Использование образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (99) октябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 26.09.2015

Статья просмотрена: 13262 раза

Библиографическое описание:

Щербатова, Н. Г. Использование образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ / Н. Г. Щербатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 19 (99). — С. 631-634. — URL: https://moluch.ru/archive/99/22199/ (дата обращения: 15.11.2024).

В настоящий момент актуальной проблемой современного коррекционного процесса обучения остаётся проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и повышение уровня коррекционной работы.

Умственно отсталые дети — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Понятие «умственно — отсталый ребенок» охватывает различную категорию детей, которых объединяет наличие повреждения коры головного мозга, имеющее диффузный характер. Морфологические изменения захватывают многие участки коры головного мозга ребенка, нарушая их строение и функции. У таких детей сочетаются нарушения развития разных сфер: эмоциональной, интеллектуальной, речевой, двигательной, сенсорной.

Ребенок с умственной отсталостью, как и нормальный ребёнок, растёт и развивается, но развитие его задерживается с самого начала и проходит на дефектной основе, что вызывает сложности вхождения в социальную среду, предусмотренную для нормально развивающихся детей.

При работе с такой категорией детей обучение строится с учетом их возрастных и психофизических особенностей. Направление обучения такого рода необходимо быть направлено соответственно на преодоление дефектов развития [5].

Решение этой проблемы на современном этапе предусматривает поиск новых методов и форм организации обучения, преимущественно эффективных путей формирования знаний, которые учитывали бы фактические возможности детей с особыми образовательными потребностями, условия текущей деятельности.

Основной целью воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является коррекция отклонений в развитии путем снижения зависимости ребенка от посторонней помощи, активизирование его активности, адаптации к окружающей и социальной среде.

Согласно взглядам Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и других выдающихся отечественных психологов, психика человека больше всего активно меняется и трансформируется в процессе деятельности[3].

Педагогический процесс непрерывно обогащается новыми технологиями.

Для достижения наилучшего результата, в работе с детьми с ОВЗ в своей работе мы используем такие технологии как:

-          индивидуальный и дифференцированный подход

-          игровая технология

-          информационно-коммуникационная

-          здоровьесберегающая

Индивидуальный и дифференцированный подход

При выполнении заданий дети испытывают трудности, педагог должен работать с каждым ребенком и по мере необходимости должна быть оказана помощь в зависимости от возможностей детей. При применении данной технологии, воспитанников можно разделить (условно) на группы. В зависимости от уровня развития каждой группе предъявляется свой разноуровневый дидактический материал и задания для выполнения, различающиеся по содержанию, объему, методам и приемам выполнения [1].

Например, на занятии по лепке «Мой веселый звонкий мяч» первой группе воспитанников предлагается: отгадать загадку о мяче; разложить мячи, опираясь при выборе на цвет и величину; игра с мячом «Подбрось-поймай»; самостоятельно размять пластилин и раскатать шар вращательными движениями на доске или в руках(по показу), а второй группе воспитанников предлагаются сопряженные действия с воспитателем: игра «Прокати мяч», обследование мяча, раскатывание шара вращательными движениями в руках.

Игровая технология

Данный вид технологии включает в себя различные дидактические игры, сюжетно- ролевые игры, настольные игры.

Занятия проходят в игровой форме. Для привлечения внимания детей используются сказочные персонажи. Герои участвуют в процессе всей коррекционной работы. Это настраивает детей на выполнение заданий.

Также интересен прием «занятие-сказка», который очень нравится детям. Такой вид занятия поднимает настроение, вызывает положительные эмоции, способствует формированию учебной мотивации и побуждает детей к выполнению задания.

Например, на протяжении всего занятия, дети «путешествуя» по сказкам выполняли задания данные им героями сказок. Так Колобку дети помогали спрятаться в домике, закрывая окошко такого же цвета, что и домик (закрепляли знание основных цветов); героям сказки «Теремок» дети нарисовали новый теремок; с помощью прищепок сделали ботву для репки (сказка «Репка»); а курочку Рябу (сказка «Курочка Ряба») накормили зернышками, предварительно перебрав и рассортировав фасоль и горох.

Включение игровых ситуаций делает процесс обучения интересным, удерживает внимание.

Информационно-коммуникационная технология

Это технология как неотъемленная часть совершенствования работы воспитателя в условиях внедрения ФГОС. Без информационно-компьютерных технологий нельзя представить современное образование. Понимая требования, выдвигаемые современным информационным обществом, на занятиях используются различные виды информационных технологий: презентации, в зависимости от лексических тем используется мультимедиа, просмотр видеоклипов, прослушивание музыки.

