В представленной статье автор пытается обозначить роль и значение деятельности духовенства острова Сахалин в преодолении пагубного влияния атмосферы каторги на подростков в дореволюционный период. Середина XIX — начало ХХ веков это время активного освоения островных территорий. Учреждение каторги, доставка на Сахалин ссыльнокаторжных и поселенцев увеличило население острова. Вместе с этим возросло количество детей, что требовало решения вопроса с организацией школьного дела. Представители Православной Церкви, как священнослужители, так и члены их семей принимали самое активное участие в становлении системы образования: открывали новые школы, укрепляли материально-техническую базу, вели преподавательскую деятельность. Самым важным в их служении было нравственное воспитание детей, ослабление пагубного влияния греха, злобы и безразличия.
Ключевые слова: православие на Сахалине; девиантное поведение; островные священники; система образования Сахалина; дети острова Сахалин.
Подростковый возраст обусловлен рядом особенностей, учитывая которые, можно избежать ошибок в воспитании детей. Возрастная психология довольно чётко определяет границы подросткового возраста. До 12 лет каждый ребенок представляет собой подрастающую личность с пока еще детскими и невинными интересами. Но буквально через год этого же ребенка порой трудно узнать. В переходный возраст даже самые послушные дети могут стать неуправляемыми.
Девиантное поведение является основной проблемой, с которой сталкиваются взрослые. Оно выражено такими асоциальными явлениями как преступность, наркомания, алкоголизм, самоубийство, трудоголизм, клептомания, игровая и компьютерная зависимость, пищевая зависимость и сексуальная девиация. Предупреждением такого поведения прежде всего могут стать доверие в семье и близкое общение с ребенком. Источником конфликта с представителями старшего поколения может стать отсутствие в этом возрасте устойчивой системы координат — системы жизненных ценностей, которая позволяла бы реально оценивать события [5, с. 234]. Сформировать эту систему может религиозное воспитания, в частности православная культура. Соприкасаясь с набором нравственных установок, человек учится адекватно реагировать на окружающий его мир. Соприкосновение с православием для подростка, переживающего кризис подросткового возраста, не всегда должен быть сопряжен с походом в Церковь. В. В. Зеньковский предостерегает родителей от распространенных ошибок: «И как бывает опасно, а порой даже гибельно для религиозной жизни подростка, когда в период сложной душевной работы, период тревожных исканий мятущейся души, родители или школа думает не о том, чтобы войти в эту внутреннюю драму души, а заставляет идти в Церковь. Ничего, кроме лицемерия, недоброй враждебности к религиозной жизни, не дают такие меры» [1, с. 169]. Основная задача взрослых понять своего ребёнка. Православная педагогика строится на законе любви и об этом пишут известные деятели: святитель Феофан Затворник, праведный Иоанн Кронштадский и др. Православная среда воспитания предполагает наличие стороннего авторитета. Таким становится священник, «свой батюшка», который найдет нужные слова, помолится, поддержит.
Когда мы рассматриваем жизнь каторги острова Сахалин с середины XIX — начале ХХ веков, то необходимо отметить следующее. На острове, как нигде на Дальнем Востоке в виду разнообразия населения Православной Церкви отводилась особая роль. Она должна была оказывать благотворное влияние на нравственное здоровье населения [2, с. 47]. Дети, которые приезжали со своими родителями, или рождались на далеком острове, попадали в жуткую атмосферу места отбывания наказаний. Как отмечали современники, сахалинские дети с воспитанием крайне нуждались и в школах, призванных перевоспитать ребенка или ослабить влияние преступной семьи. Очевидно понятно, что все низменные пороки в поведении взрослого населения, оказывали влияние и на подрастающее поколение. Здесь на Сахалине в указанный период жестокость, убийства, несправедливость и прочие отрицательные качества могли быть преодолимы только заботой и духовным окормлением православного духовенства. Здесь основными характеристика общественной жизни являлись бездуховности и безнравственность. Священнослужителям необходимо было приложить массу усилий, чтобы достучаться до сердец сахалинский детей. Что же делало для этого духовенство.
