Силовая подготовка бегуний на средние дистанции в подготовительном периоде на этапе спортивного совершенствования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №19 (99) октябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 21.09.2015

Статья просмотрена: 133 раза

Библиографическое описание:

Махина, С. В. Силовая подготовка бегуний на средние дистанции в подготовительном периоде на этапе спортивного совершенствования / С. В. Махина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 19 (99). — С. 637-640. — URL: https://moluch.ru/archive/99/22131/ (дата обращения: 18.12.2024).

Постоянный рост спортивных достижений, высокая конкуренция на международной арене легкоатлетических видов, связанных с проявлением специальной выносливости обязывает специалистов искать новые пути повышения эффективности тренировочного процесса. Одной из Составных частей специальной выносливости является и силовая выносливость. Анализ литературных источников свидетельствует о том, что наши бегуны и тренеры недооценивают роль силовой подготовки, поскольку существуют чрезвычайно разноречивые мнения о наиболее эффективных средствах; и методике развития силовых качеств. Изучением данной проблемы занимались Верхошанский Ю. В., Селуянов В. Н., Полунин А. И., Гиляров В. Б. и Суслов Ф. П. [1,2,3,5]. Ранее проводились исследования влияния магнитной стимуляции на физические качества спортсменов. Были отмечены положительные эффекты развития магнитной стимуляции на функциональные свойства мышечного аппарата спортсменов [4]. В своем исследовании мы соединили традиционные средства развития силовых качеств с магнитной стимуляцией.

Целью нашего исследования является определение эффективности использования магнитной стимуляции, как стимулирующее средство силовой подготовки бегуний на средние дистанции

Предполагается, что использование магнитной стимуляции, для повышения силовых возможностей на базово-развивающем этапе подготовительного периода позволит повысить специальную физическую подготовленность бегуний на средние дистанции и улучшить спортивный результат.

Методы, применяемые в нашем исследовании:

1.                  Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;

2.                  Анкетирование

3.                  Контрольно-педагогическое тестирование;

4.                  Педагогический эксперимент;

5.                  Методы математической статистики

Все исследования, проводились на базе РГУФКСМиТ. В исследовании принимало 12 девушек возраста от 18–21 года, квалификация Iр — КМС.

В начале нашего эксперимента было проведено анкетирование тренеров. В анкете проводился опрос о времени и месте силовой подготовки в годичном цикле тренировок. Подавляющее большинство тренеров ответили, что силовую подготовку необходимо применять на базово-развивающем этапе подготовительного периода (60 %), другая отметила необходимость силовой подготовки в течение всего подготовительного периода (27 %) и третья сделала акцент на конец подготовительного периода (19 %).

Нами были сформированы контрольная и экспериментальная группы, по 6 человек. Группы однородные, статических значимых различий не отмечалось (табл.1).

Таблица 1

Результаты тестирований до эксперимента

Тесты:

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Сред.знач.

Ст. отклонение

Сред.знач.

Ст. отклонение

30 м.с/х,сек.

4,11

0,21

4,11

0,02

Прыжок с места, см.

229

20,19

224

15,3

Тройной прыжок с места, см.

663

51

56

45

t достижение max., сек.

0,21

0,04

0,21

0,04

t полета, сек.

0,43

0,05

0,43

0,05

Max сила, H

1299,33

159,61

1260,83

130,73

t отталкив.,сек.

0,31

0,04

0,34

0,05

Max вес на правую ногу, кг.

17,1

3,51

15,75

3,16

Max вес на левую ногу, кг.

18,83

4,26

15,33

2,5

 

В течение 10 дней ежедневно на экспериментальной группе проводилась магнитная стимуляция вместо силовой нагрузки. Методика магнитной стимуляции четырехглавых мышц бедер спортсменов состояла в следующем: после тренировки, спортсмен сразу направлялся, в лабораторию, где проводилась электростимуляция. Ряд специалистов, такие как Я.М Коц, Р. М. Городничев, И. П. Ратов, В.АП. Мартьянов рекомендует ее делать после тренировки.Койл магнитного стимулятора устанавливался на бедро таким образом, чтобы магнитным потоком были захвачены как минимум две головки четырехглавой мышцы.

По команде экспериментатора испытуемый напрягал мышцу в изометрическом режиме, и в этот момент подавали магнитный сигнал. Длительность воздействия состояла 10 с, после чего испытуемый отдыхал. Потом подавали следующий сигнал. И таким образом 10-кратно воздействовали на каждую ногу испытуемого. Стимуляция проводилась на магнитном стимуляторе MagstimRapid (Magstim,UK). Контрольные тесты проводились с использованием динамографической платформы АНТИ и измерителя скорости УВИ производства ВИСТИ.

Рис. 1. Магнитный стимулятор MagstimRapid (Magstim,UK).

 

По итогам эксперимента было проведено тестирование, где мы видим изменения результатов спортсменок экспериментальной выше контрольной группы (табл. 2).

Таблица 2

Результаты тестирований после эксперимента

Тесты:

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Сред.знач.

Ст. отклонение

Прирост результатов

Сред.знач.

Ст. отклонение

Прирост результатов

30 м.с/х,сек.

3,92

0,21

4,6 %

4,02

0,18

2,2 %

Прыжок с места, см.

234,83

20,19

2,5 %

228,5

14,69

1,89 %

Тройной прыжок с места, см.

