История происхождения и современные тенденции развития свадебной куклы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №19 (99) октябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 25.09.2015

Статья просмотрена: 1358 раз

Библиографическое описание:

Коростелева, Н. М. История происхождения и современные тенденции развития свадебной куклы / Н. М. Коростелева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 19 (99). — С. 550-552. — URL: https://moluch.ru/archive/99/22168/ (дата обращения: 18.12.2024).

Свадебная интерьерная кукла начала входить в моду в 20 веке. Традиционно мы можем ее наблюдать на капоте машины в различных вариациях, будь то фарфоровые куклы или плюшевые медведи. Но применение кукол в настоящее время более обширно: их размещают за столом жениха и невесты, такие куклы можно расположить за сладким столом, в зоне для фотосессии и т. д. Их облик становится все интересней: теперь это не просто покупная кукла, а кукла, выполненная кукольным мастером в ручную. Материал, из которого изготавливают такую куклу, подбирает мастер. Наиболее популярными материалами считаются текстиль и кукольная пластика. Свадебная интерьерная кукла полюбилась многим в свадебной индустрии, и уже ни одна свадьба без нее не обходится. Используя ее для украшения свадебного картежа, многие и не подозревают, что у этой куклы вековая история. Цель работы — изучить историю появления свадебной куклы и традиции её использования. Актуальность темы подтверждается использованием свадебной интерьерной куклы в разные временные периоды.

Археологами найдены куклы, изготовленные 300–500 тыс. лет назад, задолго до появления Homosapiens. Родоначальницей свадебной куклы, является древняя отказная фигурка, которая являлась инструментом упорядочения брачной жизни родового, первобытного общества. Само название этой куклы говорит за себя. Женщины на тот момент времени имели приоритет, они выбирали из многих мужчин одного, а тем, кому они отказывали, вручалась отказная кукла. Отказная кукла имела большую роль в становлении и сохранении человеческого общества, тем самым предотвращая внутри мужские конфликты [1, с. 53].

Вскоре женщины начинают вкладывать определенный смысл в отказную куклу, и постепенно в истории появляется еще одна кукла, которая называется помощница или заступница. Эта кукла в полной мере приобретает характер «сестры», которой можно поведать секреты, а также кукла была наделена сверхспособностями.

Заглянем в историю славянской куклы и увидим, что там тоже существовали свадебные куклы. Наиболее известные нам — это кукла «капустка», «елочка», «зольная» и «неразлучники».

Кукла «капустка» или, как ее называли во многих других областях — «вепсская». Такие куклы были распространены во многих регионах нашей страны. Есть они и на юге России, рассказывают о них и в северных губерниях. Из больших лоскутков получается куколка, похожая на красивый многослойный цветок или на лохматый вилок капусты,отсюда и название — капустка. Девочки, когда выходили в пору невест, делали куклы капустку и брали ее с собой на посиделки. Когда парень не могу найти повод подойти к девушке, чтобы с ней познакомиться, он мог сделать это, рассматривая куклу. А девушки, давая куклу ему в руки, примечали, как парень берет эту куклу, на что обращает внимание, как рассматривает. Если он брал куклу несмело или небрежно, значит и жениться ему пока рано. А если был бережен с куклой и внимательно ее разглядывал, то в мужья вполне годился. Ведь если он с куклой заботливо и нежно обращался, то и с женой так же вести себя будет [2, с. 27].

Приданое охраняла особая кукла на еловых веточках — «ёлочка». Когда будущая невеста перебирала в сундуке свое добро, она разговаривала со своей куколкой, советовалась с ней. У ёлочки тоже был свой собственный сундучок с вещами. Благодаря ароматному запаху еловых веточек, никакие насекомые не могли пробраться в сундук, поэтому вещи всегда были в сохранности.

Еще одной разновидностью свадебной славянской куклы, которую дарили молодым на свадьбу, является «зольная куколка», внутри которой была зола. Не странно, что и из такого материала изготавливалась кукла, ведь раньше зола в быту имела большое значение: ею стирали, мылись, удобряли землю. «Зольная кукла» имеет несколько разновидностей у одних туловище-мешочек набито золой, у других голова — это скатанный из влажной золы и высушенный затем шарик. Хоть кукла дарилась молодоженам вместе, но в большей степени она предназначалась невесте, зола бралась из домашнего очага — значит, кукла была частицей дома, рода, родного огня, тем самым мама, собирая золу из домашнего очага, передавала ее дочери, чтобы у молодых в доме был свой уютный семейной очаг. «Зольную куклу» чаще всего дарили вместе с кукленком или как его еще называли гусеничкой, чтобы у молодых рождались детки [2, с.24].

