В древности Маргианой называли земли, расположенные в дельте реки Мургап (древнее название Марг). В древнейшем письменном источнике Авесте Маргиана упоминается как Моуру, Моурв. Самое раннее упоминание об этой стране есть и в Бехистунской надписи Ахаменидского царя Дария I (I тыс. до н. э.). Греческие историки, открывшие для себя Центральную Азию во время восточных походов Александра Македонского, эту область стали называть удобным для произношения словом Маргиана. В средние века под воздействием арабского языка эти земли назвали Мервом, а сейчас это Марыйский велаят Туркменистана.
Последовательные археологические исследования, проводимые в нижнем течении реки Мургап с 1972 года под руководством ныне покойного известного российского ученого В. И. Сарианиди, открыли неизвестные доселе глубины древней культуры. По мнению многих ученых, наряду с Египтом, Месопотамией, Индией и Китаем, это пятый центр мировой цивилизации, относящийся к III-II тысячелетию до н. э.
В исторической науке этот период называется бронзовый век. Искусство этого времени особое явление в развитии общечеловеческой культуры. В результате археологических работ обнаружено множество произведений древнего изобразительного искусства. Сотни этих произведений выставлены в экспозициях и хранятся в фондах музеев Туркменистана.
Обилие мотивов и образов, дающих понятие о строении мира, его происхождении, его гармонии является одной из примечательных черт искусства Маргианского археологического комплекса. Дошедшие до нас такие изображения, интересны не только сами по себе, как памятники истории и искусства, но и тем, что раскрывают картину развития материальной и духовной культуры наших далеких предков.
Свои понятия об устройстве мира древние племена, проживавшие на территории Туркменистана, в том числе и в Маргиане, излагали простыми символами, которые вылились в своеобразную систему идеограмм. Они возникли в глубине веков и с изменением религиозных представлений претерпели изменения внешние и по содержанию. Несмотря на это, основной вид и содержание этих символов были сходны во всех местах, где развивались астральные культы.
Интересно в этом плане удивительное бронзовое изделие, выставленное в археологической экспозиции Историко-краеведческого музея Марыйского велаята. Это украшение со скульптурным рельефом, по форме и, вероятно, функции напоминает туркменское нагрудное украшение треугольной формы — «тумар». Подобные виды мужских нагрудных украшений были распространены в Древней Маргиане, их формы были связаны с древними культами. [2]. Например, треугольник вершиной вниз символизировал женское начало, а треугольник вершиной вверх — мужской символ, мужское начало [3, с.42; 7, с.29–31].
Это украшение изготовлено в виде рельефной пластины, в форме равнобедренного треугольника, на ней изображена гора, на которую взбираются пять крупных горных козлов с мощными рогами, а на вершине горы изображена восьмиконечная звезда, под ней четыре ряда рельефного орнамента из выпуклых чешуек, изображающих, скорее всего, каменные уступы или волны воды. Четыре выпуклых шишечки также изображены в центре звезды. В нижней части украшения с обеих сторон имеются отверстия, видимо, для его крепления.
Особой чертой данного изделия является монументальность и почти скульптурная выразительность даже при малой форме (высота изделия 13 см), ритмическое чередование изображений и фона, создающее ощущение пространственности, симметрия в расположении фигур. Замысловатый и извилистый контур верхней части украшения образован плавными очертаниями закругленных рогов и спин животных.
В передаче животных мастер сохраняет верность наблюдению природы — отсюда и динамичность поз, точность пропорций, объемность и пластичность изображенных фигур. Рельеф пластичен и безукоризненно точен, он не отягощен излишними подробностями, изобразительные средства, пожалуй, даже лаконичны. Так, мускулатура животных передана как бы в условной обнаженности мышечной анатомии. Туловища всех животных изображены в момент подъема в гору, они приподняты в передней части. На задних конечностях четко выделена верхняя часть и сделан правильный изгиб в области скакательного сустава. Фигуры животных изображены в профиль, а рогатые головы в фас. При всей миниатюрности изделия мастеру все же удалось передать стремительность, грацию и красоту этих прекрасных животных.
Культ неба и небесных тел занимает важное место в системе древних верований. Они возникли на определенном этапе общественно-экономического развития и были присущи в разной степени всем земледельческим и скотоводческо-рыболовным племенам. Развитие “небесных” культов в Западной Европе, на Кавказе, в Азии, в том числе и на территории Туркменистана, в основном совпало с бронзовым веком. Правда, зачатки их встречаются и в неолите, но только в бронзовом веке они распространяются, часто в очень сложном и отличном друг от друга виде, повсеместно. Вместе с тем, несмотря на территориальные и хронологические различия, схожесть религиозных взглядов, связанных с небесными телами, привела к созданию единой системы их материального изложения, символов-идеограмм. Их изучение способствует лучшему пониманию общих характеристик и особенностей космических культов, широко распространенных среди древних племен.
“Небесные” религиозные понятия племен, проживавших на территории Туркменистана, в том числе и в Маргиане, также вылились в своеобразную систему символов-идеограмм, которые занимают важное место в ее орнаментике. Эти символы возникли в глубине веков и с изменением религиозных представлений претерпели изменения внешние и по содержанию. Несмотря на это, основной вид и содержание этих символов были сходны во всех местах, где развивались астральные культы.
