Воспитательно-оздоровительные мероприятия, осуществляемые с детьми на музыкальных занятиях в детском саду | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (99) октябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 02.10.2015

Статья просмотрена: 621 раз

Библиографическое описание:

Купальная, Е. В. Воспитательно-оздоровительные мероприятия, осуществляемые с детьми на музыкальных занятиях в детском саду / Е. В. Купальная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 19 (99). — С. 588-591. — URL: https://moluch.ru/archive/99/22268/ (дата обращения: 16.11.2024).

О здоровье человека есть очень хорошие слова великого педагога В. А. Сухомлинского: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Гармоничная музыка — лучший психотерапевт. В лечебных целях музыку применяют с давних времён. Музыка несёт в себе мощное коммуникативное начало, в ней заложены широчайшие возможности общения. Музыкотерапия — важная составляющая музыкально-оздоровительной работы в ДОУ. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Использование классической музыки в целях музыкальной терапии дает прекрасные результаты. А для того, чтобы музыка подействовала на детей наилучшим образом, их необходимо настроить. Настройка заключается в том, что надо сесть в удобной позе и сосредоточиться на звуках музыки. Для релаксации, которую хорошо включать в процессе занятия после активных игр или подвижных танцев, надо лечь и расслабиться. Музыка оказывает сильное успокаивающее воздействие на гиперактивных детей. Замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными, у них развиваются навыки взаимодействия с другими детьми. Улучшается речевая и сенсомоторная функция.

Почему сегодня здоровье сберегающее направление в работе ДОУ зачастую рассматривается как инновационное?! Ведь в детских садах, казалось бы, всегда здоровью детей уделялось немало внимания?! Это потому, что в современных условиях здоровье сбережение — ключевой элемент нового мышления, который требует пересмотра, переоценки всех компонентов образовательного процесса. Оно радикально меняет саму суть и характер процесса, ставя в центр его здоровье ребёнка. Становится, очевидно, что современное образование не может готовить человека к выполнению каких-либо социальных или профессиональных функций без учёта состояния его здоровья и целенаправленной работы в этом направлении.

Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. Эффективно оздоровительную работу проводить на музыкальных занятиях, тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека.

Одной из основных задач дошкольного учреждения является задача организации такого воспитательно-образовательного процесса, при котором происходит нормальное развитие ребенка без ущерба для его здоровья.

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ — музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. Виды занятий — индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию: типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные. Применение здоровье сберегающих технологий может варьироваться на каждом музыкальном занятии, в зависимости от сюжета, задач, использования тех или иных видов музыкальной деятельности.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровье сберегающих технологий: Валеологические песенки — распевки; дыхательная гимнастика; вокал терапия; артикуляционная гимнастика; игровой массаж; пальчиковые игры; речевые игры; музыкотерапия; танце терапия; логоритмика; фольклорная арттерапия; псих гимнастика; улыбкотерапия; сказкотерапия; праздник терапия

Валеологические песенки-распевки.

С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты «Здравствуй», «Я пою, хорошо пою» и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, улучшают эмоциональный климат на занятии. Такие распевки подготавливают голос к пению, позволяют настроить детей на проявление эмоциональной отзывчивости, создают атмосферу психологического комфорта для общения. В заключительной части общения можно пропеть: «Ты, ты, ты самый умный. Ты, ты, ты самый добрый. Ты, ты, ты самый лучший. Я люблю вас всех!»(авт. В. И. Петрушин).

Дыхательная гимнастика.

«Без дыхания нет жизни»: от правильного дыхания в значительной степени зависит здоровье детей. На музыкальных занятиях дети учатся правильно дышать, следить за осанкой. Для дыхательных упражнений можно использовать воображаемые предметы (понюхать цветок, попыхтеть, как паровоз) и раздаточный материал (перышки, снежинки, бабочки и т. д.) Правильное дыхание приводит к резкому повышению всех резервных возможностей ребенка. С помощью глубокого и спокойного дыхания можно предупредить перепады настроения. Ритмичное дыхание успокаивает нервы и психику. Использование дыхательной гимнастики приносит ощутимый результат в понижении заболеваний детей, оказывая на организм комплексное лечебное воздействие:

-          улучшает дренажную функцию бронхов;

-          восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

-          положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

-          корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание;

-          способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы.

Вокалотерапия.

Волшебный мир музыки окружает нас всюду, и целительная роль пения стала общепризнанным фактом. Пение — увеличение продолжительности вдоха способствует успокоению и полной релаксации. Идеальный способ лечения для детей с нарушениями речи, это улучшает их артикуляцию и чувство ритма. С помощью вокала можно воздействовать на внутренние органы, ведь во время пения у детей происходит мягкий массаж горла, в легких возникает вибрация, что в свою очередь влияет на кровообращение. Пение снимает стрессы и помогает детям избавиться от страхов.

Голос — это своеобразный индикатор здоровья. Самое главное на занятиях это бережное отношение к голосу ребёнка. Ребёнок учится петь свободно и легко, голос его развивается и укрепляется, особенно полезны для детей протяжные песни, которые развивают дыхание. Это очень полезно сказывается для детей с заболеваниями дыхательных путей.

Артикуляционная гимнастика.

Основная цель артикуляционной гимнастики — выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции. Артикуляционные гимнастики Е. Косиновой, Т. Куликовской, способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровень развития речи детей, певческие навыки, улучшается музыкальная память, внимание.

