В настоящий момент актуальной проблемой современного коррекционного процесса обучения остаётся проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и повышение уровня коррекционной работы.
Умственно отсталые дети — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Понятие «умственно — отсталый ребенок» охватывает различную категорию детей, которых объединяет наличие повреждения коры головного мозга, имеющее диффузный характер. Морфологические изменения захватывают многие участки коры головного мозга ребенка, нарушая их строение и функции. У таких детей сочетаются нарушения развития разных сфер: эмоциональной, интеллектуальной, речевой, двигательной, сенсорной.
Ребенок с умственной отсталостью, как и нормальный ребёнок, растёт и развивается, но развитие его задерживается с самого начала и проходит на дефектной основе, что вызывает сложности вхождения в социальную среду, предусмотренную для нормально развивающихся детей.
При работе с такой категорией детей обучение строится с учетом их возрастных и психофизических особенностей. Направление обучения такого рода необходимо быть направлено соответственно на преодоление дефектов развития [5].
Решение этой проблемы на современном этапе предусматривает поиск новых методов и форм организации обучения, преимущественно эффективных путей формирования знаний, которые учитывали бы фактические возможности детей с особыми образовательными потребностями, условия текущей деятельности.
Основной целью воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является коррекция отклонений в развитии путем снижения зависимости ребенка от посторонней помощи, активизирование его активности, адаптации к окружающей и социальной среде.
Согласно взглядам Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и других выдающихся отечественных психологов, психика человека больше всего активно меняется и трансформируется в процессе деятельности[3].
Педагогический процесс непрерывно обогащается новыми технологиями.
Для достижения наилучшего результата, в работе с детьми с ОВЗ в своей работе мы используем такие технологии как:
- индивидуальный и дифференцированный подход
- игровая технология
- информационно-коммуникационная
- здоровьесберегающая
Индивидуальный и дифференцированный подход
При выполнении заданий дети испытывают трудности, педагог должен работать с каждым ребенком и по мере необходимости должна быть оказана помощь в зависимости от возможностей детей. При применении данной технологии, воспитанников можно разделить (условно) на группы. В зависимости от уровня развития каждой группе предъявляется свой разноуровневый дидактический материал и задания для выполнения, различающиеся по содержанию, объему, методам и приемам выполнения [1].
Например, на занятии по лепке «Мой веселый звонкий мяч» первой группе воспитанников предлагается: отгадать загадку о мяче; разложить мячи, опираясь при выборе на цвет и величину; игра с мячом «Подбрось-поймай»; самостоятельно размять пластилин и раскатать шар вращательными движениями на доске или в руках(по показу), а второй группе воспитанников предлагаются сопряженные действия с воспитателем: игра «Прокати мяч», обследование мяча, раскатывание шара вращательными движениями в руках.
Игровая технология
Данный вид технологии включает в себя различные дидактические игры, сюжетно- ролевые игры, настольные игры.
Занятия проходят в игровой форме. Для привлечения внимания детей используются сказочные персонажи. Герои участвуют в процессе всей коррекционной работы. Это настраивает детей на выполнение заданий.
Также интересен прием «занятие-сказка», который очень нравится детям. Такой вид занятия поднимает настроение, вызывает положительные эмоции, способствует формированию учебной мотивации и побуждает детей к выполнению задания.
Например, на протяжении всего занятия, дети «путешествуя» по сказкам выполняли задания данные им героями сказок. Так Колобку дети помогали спрятаться в домике, закрывая окошко такого же цвета, что и домик (закрепляли знание основных цветов); героям сказки «Теремок» дети нарисовали новый теремок; с помощью прищепок сделали ботву для репки (сказка «Репка»); а курочку Рябу (сказка «Курочка Ряба») накормили зернышками, предварительно перебрав и рассортировав фасоль и горох.
Включение игровых ситуаций делает процесс обучения интересным, удерживает внимание.
