Из страны детства мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и мужественно переносить трудности закладываются в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое.
Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.
Трудно перечислить все качества, которые мы должны развить и воспитать в ребёнке, человеке будущего общества, но, главное, эти качества должны закладываться сегодня. Поэтому разговор о воспитании нравственных качеств наших детей — это разговор о завтрашнем дне. А каким он будет — зависит от нас. И тут нет мелочей. Именно мы служим образцом для детей во всём: в одежде, в умении разговаривать, в аккуратности, вежливости, также в труде, умении проявлять заботу, сочувствие и так далее. Учат не столько слова, сколько пример, дела и поступки человека. Это нужно помнить всегда и каждому.
Работая с детьми, я часто интересуюсь, чем дети порадовали родителей, не огорчали ли их, прошу рассказать, как они помогают близким и чужим людям, поощряю тех, кто сам догадывается оказать помощь в классе товарищу или учителю. Воспитывая чуткость, учу детей замечать настроение окружающих (кто-то огорчён — не смеяться, подойди, скажи доброе слово, помоги, если можешь).
Как важно научить детей таким мелочам — как привычке извиняться, умению внимательно выслушивать, поднять оброненную вещь, пропустить старших в дверях, не забыть поздороваться, попрощаться, поблагодарить (особенно одноклассника за помощь). Всё это должно отражать гуманные чувства и отношения ребёнка к окружающим людям. Горько, что зачастую у многих до этих мелочей повседневной жизни не доходят руки в спешке рабочего дня. Дома — не научили, в школе — упустили. Потом возмущаемся: откуда берутся такие грубияны?
Мы обязаны научить детей радоваться и гордиться своими близкими, научить их проявлять внимание, умение поздравить. Многие младшие школьники не умеют этого делать, поэтому такие подсказки выслушивают с удивлением, вниманием и с радостью выполняют.
Многое мы делаем в своём коллективе, чтобы воспитать уважительное отношение к девочкам. Долго ещё нужно работать в этом направлении, хотя и сделано немало.
Приучая к аккуратности во внешнем виде, мы приучаем к порядку на рабочем столе. Всё должно быть готово к работе и аккуратно сложено. В этом тоже пример — рабочее место учителя.
Иногда дети склонны обвинить товарища в том, в чём он не виноват, переложить на него свою вину. Стараюсь повести разговор так, что такое поведение недостойно хорошего человека. Честное признание — меньше наказание. Да и самому для души приятнее, чем чувствовать себя трусом. И многие дети уже умеют осознавать свою вину, признаются сами в своих проступках.
Содержательная деятельность, общие переживания сближают детей, способствуют закреплению дружеских взаимоотношений, приучают детей к организованности, воспитывают потребность в постоянной занятости интересным, нужным делом.
В повседневной жизни детей чаще должна звучать песня. К сожалению, редко приходится слышать песню вне музыкальных занятий. А ведь она создаёт духовную близость между детьми, помогает сплочению коллектива.
С каким желанием и интересом дети слушаю песни! Сразу проникаются другим настроением. Часто, прослушав песню, дети просят выучить её. С большим интересом слушают и серьёзные песни. Слушание таких песен и пение их, когда оно сочетается с усвоением на занятиях определённых общественных представлений, очень важно для пробуждения гражданских чувств детей.
А как они любят стихи! Тут всё: и любовь к Родине, и чувство гордости за наш народ, и знакомство с героическим прошлым страны, наше настоящее и будущее. В стихах легче видятся и воспринимаются хорошее и плохое в людях. Они задевают за живое, заставляют задуматься, будоражат мысль. Они не оставляют равнодушными. Стихи я подбираю тщательно. Читаем, когда соответствующее настроение. Вот тогда они понимают, и слушают.
Важно, чтобы вся эта деятельность детей была направлена на воспитание общественных чувств, желание активно участвовать в жизни своего класса, школы. И опять же — пример учителя, его отзывчивость на происходящее вокруг, его постоянное желание активно участвовать в общественной жизни.