Свадебная славянская кукла, которую можно увидеть и на современной свадьбе это «неразлучники». Именно языческая культура создала множественные поверия о злых духах, нечистой силе, порче, сглазе. Но, если есть зло, то есть и силы, противостоящие этому злу. Например, обереги, служившие защитой от разных напастей. Роль этих оберегов для молодоженов играли полотняные, соломенные, травяные, или нитяные куклы. На свадьбу изготавливалось несколько видов «берегинь», и у каждой было свое назначение. Свадебному поезду наши предки уделяли особое внимание. Ведь именно, покидая стены дома, молодожены становились особенно доступными для завистливых взглядов да злых козней колдунов. Свадебный поезд петлял обходными путями, обманывая духов и, заметая следы; на его пути строились различные преграды, чтобы, опять-таки, защитить молодую семью от дурного глаза [5, с.156]. Кстати, современная традиция сигналить молодым в день свадьбы появилась тоже в те времена. Тогда свадебный кортеж украшался разноцветными лентами, бубенчиками, колокольчиками с особым смыслом. Как считали, разноцветные ленты своим обилием красок и звон колокольчиков, доносящийся по всей округе, отпугивали нечистую силу. Мощной защитой против злых сил считались свадебные «куклы-неразлучники», которые подвешивались впереди повозки молодоженов. Две эти тряпичные куклы изготавливались подругами невесты, и олицетворяли мужское и женское начало. Отличительной особенностью неразлучников являлась общая рука, основой для которой служила длинная деревянная лучина. Общая рука, как и само название оберега, говорило о том, что супруги неразлучно должны идти по жизни «рука об руку». Дерево для изготовления «неразлучников» подбиралось тщательно, и годилась для этого далеко не всякая порода древесины. Веточки осины и ольхи ни в коем случае не использовались, так как считалось, что эти деревья связаны с нечистой силой. Любопытным является факт, что «неразлучники» не просто хранились после свадьбы в красном углу горницы, но, с появлением детей, дополнялись «мартинчикам», связанными из пучка белых нитей. «Мартинчик» символизировал ребенка. Куклы-неразлучники раздвигались в стороны, и на общее плечо усаживались «детки» — только, сколько их рождалось в семье. Все эти действия имели глубокий смысл — такие талисманы считались символом благополучия всего семейства и бережно хранились их хозяевами [4, с. 72].

В наше время существует множество интересных интерпретаций славянским неразлучникам.

Тильда «зайцы-неразлучники» — олицетворение семейной верности и счастья. Игрушка цельная, по одному зайчику не разбирается. Потертые, состаренные одежды символизируют долгий и счастливый брак, радости и горести, пережитые вместе. Скворечник, который держит заяц — это дом, полная чаша, птички — это детки. Цельная неразделимая игрушка, символизирует целостность семьи, неразрушимость, единое целое, которое невозможно представить по одиночке.

Еще одним видом современных неразлучников являются коты, на сегодняшний день существует множество вариантов по их изготовлению. Эта кукла представляет собой сплетающихся друг с другом котов, между которыми образуется общее сердце. Выполняются эти куклы преимущественно из натуральных тканей, тем самым им придается нежный характер [6, с.92].

На сегодняшний день, помимо неразлучников, существует большой выбор свадебной интерьерной куклы. Авторские игрушки пришли на смену традиционной кукле на капоте. Сначала куклу на капоте заменили мягкой игрушкой, в знак прощания с детством. А сейчас большой популярностью пользуются необычные куколки жениха и невесты. Они придают свадебному кортежу оригинальность. Гости не смогут удержаться от восхищения, увидев это удивительное создание. Необходимо найти настоящего мастера, который сможет изготовить авторские куклы — точные копии невесты и жениха. Считается, что чем больше кукла похожа на оригинал, тем счастливее будет семейная жизнь. Эти куколки после торжества можно сохранить, как память об этом важном дне. Они будут напоминать о счастливом дне, который стал началом совместной жизни. Для того чтобы куклы повторяли лица молодоженов, нужно отнести мастеру свои фотографии. Также важно продумать наряд маленьких куколок. Если есть возможность, можно воспроизвести платье невесты и костюм жениха. Таких свадебных кукол выполняют в разных видах интерьерной куклы. Это могут быть утонченные, романтичные свадебные Тильды, «большиножки-Снежки» или свадебные корейские куколки Тряпиенсы, которые выглядят особенно изящно, повторяя все изгибы фигуры, как жениха так и невесты. Тряпиенсы выполняются так же из натуральных тканей, их правдоподобные наряды со множеством подъюбников и разнообразных рюш, придают куколки великолепный вид. Так же современные куклы можно увидеть выполненные из таких материалов как кукольная пластика или фарфор. Куклы из кукольной пластики получаются, как и комичные, в большей степени, передающие основные черты обладателей, так и выполняются с точностью до мелочей портретного сходства. Наиболее интересными и популярными на сегодняшний день являются съедобные свадебные куклы, которые чаще всего мы привыкли видеть как украшение на торте. Чтобы сделать оригинальную и запоминающуюся свадьбу молодожены готовы на все, кто-то использует нестандартный фасон свадебного платья, кто-то усаживает гостей в автомобиль, стилизованный под тыкву из известной сказки, а кто-то заказывает необычные фигурки на торт.