Информационно-коммуникационная технология
Это технология как неотъемленная часть совершенствования работы воспитателя в условиях внедрения ФГОС. Без информационно-компьютерных технологий нельзя представить современное образование. Понимая требования, выдвигаемые современным информационным обществом, на занятиях используются различные виды информационных технологий: презентации, в зависимости от лексических тем используется мультимедиа, просмотр видеоклипов, прослушивание музыки.
Большое предпочтение отдается демонстрации тематическим презентациям по лексическим темам. Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего занятия, а также на отдельных этапах работы. Наглядный материал для презентаций подбирается дозированно, то есть в том объеме, который необходим для данных детей и на данном занятии.
Познавательная направленность заданий, красочные картинки, звуковое сопровождение действий, игровая форма изложения учебного материала и забавные ведущие делают программы интересными, способствуют повышению мотивации к выполнению детьми заданий.
Применение информационно коммуникационных технологий в коррекционной работе предоставило возможность сделать следующие выводы:
- компьютерные средства обучения становятся необходимыми средствами обучения детей с ОВЗ;
- использование ИКТ побуждает ребенка к занятиям, содействует повышению речевой и познавательной активности; способствует коррекции речевых нарушений и развитию высших психических функций;
- повышается самооценка ребенка [7].
Здоровьесберегающие технологии
Приоритетной задачей современного коррекционного образования — это сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ.
Главной целью здоровьесберегающих образовательных технологий является формирование у ребенка с ограниченными возможностями здоровья знаний, умений, навыков, необходимых для обеспечения здорового образа жизни, воспитывая при этом культуру здоровья.
При выборе здоровьесберегающих технологий для ребенка с ОВЗ необходимо учитывать программу, реальные условия, а также заболевание каждого конкретного ребенка.
Обучение ребёнка с ОВЗ с использованием здоровьесберегающих технологий имеет немаловажное значение для развития и их реабилитации в обществе [2].
Принципы здоровьесберегающих технологий:
1. Формирование образовательной среды.
Доброжелательная обстановка, индивидуальный подход, настрой на выполнение, одобрение и похвала независимо от результата.
2. Развитие двигательной активности.
Объединение способов оздоровления и воспитания позволяет сохранить и, по возможности, укрепить здоровье в специальных учреждениях.
3. Возможность восстановления сил.
Во избежание перенагрузки, переутомления необходима частая смена видов деятельности, периоды напряженной работы чередовать с расслаблением.
Здоровьесберегающая технология рассматривается как фактор эффективного образования и как метод формирования, укрепления и сохранения здоровья детей с ОВЗ. Этот вид технологии предполагает проведение во время занятий физминуток, динамических пауз, дыхательной гимнастики, зрительной гимнастики, пальчиковой гимнастики, релаксации.
Коррекционные занятия должны быть составлены с учетом частой сменой видов деятельности детей. Каждое занятие должно содержать несколько видов деятельности: дидактические игры или элемент дидактической игры, задания на развитие внимания, выполнение движений по подражанию, практические действия.
Двигательная активность детей с ОВЗ должна быть правильно организована и только в этом случае она сыграет большую роль в развитии и здоровье этих детей.
В силу своего заболевания такие дети не всегда самостоятельно включаются в процесс выполнения каких-либо упражнений и заданий, их необходимо увлечь, привлечь тем, что им в данный момент интересно. Поэтому игры и упражнения необходимо подбирать индивидуально адаптированные, конкретному ребенку или группе детей. Радость и увлеченность соразмерно необходимости растущего организма в движении [6].
Здоровьесберегающая деятельность на занятиях и в течение всего дня осуществляется в следующих формах:
- Закаливающие процедуры.
Одна из важных частей физической культуры, способствует формированию обязательных условий и привычек здорового образа жизни.
Умывание и мытьё рук холодной водой
- Двигательная разминка.
Главной целью является предупредить развитие утомления у детей с ОВЗ, снятие эмоционального напряжения в процессе занятий.
