Конституция США 1787 г. — великое достижение американской нации. Первостепенная задача этого документа — юридическое оформление американского государства, а также системы его высших властных органов. В связи с этим возник ряд пробелов в праве, связанный с отсутствием в тексте конституции положений, гарантирующий гражданские, религиозные и политические права жителей нового демократического государства.
Споры о введении таких законодательно закрепленных прав начались сразу после принятия конституции. Так, например, в своём письме к Джеймсу Мэдисону (основному автору конституции) Т. Джефферсон обратил внимание на этот существенный недостаток в главном законе США. Некоторые штаты североамериканского государства в 1787 г. даже отказывались ратифицировать конституцию, пока в неё не будут включены все права и свободы граждан США.
Тем не менее причины того, что в тексте конституции отсутствуют такие положения, имеют как объективный, так и субъективный характер. Во-первых, американская нация миновала феодализм и одно из главных его проявлений — деление общества на сословия. США с момента своего создания являлись капиталистическим государством и поэтому там действовал принцип всеобщего равенства перед законом.
Во-вторых, американцы являются наследниками английской правовой системы, ключевое понятие которого habeas corpus (лат. — букв. «ты должен иметь тело») [1,c. 45]. Его суть в том, что для доставки человека в суд в связи с обвинением против него нужно выдать специальный судебный приказ, уполномочивающий правоприменителя совершить данные действия.
В-третьих, многие члены Филадельфийского Конвента при составлении текста конституции не уделили правам и свободам должного внимания, полагая, что в государстве, которое они строят, письменное закрепление свобод — излишество, т. к. демократический режим подразумевает наличие полного спектра прав американских граждан.
Осознавая, что для развития полноценного демократического государства нужно юридически оформить права граждан, в США началась разработка поправок к конституции. В июне 1789 г. Дж. Мэдисон (1751–1836) — философ, юрист, один и авторов конституции и будущий четвёртый президент США, предложил конгрессу первые десять поправок к конституции.
Главная цель, которую преследовал Дж. Мэдисон — это придание американской нации уверенности в том, что они живут в демократическом государстве, которое заботится о них. После внесения поправок в конгресс в 1789 г. начался длительный и кропотливый процесс обсуждения конечного вида поправок. Проект Дж. Мэдисона попал в некую бюрократическую ловушку: если палата представителей приняла поправки с несущественными изменениями, то в свою очередь сенат коренным образам начал их переписывать. К примеру, сенат отверг предложение Мэдисона об отмене обязательной военной службы по религиозным мотивам [3, c.67].
Первые десять поправок окончательно вступили в силу 15 декабря 1791 г. и получили название «Билль о правах». Билль действует в США до сих пор и является одним из главных элементов правовой системы данного государства. В основе билля лежит симбиоз права естественного (например, I поправка о свободе слова, религии, прессы, собраний) и права позитивного (например, VII поправка: право на суд присяжных в гражданских делах). Первые десять поправок базируются также и на идеях таких европейских просветителей XVI-XVIII вв., как Ш. Монтескьё, Д.Дидро и др.
Принятие билля является отражением тенденций общемирового развития права той эпохи. Системы и особенности права Европы и Америки, безусловно, влияют друг на друга. Интересен тот факт, что принятие законопроекта «Билля о правах» (июнь 1789 г.) и его окончательное утверждение (декабрь 1791 г.) по времени не только совпадают с началом и дальнейшим развитием Великой французской революции 1789–1794 гг., но и с принятием Декларации прав и свобод человека и гражданина (август 1789 г.) и Конституции Франции (1791 г.). Все эти три документа имеют одну общую цель: они провозглашают и закрепляют неотъемлемые права человека и гражданина.
Билль своими десятью поправками законодательно закрепил следующие права американского народа: I. Свобода слова, религии, прессы, собраний; II. Право хранить и носить оружие; III. Запрет солдатского постоя; IV. Запрет произвольных арестов и обысков; V. Право непринужения свидетельствовать против себя; VI. Права обвиняемого; VII. Право на суд присяжных в гражданских делах; VIII. Запрет необычных наказаний; IX. Недопустимость ограничения прямо не упомянутых в конституции прав; X. Принципы федерализма.
Наиболее спорной является II поправка. Первостепенная цель, которая ставилась Дж. Мэдисоном при её написании, — это сохранение в штатах вооружённой милиции [5, c. 89]. Однако с окончанием Войны за независимость потребность в обладании оружием стала отпадать. Со временем наличие большого количества оружия у американцев стало главным криминогенным фактором. Такой рост преступности обусловлен тем фактором, что в США отсутствует чёткий государственный контроль над оборотом оружия. Его продажа находится в ведении штатов. Но несмотря на явную угрозу, которую несёт свободная продажа оружия, у сторонников II поправки есть главный аргумент: они считают, что людей убивает не оружие, а они сами. Росту продаж оружия в дальнейших этапах развития США способствовала лоббистская политика оружейных корпораций. Наличие неконтролируемого оружия у народа несёт и государственную опасность: за всю историю США из огнестрельного оружия были застрелены 4 президента (например, Дж. Ф. Кеннди).
Тот факт, что II поправка действует до сих пор, обуславлен психологией и менталитетом самих американцев. Для них хорошее и дорогое оружие такой же показатель статуса, как высокая должность или огромный дом.
За всю свою многовековую историю правовая система США не претерпела коренных изменений, что положительно сказалось на политической и экономической ситуации в стране. Особая роль в этой стабильности принадлежит «Биллю о правах» [2, c. 12]. Главное его значение в том, что именно он лишил штаты возможности злоупотребления во власти и не допустил ущемления прав граждан. Билль закрепил принцип, согласно которому федеральные органы власти не могут вмешиваться в права и свободы американцев.
