Развитие мелкой моторики в изобразительной деятельности с помощью различных аппликативных техник | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (99) октябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 05.10.2015

Статья просмотрена: 1866 раз

Библиографическое описание:

Курбатова, Ю. В. Развитие мелкой моторики в изобразительной деятельности с помощью различных аппликативных техник / Ю. В. Курбатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 19 (99). — С. 591-594. — URL: https://moluch.ru/archive/99/22187/ (дата обращения: 17.10.2024).

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ним цели. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников, способствует развитию у ребёнка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, зрительного восприятия и глазомера. Важность темы заключается в том, что именно развитие мелкой моторики у детей позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе.

Поэтому необходимо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Мелкая моторика — это точные и тонкие движения пальцев руки.

Побуждать пальчики работать — одна из важнейших задач занятий по изобразительной деятельности, которая приносит много радости дошкольникам. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чём и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. Поэтому необходимо использовать также нетрадиционные способы изображения.

Аппликация в технике квиллинг или бумажная филигрань, — старинная техника обработки бумаги, которая открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности. Данная техника требует ловких и тонких движений пальцев. Поэтому в процессе занятий рука приобретает уверенность, гибкость и точность, развивает глазомер, чувство пропорциональности в соотнесении элементов композиции [1].

Аппликация

 

Аппликация из пуговиц. Оказывается, обычные пуговицы могут тоже выполнять важную функцию — быть средством развития мелкой моторики у детей, а вслед за этим, и вспомогательным материалом для развития речи. Работы, выполненные из пуговиц, заметно развивают мышление и фантазию, а ещё делаются очень быстро и ребёнок не успевает уставать.

Аппликация

 

Оригами — складывание фигурок из бумаги. Выполнение поделок в стиле оригами воспитывает у детей трудолюбие, развивает произвольную регуляцию деятельности, развивает конструктивные и творческие способности с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка, развивает умение анализировать, планировать, создавать конструкцию по образцу, заданным условиям, знакомит детей со способами преобразования геометрических фигур, развивает пространственную ориентировку. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи [3].

Оригами

 

Торцевание — достаточно новый вид прикладного творчества, один из видов бумажного конструирования, бумагокручения. Несмотря на свой молодой возраст, этот вид уже обрёл множество поклонников. Техника достаточно простая, а результат получается очень эффективным. Большим плюсом в этой работе является то, что её можно выполнять коллективно. Дети справятся даже с большой картиной, для этого каждому ребёнку просто нужно выделить свой собственный участок, который он должен заполнить «торцовочками». Работа с гофрированной бумагой развивает мелкую моторику, внимание, аккуратность, способствует эмоционально-эстетическому развитию ребёнка [2].

Торцевание

 

Обрывная аппликация — это отдельный вид аппликации, суть которого можно уловить из названия. В обрывной аппликации детали не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Здесь не нужно чётких контуров и ровных линий — настоящий простор для творчества [1].

Обрывная аппликация

 

И это далеко не весь перечень нетрадиционного художественного творчества. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений. Художественная техника создания аппликаций и объёмных игрушек интересна и доступна детям разных возрастов, и очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческих способностей. Ведь с аппликацией ребёнок знакомится уже в раннем возрасте. К тому же конструируя из бумаги различные фигурки, ребёнок всегда найдёт им применение в своих играх, будет использовать в повседневной жизни. Ребята могут оставить их себе на память, подарить, использовать для украшения помещений детского сада, оформления выставок в уголке детского творчества.

В завершении хочется ещё раз подчеркнуть, что тренировка движений пальцев является стимулом для развития речи ребёнка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Занятия с использованием различных техник аппликаций позволяют развивать память и фантазию, повышает интерес к учебным мероприятиям. И помните, на занятиях по художественному творчеству, дети должны получать не только знания и навыки, а также радость, удовольствие, быть счастливыми от своих маленьких успехов.

 

Литература:

 

1.        Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программы и конспекты занятий (Текст) — М.: ТЦ Сфера, 2005.

2.        Новикова И. В. Открытки и сувениры к праздникам — Ярославль: Академия развития, 2011.

3.        Соколова С. В. Оригами для дошкольников (Текст) — С.-П., Детство-пресс, 2005.

4.        http://www.logos-cds.ru.

Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, ребенок, изобразительная деятельность, окружающий мир, пространственная ориентировка, развитие, развитие речи.


Похожие статьи

Технология развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в дидактических играх

Развитие творчества старших дошкольников в процессе использования различных техник работы с бумагой

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как способ развития интеллекта и речи

Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности

Развитие мелкой моторики рук детей 5–6 лет посредством аппликации марийского орнамента с использованием нетрадиционных форм работы

Формирование мелкой моторики и развитие речи дошкольников

Развитие мелкой моторики рук как средство формирования речи у детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Технология развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в дидактических играх

Развитие творчества старших дошкольников в процессе использования различных техник работы с бумагой

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как способ развития интеллекта и речи

Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности

Развитие мелкой моторики рук детей 5–6 лет посредством аппликации марийского орнамента с использованием нетрадиционных форм работы

Формирование мелкой моторики и развитие речи дошкольников

Развитие мелкой моторики рук как средство формирования речи у детей дошкольного возраста

Задать вопрос