Большое предпочтение отдается демонстрации тематическим презентациям по лексическим темам. Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего занятия, а также на отдельных этапах работы. Наглядный материал для презентаций подбирается дозированно, то есть в том объеме, который необходим для данных детей и на данном занятии.

Познавательная направленность заданий, красочные картинки, звуковое сопровождение действий, игровая форма изложения учебного материала и забавные ведущие делают программы интересными, способствуют повышению мотивации к выполнению детьми заданий.

Применение информационно коммуникационных технологий в коррекционной работе предоставило возможность сделать следующие выводы:

-          компьютерные средства обучения становятся необходимыми средствами обучения детей с ОВЗ;

-           использование ИКТ побуждает ребенка к занятиям, содействует повышению речевой и познавательной активности; способствует коррекции речевых нарушений и развитию высших психических функций;

-          повышается самооценка ребенка [7].

Здоровьесберегающие технологии

Приоритетной задачей современного коррекционного образования — это сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ.

Главной целью здоровьесберегающих образовательных технологий является формирование у ребенка с ограниченными возможностями здоровья знаний, умений, навыков, необходимых для обеспечения здорового образа жизни, воспитывая при этом культуру здоровья.

При выборе здоровьесберегающих технологий для ребенка с ОВЗ необходимо учитывать программу, реальные условия, а также заболевание каждого конкретного ребенка.

Обучение ребёнка с ОВЗ с использованием здоровьесберегающих технологий имеет немаловажное значение для развития и их реабилитации в обществе [2].

Принципы здоровьесберегающих технологий:

1.             Формирование образовательной среды.

Доброжелательная обстановка, индивидуальный подход, настрой на выполнение, одобрение и похвала независимо от результата.

2.      Развитие двигательной активности.

Объединение способов оздоровления и воспитания позволяет сохранить и, по возможности, укрепить здоровье в специальных учреждениях.

3.      Возможность восстановления сил.

Во избежание перенагрузки, переутомления необходима частая смена видов деятельности, периоды напряженной работы чередовать с расслаблением.

Здоровьесберегающая технология рассматривается как фактор эффективного образования и как метод формирования, укрепления и сохранения здоровья детей с ОВЗ. Этот вид технологии предполагает проведение во время занятий физминуток, динамических пауз, дыхательной гимнастики, зрительной гимнастики, пальчиковой гимнастики, релаксации.

Коррекционные занятия должны быть составлены с учетом частой сменой видов деятельности детей. Каждое занятие должно содержать несколько видов деятельности: дидактические игры или элемент дидактической игры, задания на развитие внимания, выполнение движений по подражанию, практические действия.

Двигательная активность детей с ОВЗ должна быть правильно организована и только в этом случае она сыграет большую роль в развитии и здоровье этих детей.

В силу своего заболевания такие дети не всегда самостоятельно включаются в процесс выполнения каких-либо упражнений и заданий, их необходимо увлечь, привлечь тем, что им в данный момент интересно. Поэтому игры и упражнения необходимо подбирать индивидуально адаптированные, конкретному ребенку или группе детей. Радость и увлеченность соразмерно необходимости растущего организма в движении [6].

Здоровьесберегающая деятельность на занятиях и в течение всего дня осуществляется в следующих формах:

-                   Закаливающие процедуры.

Одна из важных частей физической культуры, способствует формированию обязательных условий и привычек здорового образа жизни.

Умывание и мытьё рук холодной водой

-                   Двигательная разминка.

Главной целью является предупредить развитие утомления у детей с ОВЗ, снятие эмоционального напряжения в процессе занятий.

Игровые упражнения для разминки должны быть упрощены по содержанию, с небольшим количеством правил, кратковременны, доступны детям с разным уровнем двигательной активности.

-                   Утренняя гимнастика — основа здорового образа жизни.

Утренняя гимнастика — комплекс упражнений для того, чтобы повысить общий тонус и настроение, устранить сонливость и вялость. Утреннюю зарядку необходимо проводить систематически. Она необходима для укрепления здоровья, воспитания воли.

Чтобы выполнение зарядки проходило увлекательно, задорно и, соблюдая все принципы, задания для выполнения подбираются с учетом индивидуальных особенностей детей, отличаются доступностью, повторяемостью. Упражнения лучше всего проводить под музыку в игровой форме.

-                   Проведение физкультминуток.

Время проведения физминутки определяет педагог во время занятия самостоятельно. Обычно физминутки проводятся при первых признаках утомления детей. Выполнение упражнений сопровождается стихотворным текстом в ритме движений. Проведение физминуток способствуют повышению общего тонуса, моторики, снятию психоэмоционального напряжения, а также улучают настроение.