Исходя из темы и направлений воспитательной работы школы, мною была разработана воспитательная модель класса «Маленькая страна», рассчитанная на 4 года обучения. Эта система является составной частью работы школы. И её ценностью является разнообразие содержания, которое по своему усмотрению можно дополнить или сжать и адаптировать для данного класса. В воспитательной системе есть несколько составляющих: интеллектуальное, творческое и деятельностное направление. Они выходят на развитие личности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности.
Ученики проводят в учебном заведении большую часть своего времени. Насыщенная программа требует разрядки. Для этого необходима интересная и разнообразная внеклассная работа, которая будет способствовать развитию личности.
Цели воспитательной модели класса.
1. Для классного руководителя:
1 класс: создание единого коллектива.
- знакомство с детьми, их домашними условиями, индивидуальными особенностями;
- формировать единый коллектив, создавать атмосферу дружбы.
2 класс: учёба — наш главный труд.
- прививать детям любовь к знаниям, к окружающему миру;
- создавать условия для проявления индивидуальных особенностей;
- формировать умение общаться друг с другом.
3 класс: раскрытие и развитие способностей каждого ученика.
- создать необходимые условия для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- приобщение к исследовательской работе и творческой деятельности;
- формирование у учащихся активной жизненной позиции.
4 класс: воспитание и развитие свободной личности выпускника начальной школы.
- воспитание чувства собственного достоинства;
- воспитание нравственных черт личности;
- развитие самостоятельности у учащихся;
- воспитывать умение ценить свою личность как значимое лицо в классном коллективе.
2. Для учащихся:
- Формирование коммуникативных навыков.
- Самореализация.
3. Для родителей:
- Научение социальным навыкам.
- Адаптация к социуму.
4. Для школы:
- Включённость класса в воспитательную систему школы в качестве её компонента.
Задачи:
- создание и поддержание условий для формирования личностных структур, обеспечивающих высокий уровень развития личностного потенциала и его реализации в будущем;
- развитие самоуправления учащихся, предоставление им реальных возможностей участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности творческих и общественных объединений;
- укрепление здоровья ребенка средствами физкультуры и спорта;
- вовлечение учащегося в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
- воспитание учащегося в духе демократии, свободы, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма;
- создание условий для участия семей в воспитательном процессе, развитие родительских общественных объединений, привлечение родителей к участию в самоуправлении классом.
Принципы воспитательной работы.
1. Личностно-ориентированные принципы:
- принцип адаптированности (каждый должен чувствовать себя как дома, найти свое место в семье-классе);
- принцип развития (целостное развитие личности: физическое, интеллектуальное, духовное);
- принцип психологической комфортности (снятие всех стрессообразующих факторов; создание атмосферы, при которой ребенок раскрепощен, раскован; создание атмосферы успешности, ощущения продвижения вперед, достижение поставленной цели).
2. Культурно-ориентированные принципы:
- принцип картины мира (класс — микромир, создает обобщенно-целостное представление о мире, о месте человека в нем);
- принцип смыслового отношения к миру (мир вокруг меня — это мир, частью которого являюсь я — переживаю и осмысливаю для себя);
- принцип опоры на культуру как мировоззрение (возможность и способность усваивать культуру и делать свою культуру, уважая исторически сложившиеся культурные ориентиры);
3. Деятельностно-ориентированные принципы:
- принцип обучения деятельности (учим ставить цели, уметь контролировать и ориентировать свои и чужие действия, опираться на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие);
- креативный принцип или принцип формирования потребности в творчестве.
Воспитательная модель строится на основе здоровьесберегающих технологий.
«Здоровьесберегающие образовательные технологии», по определению Н. К. Смирнова, — это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Исходя из целей, задач, принципов воспитательной модели «Маленькая страна», можно схематично представить направления работы, которые в результате взаимодействия школы и семьи должны сформировать желаемый образ выпускника начальной школы.
Созданная модель помогает мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя-воспитателя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это способствует повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов. Система воспитательной работы разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Использование в совместной работе с учащимися и родителями форм, приемов и методов моделирования воспитательной системы класса позволило сформировать желаемый образ выпускника начальной школы и представления детей и взрослых о целях, основных направлениях и способах организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в нашем классном сообществе.