Игровые упражнения для разминки должны быть упрощены по содержанию, с небольшим количеством правил, кратковременны, доступны детям с разным уровнем двигательной активности.
- Утренняя гимнастика — основа здорового образа жизни.
Утренняя гимнастика — комплекс упражнений для того, чтобы повысить общий тонус и настроение, устранить сонливость и вялость. Утреннюю зарядку необходимо проводить систематически. Она необходима для укрепления здоровья, воспитания воли.
Чтобы выполнение зарядки проходило увлекательно, задорно и, соблюдая все принципы, задания для выполнения подбираются с учетом индивидуальных особенностей детей, отличаются доступностью, повторяемостью. Упражнения лучше всего проводить под музыку в игровой форме.
- Проведение физкультминуток.
Время проведения физминутки определяет педагог во время занятия самостоятельно. Обычно физминутки проводятся при первых признаках утомления детей. Выполнение упражнений сопровождается стихотворным текстом в ритме движений. Проведение физминуток способствуют повышению общего тонуса, моторики, снятию психоэмоционального напряжения, а также улучают настроение.
- Гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус.
Мы проснулись, улыбнулись,
Посильнее потянулись.
Первый разик на спине,
А потом на животе,
На бочок перевернулись,
И еще раз потянулись.
Ноги вверх мы поднимаем
И тихонько опускаем,
А теперь мы с вами дети
Поедем на велосипеде.
Подбородком грудь достанем,
К потолку глаза подняли-
Влево-вправо посмотрели,
На кроватку тихо сели,
Руки в стороны подняли,
Крепко так себя обняли.
Наклонились, потянулись,
До носочков дотянулись,
Распрямились и опять
Будем ножки поднимать.
А теперь пришла пора
Дружно встать нам детвора!
- Дыхательная гимнастика.
Данный вид здоровьесберегающей технологии также направлен на оздоровление организма. Дыхательная гимнастика проводится как на занятиях, так и в течение всего дня, в разных формах оздоровительной работы.
Проведение дыхательной гимнастики способствует развитию психических процессов, улучшает нервно-психическое состояние, развивает дыхательную систему ребенка [4].
- Игры на свежем воздухе и подвижные игры.
Игра занимает особое место в развитии ребёнка с ОВЗ. Подвижные игры и игры на свежем воздухе носят оздоровительный эффект. При проведении игр необходимо учитывать физические возможности этих детей. При выборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать дефект, двигательные возможности, величину нагрузки.
Подбор игр происходит от легких к усложненным, при этом учитывается интенсивность и продолжительность.
Эмоции, которые возникают в ходе игры, благотворно влияют на нервную систему, активизируют функциональную деятельность организма.
Таким образом, в результате применения данных видов технологий в процессе обучения у детей с ОВЗ возрастает самооценка, происходит коррекция психических процессов, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации.
Литература:
1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000 г. № 2
2. Давлятчина Н. Н. Формирование основ здорового образа жизни средствами здоровьесберегающих технологий, журнал «Начальная школа» № 10, 2010.
3. Журавлев А. Л., Джидарьян И. А., Барабанщиков В. А., Селиванов В. В., Ушаков Д. В. Психология человека в современном мире. Том 2. Проблема сознания в трудах С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, Л. С. Выготского. Проблема деятельности в отечественной психологии. Исследование мышления и познавательных процессов. Творчество, способности, одаренность (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15–16 октября 2009 г.) — М.: Изд- во «Институт психологии РАН», 2009.
4. Зайцев Г. К. Твои первые уроки здоровья– СПб., 1997.
5. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений— 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005г.
6. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми [Электронный ресурс] http://text.ru/rd/aHR0cDovL2Rvc2hrb2xuaWsucnUvb2J6aC8xMjA5LW9iemgtcmFib3RhLmh0bWw %3D
7. Информационные компьютерные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/ 2013/06/12/informatsionnye-kompyuternye-tekhnologii-v