Контроль и оценка учебных достижений учащихся является обязательным компонентом каждого урока. Они могут быть использованы на всех этапах процесса обучения и рассматриваются как система, которая обеспечивает структурирование содержания учебного материала, отбор форм, приемов и методов обучения в соответствии с этими особенностями, разработку специальных учебных задач. Совершенствование системы контроля и оценки знаний учеников на уроках является проблемой, над которой должен постоянно работать каждый учитель.
Актуальность данной проблемы заключается в широком использовании в настоящее время тестов и тестовых заданий для выявления результатов обучения, объясняется объективными причинами, связанными с модернизацией и изменением направлений развития современного образования в Украине, введением внешнего независимого оценивания.
Введение тестового контроля при обучении существенно повышает мотивацию обучения и заинтересованность учеников. Тестовые задания удобно использовать на любых этапах урока. Учитель может проверять уровень усвоения основных учебных элементов данного курса, определять пробелы в знаниях, определять задачи для продуктивной самообразования и планирования этапа урока коррекции знаний.
Тестирование является одновременно и учебным упражнением, и средством контроля. Использование тестовых заданий как средства обучения является эффективным и оправданным с точки зрения дидактики и психологии. Четкая регламентированность процедуры тестирования и наличие эталона позволяют оптимизировать учебный процесс, а направленность на активную мыслительную деятельность и объективность результатов создают у школьников положительное отношение к школьному предмету, например, химии [1].
Не заменяя плановый контроль (устный опрос, письменные контрольные работы и т. п.), тесты, по мнению И. Я. Лернера, «кроме контрольной, выполняют учебно-развивающую функцию: разнообразят процесс проверки полученных знаний, умений и навыков; активизируют процесс овладения языковым материалом, который изучается, поскольку предусматривают сознательный выбор, анализ, сопоставление; стимулируют активность и внимание учеников на занятии; повышают их ответственность при выполнении задач " [2].
В зависимости от дидактической цели используют различные виды контроля знаний. В научной работе В. С. Аванесова указано, что для каждого из традиционных видов контроля (входного (предыдущего), текущего, тематического, периодического и итогового) применяются различные по построению тесты [3]. Существуют два типа тестовых заданий, которые объединяют шесть видов [4].
Рис. 1. Типы и виды тестовых заданий [4]
Тесты разработаны с учетом уровней усвоения, позволяют оценить качество изучения материала. При выборе критериев оценки тестов учитываются умственные навыки, которые должны были получить ученики в процессе обучения [5,6]:
Для реализации данного исследования использовался учебник «Химия 8» автора Н. М. Буринская [7]. Календарно-тематическое планирование для 8 класса составлено согласно «Программе для общеобразовательных учебных заведений. Химия.7–11 классы» [8].
Для исследования тестового контроля знаний в процессе обучения были использованы следующие методы научно-педагогического исследования: беседа, анкетирование, самостоятельная работа, контрольная работа.
Исследования по использованию тестовых заданий проводились в Тибавской ООШ I-II ст. Свалявского района Закарпатской области, Украина. В данном образовательно-учебном заведении I-II ст. есть только один 8-А класс. Поэтому в ходе исследования планировалось сравнить приемы контроля знаний, а именно, тестовый и письменный контроль.
Из календарно-тематического плана были выбраны темы «Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева» и «Химическая связь и строение вещества». Суть исследования заключалась в следующем:
- в 8-А классе данной школы проверка знаний учащихся по теме «Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева» проводилась с помощью тестового контроля знаний;
- на тематической контрольной работе по теме «Химическая связь. Строение вещества» в том же классе, использовались обычные письменные задания.
Обобщение опыта учителей, которые успешно применяют тестовый контроль качества и успешности знаний и умений учащихся, показал, что использовать тесты целесообразно преимущественно на этапе проверки и закрепления учебного материала. Использование тестовых задач обучения способствует закреплению и улучшению знаний, развития психологических качеств, развития умения находить оптимальные решения.