Существует легенда по созданию крохотных человечков на поверхности свадебного торта. Их появление связано с талантливым пекарем средневековья, по легенде его дочь попросила сделать необычный свадебный торт, размышляя над просьбой, автор сдобных шедевров мял в руках тесто и неосознанно лепил фигурки. Когда же он, не найдя ни одной хорошей идеи, опустил глаза, то увидел в своих ладонях нечто, напоминающее человека. Так и родилась традиция декорировать торт миниатюрными клонами молодоженов, вскоре прижившаяся и зашагавшая по миру. Вот такое разнообразие представляет нам свадебная интерьерная кукла. Любой желающий сможет выбрать свою особенную куколку.

Рассмотрев историю кукол разного временного периода, можно сделать вывод, что эта тема будет актуальна еще долгое время. Каждый вид свадебной куклы был наделен особым значением, вкладывать в куклу смысл стало актуально и сейчас. Человек, по своей сути, старается видеть во всем особый смысл, поэтому как бы далеко от нас не уходили традиции мы все равно, так или иначе к ним возвращаемся. Свадебная интерьерная кукла завораживает своей вековой историей, но не менее интересную историю кукла приобретает в настоящее время. Свадебная кукла — великолепная интерьерная деталь, создающая настроение и подчеркивающая индивидуальность, вошла в нашу жизнь уже очень давно и в настоящее время набирает обороты в своем развитии.

 

Литература:

 

1.         Дайн, Г. Русская тряпичная кукла. — М.: Культура и традиции, 2008.

2.         Ковычева, Е. И. Народная игрушка. — ООО «Гуманитарный издательский центр Владос», 2010.

3.         Кузнецова, Т. В. Народное художественное творчество. — М.: Знание, 1985.

4.         Шокорова, Л. В. Горная Колывань в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. — Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2014.

5.         Шокорова, Л. В. Специфика художественного образа плетеной куклы Алтая // Теория и практика общественного развития. — Краснодар: ООО Издательский дом «Хорс». № 1, 2014.

6.         Шокорова, Л. В. Художественные промыслы Западной Сибири. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2014

Основные термины (генерируются автоматически): кукла, свадебная интерьерная кукла, свадебная кукла, кукольная пластика, отказная кукла, вековая история, домашний очаг, нечистая сила, общая рука, особый смысл.


Похожие статьи

Исторические этапы возникновения и развития понятия налоговой амнистии

Исторические аспекты возникновения и эволюционирования управленческого учета

Традиции и современные тенденции в развитии книжной иллюстрации в России

Современные технологии в развитии музейного маркетинга

Роль бережливого производства в современном мире

В статье рассмотрены история возникновения и основные принципы концепции бережливого производства. Представлены возможности его внедрения и положительный эффект.

Исторический ракурс возникновения теории методики развития координационных способностей и ее применение в современной художественной гимнастике

Принципы и методы художественного проектирования меховых изделий

Принципы и подходы в системе корпоративного управления на современном этапе

История развития немецких сказок, их становление и влияние на сознание детей

Становление и развитие спортивной конфликтологии

Похожие статьи

Исторические этапы возникновения и развития понятия налоговой амнистии

Исторические аспекты возникновения и эволюционирования управленческого учета

Традиции и современные тенденции в развитии книжной иллюстрации в России

Современные технологии в развитии музейного маркетинга

Роль бережливого производства в современном мире

В статье рассмотрены история возникновения и основные принципы концепции бережливого производства. Представлены возможности его внедрения и положительный эффект.

Исторический ракурс возникновения теории методики развития координационных способностей и ее применение в современной художественной гимнастике

Принципы и методы художественного проектирования меховых изделий

Принципы и подходы в системе корпоративного управления на современном этапе

История развития немецких сказок, их становление и влияние на сознание детей

Становление и развитие спортивной конфликтологии

Задать вопрос