В статье рассмотрены виды мотивов в отношении учебной деятельности студентов. На основе классификации мотивации, учебная мотивация студентов определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность. Показана необходимость мотивирования студентов к учебной деятельности на основе формирования мотивационных систем в вузе.
Ключевые слова: мотивация студентов, мотивирование, мотивационные системы, учебная деятельность.
В настоящее время существует большое количество теорий мотивации, которые отражают различные взгляды на такие феномены как нужда, потребность, мотив, мотивация, интересы, склонности и т. д.
Проблема мотивации не имеет однозначного решения, с разных теоретических позиций рассматриваются базовые понятия «мотив» и «мотивация» в исследованиях Л. И. Анцыферовой, В. Г. Асеева, Л. И. Божович, А. В. Брушлинского, П. Я. Гальперина, Б. И. Додонова, Е. П. Ильина, К. Левина, В. И. Ковалева, А. Маслоу, С. Л. Рубинштейна, Н. Ф. Талызиной, X. Хекхаузена и др.
В рамках исследований личности ученые подходят к проблеме мотивации исключительно в аспекте психологии человека. При этом мотивация трактуется либо как ключ к описанию и более глубокому пониманию личности и индивидуальных различий (линия психологии личности), либо как процесс, которым объясняется актуальное поведение и лишь отчасти связанные с ним индивидуальные различия (линия психологии мотивации, а также когнитивной психологии) [1, с. 40].
В психологии выделяют несколько видов мотивов и мотиваций, но одной основной конкретной классификации не существует. Разные авторы приводят различные системы классификаций, основанные на личностных, профессиональных потребностях, источниках движущей силы, окружающей среды, влияющей на мотивацию индивидов и т. д. Ученые выделяют: экстринсивную (внешнюю) мотивацию — мотивацию, связанную с внешними обстоятельствами влияющими на человека; интринсивную (внутреннюю) мотивацию — мотивацию, связанную с внутренними обстоятельствами влияющими на человека; положительную мотивацию — мотивацию, основанную на положительных стимулах; отрицательную мотивацию — мотивацию, основанную на отрицательных стимулах; материальную мотивацию — мотивацию, включающая в себя различные виды материального поощрения в виде премий, ценных подарков и т. д.; нематериальную мотивацию — мотивацию, основанную на признании коллективом, нематериальные поощрения в виде почетных грамот и званий; мотив самоутверждения — стремление индивида укрепить себя в обществе, социуме; мотив власти — стремление индивида влиять на окружающих его людей; процессуально-содержательный мотив — стремление индивида выполнять определенную деятельность, которая ему нравится; устойчивая мотивация — мотивация, основанная на нуждах человека; индивидуальная мотивация; групповая мотивация; познавательная мотивация и т. д. [2].
Согласно Маклакову А. Г., побуждающим к деятельности фактором является цель. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности [3, с. 516].
Рассматривая мотивацию учебной деятельности, необходимо подчеркнуть, что понятие мотив тесно связано с понятием цель и потребность. В личности студента они взаимодействуют и получили название мотивационная сфера, которая включает в себя все виды побуждений: потребности, интересы, цели, стимулы, мотивы, склонности, установки.
Учебная деятельность мотивируется, прежде всего, внутренним мотивом, когда познавательная потребность «встречается» с предметом деятельности — выработкой обобщенного способа действия — и «опредмечивается» в нем и в то же время самыми разными мотивами — самоутверждения, престижности, необходимости, достижения и др.