Эффективность применения тестового контроля знаний и умений учащихся оценивали по применениям тестов на уроках, где изучалась тема «Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева» в виде самостоятельной работы как текущего контроля, в конце урока на 10–15 мин., и по результатам выполнения тематической контрольной работы по данной теме. При изучении темы «Химическая связь и строение вещества» и в самостоятельных работах и при написании тематической контрольной работы по данной теме использовались обычные теоретические задания, за исключением двух первых. Результаты тематических контрольных работ представлены в табл. 1.
Таблица 1
№ п/п |
Фамилия, имя ученика (ученицы) |
Тематическая контр. работа* |
Тематическая контр. работа ** |
Тематический контроль из предыдущих тем |
1 |
Годя Вероника |
11 |
11 |
10 |
2 |
Кеменяш Мария |
10 |
10 |
10 |
3 |
Кошеля Иван |
5 |
5 |
5 |
4 |
Ливч Оксана |
10 |
9 |
8 |
5 |
Мелеш Людмила |
9 |
8 |
7 |
6 |
Мишко Камилия |
10 |
10 |
10 |
7 |
Перепадов Юрий |
6 |
5 |
5 |
8 |
Попович Виктория |
7 |
6 |
6 |
9 |
Попович Михаил |
8 |
7 |
7 |
10 |
Чаклей Иван |
6 |
6 |
5 |
11 |
Ференци Иван |
7 |
7 |
6 |
12 |
Цимболинец Мария |
9 |
9 |
9 |
13 |
Цолиган Михаил |
10 |
10 |
10 |
* «Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева» ** «Химическая связь и строение вещества»
|
В ходе эксперимента нами были рассчитаны успешность, качество и средний балл учащихся. В 8-А классе учится 13 учеников. Успеваемость, качество и средний балл из предыдущих тем составили соответственно: 100 %, 62 % и 7,5 балла. Результаты исследования представлены в табл. 2–3.
Таблица 2
Результаты тематической контрольной работы по теме «Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева»
Класс |
К-во «10–12» высокий |
К-во «7–9» достаточный |
К-во «4–6» средний |
К-во «1–3» начальный |
Успеваемость |
Качество |
Средний балл |
8-А |
«12» — 0 «11» — 1 «10» — 4 |
«9» — 2 «8» — 1 «7» — 2 |
«6» — 2 «5» — 1 «4» — 0 |
«3» — 0 «2» — 0 «1» — 0 |
100 % |
77 % |
8,3 |
Таблица 3
Результаты тематической контрольной работы по теме «Химическая связь и строение вещества»
Класс |
К-во «10–12» высокий |
К-во «7–9» достаточный |
К-во «4–6» средний |
К-во «1–3» начальный |
Успеваемость |
Качество |
Средний балл |
8-А |
«12” — 0 «11” — 1 «10” — 3 |
«9» — 2 «8» — 1 «7» — 2 |
«6» — 2 «5» — 2 «4» — 0 |
«3» — 0 «2» — 0 «1» — 0 |
100 % |
69 % |
7,9 |
Анализ наблюдений за тестовой формой оценивания знаний и умений учащихся и ее результатов показал, что использование тестирования в обучении является эффективным методом для укрепления и расширения знаний учащихся. Как видно из табл.1. в 8-А классе при написании тематической контрольной работы на тему «Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева» средний балл по сравнению с предыдущими темами повысился на 0,8 балла. Если сравнивать результаты с контрольной работой по теме «Химическая связь и строение вещества», то оказалось, что при использовании тестовых заданий, средний балл учеников тоже улучшилось — на 0,4 балла.
При анализе тематической контрольной работы по теме «Химическая связь и строение вещества» оказалось, что значительная часть учеников не умеют решать задачи, имеют слабые вычислительные навыки. Особые трудности вызвало решение задач на установление молекулярной массы веществ и определения степени окисления.
