития отечественного малого и среднего предпринимательства, формируя благоприятную организационную, финансовую и правовую основу для функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства, основу деятельности которых составляет пищевая промышленность и сельское хозяйство.
Таким образом, поддержка указанных сфер промышленности особо необходима сейчас, в современных условиях российской действительности.
Однако что делать с иными, более уязвимыми по доле импортозависимости отраслями? Исключительная сложность этой проблемы усугубляется тем, что из-за санкций мы больше не сможем закупать на Западе в требуемых объемах и номенклатурных позициях новейшее технологическое оборудование для ведущих отраслей экономики.
Одним из выходов из указанного положения может явиться приобретение широкой линейки товаров и технологий у стран, не присоединившихся к антироссийским санкциям, прежде всего у наших партнеров по объединению БРИКС. Однако, не стоит забывать, что импортозамещение не должно превратиться в банальную замену традиционных поставщиков импортных товаров другими.
Но и при переходе полностью на отечественную продукцию придётся весьма дорого заплатить за развитие столь зависимых от импортного сырья и технологий сфер промышленности. А на это вряд ли сегодня пойдет российское государство. Да и такой шаг не является оправданным. Ни одна экономика не производит все необходимые стране товары.
Отсюда возникает дилемма: замещать ли всё, что отдано на откуп мировой глобализации, или же выбирать самые перспективные точки роста, вложения в которые повлекут за собой заметный мультипликативный эффект?
То есть должна ли в принципе наша страна производить всю номенклатуру товаров, или всё же оставить какие-то секторы для свободного рынка? Очевидно, что распылять средства на все без исключения — непростительная ошибка.
Безусловно, импортозамещение может и должно базироваться на мощном технологическом рывке национальной промышленности, на поддержке наиболее конкурентоспособных отраслей отечественной промышленности.
Но главное, нашей стране предстоит воспользоваться представившимся шансом и упрочить усилия собственных ученых и промышленников на результативное интеллектуальное творчество, а также создать необходимые условия для внедрения прогрессивных разработок в производство.
Насколько эффективными будут современные аспекты государственной политики по импортозамещению в условиях функционирования экономических санкций — покажет время, однако уже сейчас можно говорить о положительной реакции сфер пищевой промышленности и сельского хозяйства на применяемые меры государственной поддержки.
Литература:
1. Указ Президента РФ от 06.08.2014 N 560 (с изм. от 24.06.2015) «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» // «Российская газета», N 176, 07.08.2014.
2. Постановление Правительства РФ от 07.08.2014 N 778 (в ред. от 13.08.2015) «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560 и от 24 июня 2015 г. N 320» // «Российская газета», N 178, 08.08.2014.
3. Захарова Е. В. «Важность инновационного импортозамещения в условиях международных санкций против российской экономики» // Журнал «Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики», — 2014. — № 12.
4. Рогов А. В. Зависимость доходов бюджета России от экспорта нефтегазового сектора [Текст] / А. В. Рогов // Молодой ученый. — 2014. — № 20. — С. 383–386.
5. Тарлавский В. «Импортозамещение: хотеть недостаточно» // «Экономика и жизнь», 22.10. 2014г. [Электронный ресурс] http://www.eg-online.ru
6. Тюрин С. «Импортозамещение — альтернатива превращению России в полуколониальную державу» // «Торгово-промышленные ведомости. Издание Торгово-промышленной Палаты РФ», — 2014. — № 10.