-                   Гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус.

Мы проснулись, улыбнулись,

Посильнее потянулись.

Первый разик на спине,

А потом на животе,

На бочок перевернулись,

И еще раз потянулись.

Ноги вверх мы поднимаем

И тихонько опускаем,

А теперь мы с вами дети

Поедем на велосипеде.

Подбородком грудь достанем,

К потолку глаза подняли-

Влево-вправо посмотрели,

На кроватку тихо сели,

Руки в стороны подняли,

Крепко так себя обняли.

Наклонились, потянулись,

До носочков дотянулись,

Распрямились и опять

Будем ножки поднимать.

А теперь пришла пора

Дружно встать нам детвора!

-          Дыхательная гимнастика.

Данный вид здоровьесберегающей технологии также направлен на оздоровление организма. Дыхательная гимнастика проводится как на занятиях, так и в течение всего дня, в разных формах оздоровительной работы.

Проведение дыхательной гимнастики способствует развитию психических процессов, улучшает нервно-психическое состояние, развивает дыхательную систему ребенка [4].

-          Игры на свежем воздухе и подвижные игры.

Игра занимает особое место в развитии ребёнка с ОВЗ. Подвижные игры и игры на свежем воздухе носят оздоровительный эффект. При проведении игр необходимо учитывать физические возможности этих детей. При выборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать дефект, двигательные возможности, величину нагрузки.

Подбор игр происходит от легких к усложненным, при этом учитывается интенсивность и продолжительность.

Эмоции, которые возникают в ходе игры, благотворно влияют на нервную систему, активизируют функциональную деятельность организма.

Таким образом, в результате применения данных видов технологий в процессе обучения у детей с ОВЗ возрастает самооценка, происходит коррекция психических процессов, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации.

 

Литература:

 

1.    Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000 г. № 2

2.    Давлятчина Н. Н. Формирование основ здорового образа жизни средствами здоровьесберегающих технологий, журнал «Начальная школа» № 10, 2010.

3.    Журавлев А. Л., Джидарьян И. А., Барабанщиков В. А., Селиванов В. В., Ушаков Д. В. Психология человека в современном мире. Том 2. Проблема сознания в трудах С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, Л. С. Выготского. Проблема деятельности в отечественной психологии. Исследование мышления и познавательных процессов. Творчество, способности, одаренность (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15–16 октября 2009 г.) — М.: Изд- во «Институт психологии РАН», 2009.

4.    Зайцев Г. К. Твои первые уроки здоровья– СПб., 1997.

5.    Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений— 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005г.

6.    Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми [Электронный ресурс] http://text.ru/rd/aHR0cDovL2Rvc2hrb2xuaWsucnUvb2J6aC8xMjA5LW9iemgtcmFib3RhLmh0bWw %3D

7.    Информационные компьютерные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/ 2013/06/12/informatsionnye-kompyuternye-tekhnologii-v

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дыхательная гимнастика, занятие, здоровый образ жизни, игра, коррекционная работа, главная цель, двигательная активность, игровая технология, игровая форма.


Похожие статьи

Здоровье обучающихся в образовательных учреждениях

Бальсевич, В.К., Лобышева Л. И. Физическая культура, молодежь и современность. Теория и практика физической культуры, — 1995. — № 4 Варламов Д. Б., Егорычева Е. В., Чернышева И. В. Значение физической культуры для детей школьного возраста // Научное...

Работа с лексическим материалом при изучении профессионально-ориентированного английского языка

Сипайлова Н. Ю. Малетина Л. В., К вопросу о взаимодействии языковых и профилирующих кафедр при обучении профессиональному иностранному языку. // http://conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf2/6.pdf Александрова И. А. Профессионально-ориентиро...

Перспективы применения системы «Умный дом»

15 научно-фантастических предсказаний, воплотившихся в реальной жизни // big.picture URL: http://bigpicture.ru/?p=319393 (дата обращения: 04.12.2016). Научная фантастика, ставшая реальностью // nakonu.com URL: http://nakonu.com/2015/08/18389 (дата о...

Диагностика необходимости создания центра психолого-педагогического сопровождения воспитателей на базе ДОО

Вербицкая И. Б. Методическое сопровождение педагогов дошкольных образовательных учреждений / И. Б. Вербицкая // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207) — с. 467–469. Перова А. В. Обоснование психолого-педагогического сопровождения педагогов в качестве ...