Причинами этих недостатков в учебных достижениях учащихся являются:
- слабая материально-техническая база кабинета химии, которая не позволяет в полной мере использовать химический эксперимент;
- недостаточный интерес к учебному предмету у учащихся;
- отсутствие системы при выполнении домашних заданий.
Учебные достижения учащихся 8-А класса по результатам тематического контроля знаний и умений учащихся по темам «Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева» и «Химическая связь и строение вещества» представлено в табл. 4.
Таблица 4
Учебные достижения учащихся 8-А класса по результатам тематического контроля
Учебные достижения |
Тематическая контр. работа* |
Тематическая контр. работа ** |
||
К-во учеников |
% |
К-во учеников |
% |
|
Начальный уровень |
- |
- |
- |
- |
Средний уровень |
3 |
23 |
4 |
31 |
Достаточный уровень |
5 |
38 |
5 |
38 |
Высокий кровень |
5 |
38 |
4 |
31 |
* «Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева» ** «Химическая связь и строение вещества» |
Анализ учебных достижений учеников 8-А класса Тибавськои ООШ I-II ст.
(табл.4.) показал, что применение тестовых заданий при проведении тематического контроля знаний и умений учащихся способствует повышению усвоения учебного материала, и как следствие приводит к росту числа учащихся, имеющих высокий уровень знаний.
Таким образом, можно сделать вывод, что тематический тестовый контроль в процессе изучения неорганической химии способен обеспечить стандартизированность, объективность и точность проверки результатов обучения. Показано, что тестовые контрольные работы могут быть использованы для проведения тематических и итоговых контролей, для мониторинга качества и успешности знаний и умений учащихся.
Также оказалось, что тестовый контроль повышает интерес учеников к предмету. Тестирование не заменяет и не отменяет традиционные формы и виды педагогического контроля, основанных на непосредственном общении учителя с учеником. Такой контроль выполняет важные учебные функции, вооружает педагогов информацией об уровне знаний учащихся, о проблемах в их подготовке и даже об эмоционально-психологическое состояние.
Применение тестового контроля знаний и умений учащихся на уроках химии показывает востребованность учениками данной технологии. В ходе проделанного исследования было опрошено 13 учеников с целью выявления положительного отношения к используемой технологии. Результаты анкетирования выявили следующую картину: тестовые задания нравятся 11 ученикам, что составляет 85 % опрошенных.
Литература:
1. Дуженков В. Д. Деякі аспекти методики складання тестових завдань / В. Д. Дуженков, Т. І. Панасюк // Організація навчально-виховного процесу. 2006. — Вип. 8. — С.104–109.
2. Лернер И. Я. Показатели системы учебно-познавательных заданий / И. Я. Лернер // Новые исследования в педагогических исследованиях. — М.: Педагогика, 1990. –Вып. 2. — С. 3–74.
2. 3.Аванесов В. С. Методологическое и теоретическое обоснование тестового педагогического контроля: дис. На соискание учёной степени доктора пед. наук / В. С. Аванесов. — СПб.: Госуниверситет, 1994. — С. 205–214.
3. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. — М.: “Интеллект-центр”, 2001. — 296 с.
4. Волков Н. И. Тестовый контроль знаний: учеб пособ. / Н. И. Волков, А. Н. Алексеев, Н. А. Алексеев. — Сумы: ИТД, 2004. — 109 с.
5. С. О. Хмеловська, Т. М. Деркач, Н. В. Стець. Методика викладання хімії: навч. посібник / С. О. Хмеловська, Т. М. Деркач, Н. В. Стець — Д.: Вид-во ДНУ, 2011. — 252 с.
6. Буринська Н. М. підручник «Хімія 8» / Н. М. Буринська — К.: Перун, 2008. –201с.
7. Программа для общеобразовательных учебных заведений. Химия. 7–11класы./ К.; Ірпмнь: Перун, 2005.