Первое, участие в открытии школ. Первоначально школы принадлежали Тюремному ведомству, затем Министерству Народного просвещения. Свои, церковно-приходские школы, причты Сахалинский церквей не могли себе позволить. Несмотря на то, что школьное образование поначалу создавалось само по себе, мы находим исторические свидетельства, что приезд в далекое поселение священника возобновлял работу когда-то закрытой школы. Например, учебный 1895–1896 год в школе селе Мало-Тымовского прошел успешно, благодаря приезду нового священника Стефана Уверова. Не только он, но и его матушка Уверова Вера Михайловна совершенно бесплатно трудились преподавателями [3, с. 78–79]. Рапорт начальника Корсаковского поста № 2789 от 15 января 1891 года рассказывает нам о том, что с прибытием в пост Корсаковский священника Петра Ляхоцкого в поселении Владимировка вновь была открыта школа на 10 учеников [4, с. 41]. Наряду с инициативами по открытию старых школ, члены семей священнослужителей работали в двух классных школах и местных училищах, принадлежащих разным ведомствам.
Второе. Все священнослужители, изъявившие свое согласие на сахалинское служение, имели значительный педагогический опыт. В послужных списках он отмечен преподаванием Закона Божьего, чтения и чистописания и прочих наук. Это помогало им преодолевать недостаток воспитания в детях, чья судьба была связана с каторгой.
В-третьих, православное духовенство участвовало в создании условий для воспитания подростков. Священники возглавляли церковно-приходские попечительства, формировали приходские и школьные библиотеки, составляли учебные программы и пособия.
К концу XIX столетия на Сахалине работало уже 5 двух классных и 18 одноклассных школ. В них духовенство пыталось преодолевать негативное влияние каторги. Для воспитания детей ссыльнокаторжных и поселенцев в духе христианской веры создавались соответствующие условия, на уроках провозглашались нравственные ценности, которые были призваны охранять подростков от всего дурного. Неоценимую роль в преодолении девиантного поведения играли представители Православной Церкви. Нужно было не просто уберечь детей от разлагающейся атмосферы, но дать им основные понятия о человеке, святости его жизни и путей преодоления греха и пороков. Островные школы являлись очагами культурной и духовной жизни. Из-за отсутствия квалифицированных специалистов многие из них закрывались, лишая подростков возможности обучаться. Священнослужители, прибыв на Сахалин, зачастую возобновляли занятия в закрывшихся школах, комплектовали их учебными и наглядными пособиями, участвовали в самом процессе образования и воспитания. Деятельность островного духовенства было необходимо. Она позитивно сказывалась на провинции XIX столетия: «Священники, стремившиеся помочь крестьянам стать свободными сельскими обывателями, предлагали им самим и их детям учиться грамоте. Часто приходилось убеждать прихожан в пользе грамотности; если это удавалось, в доме священника начинались уроки. Все необходимое для этого священники обычно заводили на собственные средства» [6, с. 72]. К сожалению, на острове не было приложено достаточно сил к более эффективной деятельности системы образования со стороны властей. Позднее возникновение, недостаточность финансирования островных школ, отсутствие грамотных учителей всё это затрудняло сам процесс воспитания. На помощь в такой ситуации приходили священнослужители и члены их семей, оказывая позитивное влияние на атмосферу островной каторги.
Литература:
1. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.
2. Курбатов О. А. Русская Православная Церковь на Дальнем Востоке в конце XIX — начале ХХ веков. СПб., 2003.
3. Материалы об отпуске аванса в сумме 4000 рублей на содержание школ для детей ссыльных в 1891 году. РГИА ДВ. Ф. 1133. Оп.1. Д. 654.
4. О школах острова Сахалин за 1895–1896 гг. РГИА ДВ. Ф. 1133. Оп. 1. Д. 1336.
5. Склярова Т. В., Носкова Н. В. Возрастная психология для социальных педагогов. М.: ПСТГУ, 2010.
6. Скоробач И. В. Становление народного образования на Сахалине во второй половине XIX — в первой четверти ХХ века. Ю-Сахалинск, 2002.