Технология деятельностного метода как эффективное средство реализации требований новых образовательных стандартов

Закон РФ «Об образовании». Выготский Л. С. Антология гуманной педагогики. М., Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…». – М.: 2007. Винокурова Н. К. Развиваем позн...

Малые формы детского русского народного фольклора как средства формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре / Н. А. Апполонова // Дошк. воспитание. –1992. — № 5–6. — С.5–8. Мацкевич А. Я. Малые формы фольклора — дошкольникам // Работа с книгой в детском саду / Сост.: В. А. Богуславск...

Проблемы функционирования платежных систем в России

Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ. Часть вторая // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 9027/ О национальной платежной системе: федер. закон от 27...

Ценностное отношение к здоровому образу жизни у детей, воспитывающихся в кадетской школе

Лисицын Ю. П. Слово о здоровье. М., 1986, 192 с. Митяев А. М. Здоровьсберегающие педагогические технологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. М. Митяев 2-е изд., — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 192 с. Формирование здор...

Тематическое занятие для воспитанников подготовительной к школе группы «Музыка Н. А. Римского-Корсакова в сказках А. С. Пушкина»

Кряжева Н. А. «Развитие эмоционального мира детей»./ Ярославль «Академия развития» 2010 г. Радынова О. П., Комиссарова Л. Н. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»/ Дубна: Феникс +, 2014. Радынова О. П. «Музыкальные ...

Проблемы применения имитационного моделирования и прикладного программирования в организациях малого бизнеса

Зайцева Н. О. Имитационное моделирование средствами системно-объектного подхода // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2012. №7-1 (126) С.155-159. Габрин Константин Эдуардович, Шепелев Иван Г...

Похожие статьи

Здоровье обучающихся в образовательных учреждениях

Бальсевич, В.К., Лобышева Л. И. Физическая культура, молодежь и современность. Теория и практика физической культуры, — 1995. — № 4 Варламов Д. Б., Егорычева Е. В., Чернышева И. В. Значение физической культуры для детей школьного возраста // Научное...

Работа с лексическим материалом при изучении профессионально-ориентированного английского языка

Сипайлова Н. Ю. Малетина Л. В., К вопросу о взаимодействии языковых и профилирующих кафедр при обучении профессиональному иностранному языку. // http://conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf2/6.pdf Александрова И. А. Профессионально-ориентиро...

Перспективы применения системы «Умный дом»

15 научно-фантастических предсказаний, воплотившихся в реальной жизни // big.picture URL: http://bigpicture.ru/?p=319393 (дата обращения: 04.12.2016). Научная фантастика, ставшая реальностью // nakonu.com URL: http://nakonu.com/2015/08/18389 (дата о...

Диагностика необходимости создания центра психолого-педагогического сопровождения воспитателей на базе ДОО

Вербицкая И. Б. Методическое сопровождение педагогов дошкольных образовательных учреждений / И. Б. Вербицкая // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207) — с. 467–469. Перова А. В. Обоснование психолого-педагогического сопровождения педагогов в качестве ...

Технология деятельностного метода как эффективное средство реализации требований новых образовательных стандартов

Закон РФ «Об образовании». Выготский Л. С. Антология гуманной педагогики. М., Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…». – М.: 2007. Винокурова Н. К. Развиваем позн...

Малые формы детского русского народного фольклора как средства формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре / Н. А. Апполонова // Дошк. воспитание. –1992. — № 5–6. — С.5–8. Мацкевич А. Я. Малые формы фольклора — дошкольникам // Работа с книгой в детском саду / Сост.: В. А. Богуславск...

Проблемы функционирования платежных систем в России

Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ. Часть вторая // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 9027/ О национальной платежной системе: федер. закон от 27...

Ценностное отношение к здоровому образу жизни у детей, воспитывающихся в кадетской школе

Лисицын Ю. П. Слово о здоровье. М., 1986, 192 с. Митяев А. М. Здоровьсберегающие педагогические технологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. М. Митяев 2-е изд., — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 192 с. Формирование здор...

Тематическое занятие для воспитанников подготовительной к школе группы «Музыка Н. А. Римского-Корсакова в сказках А. С. Пушкина»

Кряжева Н. А. «Развитие эмоционального мира детей»./ Ярославль «Академия развития» 2010 г. Радынова О. П., Комиссарова Л. Н. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»/ Дубна: Феникс +, 2014. Радынова О. П. «Музыкальные ...

Проблемы применения имитационного моделирования и прикладного программирования в организациях малого бизнеса

Зайцева Н. О. Имитационное моделирование средствами системно-объектного подхода // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2012. №7-1 (126) С.155-159. Габрин Константин Эдуардович, Шепелев Иван Г...

Задать вопрос