674

49

1,6 %

665

51

1,4 %

t достижение max., сек.

0,22

0,04

4,5 %

0,2

0,02

-4,7 %

t полета, сек.

0,52

0,05

17,3 %

0,48

0,05

10,4 %

Max сила, H

1388,17

178,02

6,4 %

1300,17

160,27

3,3 %

t отталкив.,сек.

0,28

0,03

9,7 %

0,31

0,04

8,8 %

Max вес на правую ногу, кг.

21,37

3,45

20 %

16,67

3,56

5,5 %

Max вес на левую ногу, кг.

22,82

3,26

17,5

16,42

2,58

6,6 %

 

Все статистически значимые различия достоверны. Так средний прирост по всем тестам у экспериментальной группы на 9,3 %, а контрольной на 3,9 %. Это произошло благодаря силовому компоненту мышечной работы, поскольку данные биомеханического исследования показывают улучшения результатов, а именно: время взаимодействия с опорой в прыжке вверх увеличивается, уменьшается время полетной фазы после отталкивания. Эти факты вполне объяснимы, поскольку в нашем эксперименте была поставлена задача развития силового компонента мышечной активности. Отсюда понятно, что следующим шагом в работе над улучшением возможностей мышц опорно-двигательного аппарата должна быть тренировка его скоростно-силовых качеств.

В биомеханическом тесте по показателю: «t достижения максимума» у основной группы мы видим ухудшение результатов(рис.2).

Рис. 1 Диаграмма прироста результатов

 

Это объясняется тем, что во время магнитной стимуляции кроме роста мышечной силы, магнитная тренировка воздействовала и на другие функциональные свойства мышечного аппарата, а именно на скорость сокращения мышц, чего тяжело добиться во время простых силовых упражнений. В основных соревнованиях, которые проводились у спортсменок высокие результаты показали спортсменки экспериментальной группы.

По результатам проведенного эксперимента, были сформулированы практические рекомендации. Мы рекомендуем применять магнитную стимуляцию для групп спортивного совершенствования в количестве 1 цикла (10 дней) на базово-развивающем этапе подготовительного периода. Использование повторного цикла, через небольшой промежуток времени запрещен, так как это может привести к травме спортсмена. Повторное использование магнитной стимуляции может быть применено в следующем подготовительном этапе. Магнитную стимуляцию можно применять при угрозах получения спортсменом травмы при поднятии штанг или других упражнениях имеющие высокую травматичность.

 

Литература:

 

1.      Верхошанский Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте.- М.: Физкультура и спорт, 1977.- 215с

2.      Ратов И. П. Электростимуляция мышц во время выполнения спортивных упражнений // Методическое письмо. — М.: ВНИИФК, 1979. — 34 с.

3.      Современная система спортивной подготовки. /Под ред. Ф. П. Суслова. — М.: Изд-во СААМ, 1995. — 445с.

4.      Коц Я. М. Тренировка мышечной силы методом электростимуляции. Сообщение I // Теория и практика физической культуры.- 1971.- N 3. — С. 64–67.

5.      Селуянов В. Н. Подготовка бегуна на средние дистанции. — М.: Спортакадемпресс, 2001. — 104с.

Основные термины (генерируются автоматически): магнитная стимуляция, экспериментальная группа, подготовительный период, силовая подготовка, базово-развивающий этап, контрольная группа, магнитный стимулятор, левая нога, правая нога, силовой компонент.


Похожие статьи

Медико-биологическое сопровождение пловцов на этапе начальной подготовки

Психологическая подготовка спортсменов высшей квалификации перед решающими поединками

Сравнительный анализ показателей технической подготовленности высококвалифицированных пловцов, специализирующихся в плавании кролем на груди на спринтерских дистанциях

Игры и эстафеты с элементами метания на уроках лыжной подготовки в IV- VIII классах (из опыта работы)

Метод круговой тренировки как эффективное средство повышения уровня физической подготовленности учащихся на уроках физической культуры в 5–9 классах

Самоконтроль учащихся ДЮСШ в процессе занятий физическими упражнениями на этапе спортивного совершенствования

Определение нагрузок на уроках физической культуры

Развитие специальной выносливости у пловцов-подводников на этапе базовой подготовки

Роль самостоятельной работы в формировании культуры здоровья на уроках физической культуры в начальных классах

Подготовка будущих поваров к профессиональной деятельности в условиях курортно-оздоровительного комплекса

Похожие статьи

Медико-биологическое сопровождение пловцов на этапе начальной подготовки

Психологическая подготовка спортсменов высшей квалификации перед решающими поединками

Сравнительный анализ показателей технической подготовленности высококвалифицированных пловцов, специализирующихся в плавании кролем на груди на спринтерских дистанциях

Игры и эстафеты с элементами метания на уроках лыжной подготовки в IV- VIII классах (из опыта работы)

Метод круговой тренировки как эффективное средство повышения уровня физической подготовленности учащихся на уроках физической культуры в 5–9 классах

Самоконтроль учащихся ДЮСШ в процессе занятий физическими упражнениями на этапе спортивного совершенствования

Определение нагрузок на уроках физической культуры

Развитие специальной выносливости у пловцов-подводников на этапе базовой подготовки

Роль самостоятельной работы в формировании культуры здоровья на уроках физической культуры в начальных классах

Подготовка будущих поваров к профессиональной деятельности в условиях курортно-оздоровительного комплекса

Задать вопрос