В основу нашего исследования легла классификация учебной мотивации студентов, которая выделена Мормужевой Н. В. [4, с. 161]:
- познавательные мотивы (приобретение новых знаний и стать более эрудированным);
- широкие социальные мотивы (подразумевает долг, ответственность, понимание социальной значимости учения, принести пользу обществу); выражаются в стремлении личности самоутвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус через учение;
- прагматические мотивы (иметь более высокий заработок, получать достойное вознаграждение за свой труд);
- профессионально-ценностные мотивы (расширение возможностей устроиться на перспективную и интересную работу);
- эстетические мотивы (получение удовольствия от обучения, раскрытие своих скрытых способностей и талантов);
- статусно-позиционные мотивы (стремление утвердиться в обществе через учение или общественную деятельность, получить признание окружающих, занять определенную должность);
- коммуникативные мотивы (расширение круга общения посредством повышения своего интеллектуального уровня и новых знакомств);
- традиционно-исторические мотивы (установленные стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени);
- утилитарно-практические мотивы (меркантильные, научиться самообразованию, стремление усвоить отдельный интересующий предмет);
- учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов)
- мотивы социального и личностного престижа (утвердить себя и занять в будущем определенное положение в обществе и в определенном ближайшем социальном окружении);
- неосознанные мотивы (получение образования не по собственному желанию, а по влиянию кого-либо, основано на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу).
Рассмотренные мотивы, на наш взгляд, могут сливаться в общую мотивацию для учебной деятельности студентов вузов, поэтому данную классификацию можно использовать при разработке практического исследования и анализа.
Следует отметить, что все ученые, занимавшиеся проблемой мотивации учебной деятельности, подчеркивают большую значимость ее формирования и развития у студентов, так как именно она является гарантом формирования познавательной активности, и как следствие развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни.
В основе мотивации студентов к учебной деятельности лежит мотивирование, обеспечение которого является задачей, как руководства учебных заведений и управления в сфере образования, так и государства в целом. Необходимо согласиться с А. К. Марковой в том, что формирование мотивов учения — это создание в Вузе условий для появления побуждений к учению (мотивов). Она отмечает, что становление мотивации «есть простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а состоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними» [5, с. 12].
Под мотивационными системами мы будем понимать комплекс мер, направленных на поднятие мотивации, т. е. мотивирование. Исходя из того, что мотивирование больше относится к понятию управленческой сферы, обратимся к учебникам по менеджменту, где «мотивирование — это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов» [6, с. 133].
Роль рычагов воздействия, вызывающих действие определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей, предложенные человеку в компенсацию за его действия или что он желал бы получить в результате определенных действий.
Таким образом, мотивов учения может быть много, так как учебный процесс, в целом, относится к сложным видам деятельности.
Все виды мотивов в отношении учебной деятельности студентов можно поделить на две большие группы: внутренние нравственно-волевые регуляторы и внешние материально-средовые и социальные регуляторы.
Мотивация поведения человека, выступая как психическое явление, всегда есть отражение взглядов, ценностных ориентаций, установок того социального слоя, представителем которого является личность.
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность — в данном случае деятельность учения, учебную деятельность. Мотивация учебной деятельности неоднородна, она зависит от множества факторов: индивидуальных особенностей студентов; уровня развития студенческой группы; организации учебного процесса; от преподавателей и их отношения, как к своим предметам, так и к личности студента; от программы обучения и т. д.
Овладение знаниями, умениями и навыками, которые в дальнейшем сформируют фундамент профессиональной деятельности будущего специалиста, является важным фактором, влияющим на мотивацию студентов. Однако, кто-то хочет учиться сам, кого-то необходимо мотивировать, именно поэтому очень важно разрабатывать на основе эмпирических данных мотивационные системы, которые способствовали бы повышению интереса студентов к учебе и их активности в научно-поисковой и творческой деятельности.
Под мотивационными системами в вузе мы будем понимать комплекс мер, направленных на развитие мотивации к учебной деятельности посредством организации процесса воздействия на студентов с целью побуждения их к определенным действиям, нацеленным на успешную учебу, т. е. их мотивирование.
Литература:
1. Хекхаузен Х. [Heckhausen H.] Мотивация и деятельность. 2-е изд. — Спб.: Питер; М.: Смысл, 2003. — С. 530.
2. Гурова Н. А. Мотивация студентов к учебной и научной деятельности [Электронный ресурс] // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сборник статей по материалам XLVII междунар. научно-практической конф. (15 декабря 2014 г.). URL: http://sibac.info/17033 (дата обращения 26.04.2015).
3. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.
4. Мормужева Н. В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 160–163.
5. Маркова А. К. Формирование мотивации учения: книга для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. — М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
6. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. 3-е изд. — М.: Гардарики, 2003. — 528 с.