Конституция США в полной мере отражает процесс исторического развития североамериканского государства. На раннем этапе развития американскому народу для политико-правового регулирования жизни общества было достаточно непосредственно конституции 1787 г. с её семью статьями. По мере усложнения государственных и общественных отношений потребовались новые законодательные акты. Первым таким актом стал «Билль о правах» 1791г. в форме первых десяти поправок к конституции. Конечно, со временем десяти поправок стало также недостаточно. К концу XX века было внесено более 14 тысяч проектов поправок [4, c. 91].
Порядок принятия поправок регулируется ст. V конституции. На Филадельфийском Конвенте в ходе обсуждения проекта конституции участниками было предложено огромное количество вариантов юридической процедуры принятия поправок. Однако в результате долгих обсуждений «отцы-основатели» пришли к такому проекту, который в настоящее время закреплён в данной статье.
Условно юридический процесс принятия поправок к конституции можно разделить на три этапа: 1. Внесение проекта поправки. 2. Обсуждение проекта поправки. 3. Ратификация.
Первый этап закрепляет два способа создания проекта поправки. Первый способ состоит в том, что конгресс по инициативе 2/3 своих членов из обеих палат (сенат и палата представителей) разрабатывает и предлагает для обсуждения проект поправки к конституции. Второй способ заключается в том, что конгресс по инициативе законодательных органов 2/3 штатов создаёт специальный орган — Конвент для предложения поправок.
Статья V конституции содержит одну ныне действующую запрещающую норму [6, c. 36]. Согласно ей запрещено внесение поправок, которые могли бы лишить какой-либо штат равного голоса в сенате с другими штатами. Таким образом, был закреплён один из важнейших принципов конституционно прав США: в независимости от того, какую площадь, население, этнический состав имеет штат, он всегда будет иметь двух своих представителей в сенате. Это положение закрепляет правовое равенство штатов.
На втором этапе происходит обсуждение проекта поправки. На данном этапе возможно привлечение к работе над поправкой специалистов в той или иной области, которые оценивают все возможные последствия принятия поправки, её возможное влияние на экономическую, политическую, культурную сферу жизни общества. В результате обсуждения конгресс одобряет или не одобряет поправку.
Следующий этап — ратификация. Конституция провозглашает, что «поправки приобретают юридическую силу после их ратификации законодательными собраниями 3/4 штатов или конвентам в 3/4 оных». Процесс ратификации поправки штатами может затянуться на огромное время, порой не на одно столетие.
По этой причине в 1921 году по делу Dillion v. Gloss Верховный суд США высказал мнение, что поправки должны быть ратифицированы в «разумные сроки», однако суд не указал, в какой именно промежуток времени это нужно сделать. В связи с этим продолжилась практика бюрократического затягивания ратификации.
Наибольшее влияние на развитие США и всей американской нации оказали несколько поправок. Среди них XIII поправка 1865 года, принятая в правление президента А. Линкольна.
Основой для принятия поправки является закон о гомстедах 1863 г., согласно которому каждый человек, достигший 21 года, «не поднявший оружие против США», имеет право на приобретение земельного участка, который через 5 лет пользования перейдёт к нему в собственность. Тем самым А. Линкольн продолжил курс на развитие фермерства в сельском хозяйстве США.
Согласно ей на территории США запрещены рабство и подневольный труд, за конгрессом закрепляется обязанность реализовывать поправку принятием соответствующих нормативно-правовых актов. Принятие поправки, наряду с сохранением территориальной целостности и суверенитета США, стало одним из главных результатов гражданской войны в США 1861–1864 гг.
Но несмотря на явную прогрессивность и гуманизм данной поправки её принятие встретило в американском обществе двузначную реакцию. С одной стороны богатые и влиятельные капиталисты северных штатов, которые держали в своих руках большую часть американской промышленности, были рады её принятию, т. к. она позволяла им пополнить штат рабочих своих заводов и фабрик бывшими рабами, тем самым экономя на социальных гарантиях для них.
Но с другой стороны бывшие плантаторы и рабовладельцы юга были озлоблены тем, что победившие их в гражданской войне северяне (жители южных штатов называли их «янки»): во-первых, уничтожили надежды южан на собственное государство — Конфедеративные Штаты Америки; во-вторых, ввели на территорию Юга свои войска; в-третьих, лишили богатых южан главной производительной силы — рабов принятием XIII поправки. Как реакция на всё это — южане стали прибегать к методам терроризма. Например, была образована радикальная экстремистская группировка — Ку-клукс-клан, идеология которого основана на белом расизме. На счету этой организации тысячи жизней безвинно убиенных афроамериканцев.
Таким образом, благодаря принятию XIII поправки начался сложный, долгий, противоречивый, но необратимый процесс в американском обществе — интеграция афроамериканцев в общественную и социальную систему США. XIII поправка, наряду с двумя последующими, позволила начать процесс реконструкции юга, благодаря чему удалось привести США к единой форме производственных сил.
Литература:
1. Батыр К. И. Всеобщая история государства и права. — М. Юристъ, 1998. — 456с.
2. Бойченко Г. Г. Конституция США. Толкование в применении в эпоху империализма. — М.: Изд-во ИМО, 1959. — 242 с.
3. Каленский В. Г. Билль о правах в конституционной истории США: историко-критическое исследование. — М.: Наука, 1983. — 279 с.
4. Лафитский В. И. Соединенные Штаты Америки: конституция и законодательные акты. — М.: Прогресс-Универс, 1993. — 768 с.
5. Мишин А. А., Власихин В. А. Конституция США: политико-правовой комментарий. — М.: Международные отношения, 1983. — 336 с.
6. Черниловский З. М. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. — М.: Юридическая литература, 1984. — 472 с.