В искусстве Древней Маргианы часто встречаются восьмичастные символы различных начертаний. Восьмилучевая звезда получается в результате сочетания прямого и косого крестов. Эти символы можно видеть на керамике, мелкой пластике, изделиях из камня и кости, художественном металле, украшениях, произведениях мозаики, сфрагистики и глиптики.
Звезда — традиционный символ независимости и божественности. С эпохи бронзы восьмилучевая звезда (т. е. сочетание прямого и косого крестов) была символом соединения мужского и женского начал, созидающих жизнь, также она понималась как солнечный символ. У шумеров восьмилучевая звезда служила иероглифом понятий «бог, небо, звезда»; в Аккаде и Вавилоне эта идеограмма выражала понятия «бог, солнце, звезда, год» [3, с.118]. В Древней Индии существовало почитание восьми направлений горизонта; они связывались с восемью богами, которых называли «стражи мира». Понятие о строении мира, имеющего четыре основные стороны и четыре промежуточные, было известно и в Древнем Китае.
Гора — важнейший элемент мифологии индоевропейских народов, первоначальная вселенная, единство неба и земли, гора рассматривается как символ связи миров, как мировое дерево, как перпендикуляр, пересекающий три (или более) мира [4, с. 21].
Представление о трех космических плоскостях, о верхней — небесной, средней — земной и нижней — водной, без сомнения, восходит к глубокой древности, причем нередко эти религиозные части мира передаются образами животных. Например, маргианские культовые сосуды со скульптурными фризами. По самому венчику таких сосудов прилеплены различные животные, а так же лягушки и выползающие на венчик по внутренней стороне стенок извивающиеся змеи. Это указывает, на их местонахождение в глубине, по-видимому, морских вод [5, с.46]. Такие сосуды, наполненные жидкостью (сомой-хаомой) могли олицетворять собой море или океан, а венчики тех же сосудов — земную твердь, на которой проживают люди, птицы, животные. Едва ли мы будем далеки от истины, если предположим, что такие сосуды, наполненные жидкостью, скорее всего, были моделью мира [6, с.286].
Поскольку на многих обнаруженных здесь мозаичных, гравированных, рельефных изображениях присутствуют горы, можно предполагать, что или первые жители Маргианы жили некогда в горах, или горы произвели на них сильное впечатление, когда они преодолевали Копетдаг. В горах более распространенными являются именно горные козлы. Кроме того, даже в многочисленных отарах баранов ведущими стада являются козлы. Может быть, кроме общего производящего впечатление облика гордой головы с мощными закрученными рогами, именно эта символика «впереди идущего», «ведущего за собой» существа и играла свою роль [1, с.124].
Хотя у изображенных фигур соблюдены пропорции тела, размеры рогов несколько преувеличены. Это как бы усиливает их значение и магические свойства как символа. Рога символизируют сверхъестественную силу, божество, силу души или жизненный принцип, возникающий из головы. Рога — одновременно солярный и лунный символ. Будучи острыми и колющими, рога являются символом фаллическим и мужественным; будучи полыми, они означают женственность и восприимчивость. Рога также символизируют плодовитость, как для людей, так и для животных. Наряду с защитным значением изображения рогов связывается и с понятием богатства, приумножения скота.
Изначальный магический смысл роговидных завитков обусловил, видимо, определенную тенденцию в построении орнаментальной композиции во всех видах прикладного искусства: орнамент бордюров чаще составляется из роговидных завитков, несущих, по всей вероятности, идеи ограждения семьи, рода от внешних сил зла и одновременно обеспечение богатством, счастьем.
Украшения Древней Маргианы свидетельствуют о том, что изготовившие их люди были не только умелыми ремесленниками, но и художниками. Это полноценный исторический источник, который может рассказать о древних корнях символизма формы и содержания изделий, она является своего рода пластическим выражением идущих из глубокой древности идеологических представлений предшествующих поколений.
Оригинальность произведений искусства эпохи бронзы предстает перед нами как ярко выраженная художественная система со своими стойкими принципами, обнаружившими себя в преемственности образов и форм, а также связей с другими передовыми художественными школами Древнего Востока. Кроме подтверждения высочайшего ювелирного мастерства, эта находка рассказывает также о духовном развитии, эволюции культов и религиозных обрядов, религиозно-магических представлениях и художественно-эстетических воззрениях предков туркмен. Тем самым открываются новые страницы в летописи искусства Древней Маргианы.
Литература:
1. Дубова Н. А. Погребения животных в стране Маргуш // Труды Маргианской археологической экспедиции. Т. 4, М., 2012, с 101–139;
2. Дубова Н. А. Мужское нагрудное украшение из погр. 4014 Северного Гонура: тумор бронзового века // Труды Маргианской археологической экспедиции. Т. 4, М., 2012, с. 267–269;
3. Массон В. М., Сарианиди В. И. Среднеазиатская терракота эпохи бронзы. М., 1973;
4. Рабинович Е. Р. Колодец Шамаша // Вестник древней истории, № 2, М., 1973;
5. Сарианиди В. И., Дубова Н. А. Археологические работы на юго-западном холме Гонур Депе (Раскоп 16) // Труды Маргианской археологической экспедиции. Т.2, М., 2008;
6. Сарианиди В. И. Тайна и правда великой культуры. Ашхабад, 2009;
7. Серкина А. А. Опыт дешифровки древнейшего китайского письма. М., 1973