Игротерапия.

Задачи здоровье сбережения успешно решаются через музыкально — игровую деятельность, где игра становиться содержанием и формой организации детей. Именно в детской музыкально-игровой деятельности с ее радостной эмоциональностью, образностью сокрыт богатый потенциал в организации музыкально-оздоровительной работы в детском саду.

Творчество требует от детей координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на их психику, а значит на их психическое здоровье, то есть творческий процесс исцеляет. Для этого можно предложить детям сочинить собственную мелодию, спеть своё имя, пофантазировать под музыку, исполнить пластическую импровизацию или исполнить партию на детском музыкальном инструменте.

Игровой массаж тоже проводится на музыкальных занятиях. Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной, повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

Пальчиковые игры.

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), благоприятно воздействуя на все внутренние органы.

Речевые игры.

Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию можно добавить музыкальные инструменты, звучащие жесты. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

Танцетерапия.

Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы. Не имеет особого значения и возраст детей. Малыши особенно любят ритмичные движения под музыку, к тому же у них еще нет чувства застенчивости, как у старших детей.

Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогая добиться эмоциональной разрядки, снять умственную нагрузку и переутомление. Они формируют красивую осанку, укрепляют мускулатуру, развивают мелкую моторику, воспитывают выносливость. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребёнка. Движения и танец, помимо того, что снимает нервно — психическое напряжение, помогают детям быстро устанавливать дружеские связи друг с другом. Это также даёт определённый психотерапевтический эффект.

Танцы, ритмичные движения — физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение. Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким — они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород, питательные вещества и полнее забирая вредные продукты обмена. Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка. Движения укрепляют сон лучше, чем любое снотворное.

Занятия ритмопластикой в коллективе способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности. В ритмической пластике движения должны соответствовать музыке, а также быть: доступными двигательным возможностям детей.

Логоритмика.

Логоритмические упражнения являются одной из форм активного отдыха и наиболее благоприятны для снятия напряжения.

Занятия логоритмикой направлены на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь — движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности и навыков общения. Так как музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу дошкольников.

Фольклорная арт-терапия.

Русский фольклор — это целая система интегрированной арттерапии, включающая в себя разнообразные виды музыкальной деятельности. Знакомство с культурным наследием народа, имеет врачующее начало. Диапазон песен, удобный для детей, разнообразие игр, танцев и хороводов доставляет поистине колоссальное удовольствие малышам.

Психогимнастика.

Психологический настрой «Цепочка дружбы»: -встанем в круг! Настроимся на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи!

Улыбкотерапия

Здоровье детей станет крепче и от улыбки педагога, потому что в улыбающемся человеке дети видят друга, и процесс обучения проходит плодотворней. А ещё у ребёнка появляется ответная улыбка, которая поднимает настроение. Если ребёнок поёт весёлую песню и улыбается, то звук становится светлым, чистым и свободным. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и ребёнок уже с ней смотрит на мир и на людей.

Сказкотерапия.

Сказка — любимый жанр детей. Велико значение сказки для поддержания душевного мира детей. Она открывает ребёнку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты.

Праздникотерапия.

На праздниках важно настроить детей эмоционально, увлечь за собой в мир музыки и сказки. Праздник — это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор единственное средство развить ум ребёнка, обучить его и сохранить детство. Максимально допустимая нагрузка, проветривание, освещение, удобная обувь, смена деятельности всё это укрепляет здоровье детей.

 

Литература:

 

1.      Арсеньевская О. Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. Волгоград: Учитель 2011 г.

2.      Кузнецова Е. В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелым нарушением речи. Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2002 г.

3.      Медведева Е. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Издательский дои «Академия», 2001г.

4.      Щетинин М. Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. М.: Айрис-пресс, 2007 г.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, здоровье детей, музыка, артикуляционная гимнастика, движение, дыхательная гимнастика, занятие, игровой массаж, музыкальная деятельность, музыкально-оздоровительная работа.


Похожие статьи

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми дошкольного возраста в рамках кружковой работы

Музыкально-творческая деятельность оздоровительной направленности в работе с детьми с нарушениями зрения и речи

Совершенствование физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной гимнастики в условиях дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы)

Организация работы в детском саду по ранней профориентации дошкольников с ОВЗ

Активизация познавательной деятельности по изучению окружающего мира на физкультурных занятиях в ДОУ

Прогулки и экскурсии как формы познавательного развития дошкольников на занятиях по дополнительному образованию

Социально-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии

Эколого-оздоровительная работа в детском саду

Методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью

Педагогические особенности организации занятий по предмету «Социально-бытовая ориентировка» при работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Похожие статьи

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми дошкольного возраста в рамках кружковой работы

Музыкально-творческая деятельность оздоровительной направленности в работе с детьми с нарушениями зрения и речи

Совершенствование физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной гимнастики в условиях дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы)

Организация работы в детском саду по ранней профориентации дошкольников с ОВЗ

Активизация познавательной деятельности по изучению окружающего мира на физкультурных занятиях в ДОУ

Прогулки и экскурсии как формы познавательного развития дошкольников на занятиях по дополнительному образованию

Социально-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии

Эколого-оздоровительная работа в детском саду

Методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью

Педагогические особенности организации занятий по предмету «Социально-бытовая ориентировка» при работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Задать вопрос