Статья посвящена вопросам о становлении информационного общества как самостоятельной стадии развития общества. Также рассмотрены проблемы его функционирования и развития с различных точек зрения — представлены мнения представителей технических, медицинских и социологических институтов, ведь рассмотрение общества должно затрагивать различные сферы жизни и деятельности людей, так как общество — это целая система взаимоотношений.
Ключевые слова:информация, коммуникация, информационное общество, информационно-коммуникационные технологии,
Ни для кого не секрет, что современное общество — общество IT-технологий, которые пронизывают буквально все сферы жизни и деятельности человека. Мы не можем представить свою жизнь без различных гаджетов, компьютеров, интернета.
«Мы живем в XXI веке, а это значит, что мы живем в информационном обществе» — такое название Куянцева Л. М. дала своей статье и раскрыла всю суть современной эпохи. В статье она приводит определение информационного общества как общества, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации.
Но что такое информация? Существует очень много трактовок определения данного понятия, почти все они сходятся в том, что информация — это какие-либо сведения. Колков А. И. (кандидат технических наук) определяет информацию как основу знаний. И он абсолютно прав, если принять информацию как сведение. Ведь сведения — это познания в какой-либо области такое определение дает нам толковый словарь Ожегова), а познания — это и есть приобретение знаний (Рис.1.).
Рис. 1. Лингвистическое значение слова «информация»
Если информация — основа знаний, то информационное общество — это общество в котором главную роль играет накопление, сохранение и передача этих знаний. Общество долгое время накапливало и училось сохранять и использовать приобретённые знания. Теперь мы переходим от эпохи накопления в эпоху использования. Важную роль занимает передача информации, что обуславливает развитие информационно-коммуникативных технологий. Важно понимать, что при эффективном использовании накопленных знаний, информация от коммуникации неотделима. Хоть это и разные понятия, но в своей точке соприкосновения и порождают информационное общество (Рис.2.).
Рис. 2. Взаимодействие информации и коммуникации
Вообще, мнения о становлении информационного общества разделяются: одни считают его неотделимой частью постиндустриального общества, т. е. что информационное общество пришло к нам ровно тогда, когда и постиндустриальное; другие считают его «новой ступенью» в развитии общества. Постиндустриальное общество характеризовалось огромными темпами развития науки и техники, однако, невозможно было предугадать, что его развитие пойдет именно в сторону всеобщей информатизации и глобального господства IT-технологий. Так же, как и сейчас, мы не можем предугадать, каким будет новый этап развития общества через несколько столетий, мы можем только предполагать. Поэтому, целесообразно рассматривать информационное общество как следующую «ступень» в развитии общества (Рис.3.).
Рис. 3. Основные стадии развития общества
В настоящее время нам не так важно, относится ли информационное общество к постиндустриальному, либо является новой стадией, важно то, что в любом случае, оно еще не достигло своего окончательного «расцвета», и существуют различные проблемы на пути его становления.
Колков А. И. (кандидат технический наук) видит проблему в развитии информационного общества в том, что человечество еще не научилось использовать свои знания. Он считает, что информационное общество должно быть преобразовано в интеллектуальное, где индивидуальный интеллект объединяется в систему, целью которой является эффективное использование знаний без вреда для человечества. Под вредом понимаются знания, например, такие как о производстве смертоносных бактерий или знания об оружии массового уничтожения — очевидно, они наносят человечеству вред.
Лысенко А. Е. (кандидат медико-технических наук) со своей медицинской точки зрения видит барьер к полному переходу к информационному обществу в «неравенстве», а именно — в положении инвалидов, которые лишены возможности использования информационно-коммуникационных технологий в полной мере. Для людей с ограниченными возможностями должны создаваться технологии, с учетом их умственных и физических недостатков, ведь если мы говорим об обществе, то оно должно охватывать все слои населения, включая инвалидов.
Лопатина Н. В. (кандидат социологических наук) видит проблему в самом функционировании информационного общества, где вызванная его развитием дисфункция классических элементов происходит не деликатным образом, а фактически путем рейдерства. Наиболее яркий пример — библиотека и интернет: с появлением интернета библиотеки резко отстранились на задний план, многим из них просто стало бессмысленно существовать, а ведь они представляли собой целую систему, много людей было задействовано, а потом постепенно потеряло ценность своей деятельности. Конечно сейчас, многие библиотеки усовершенствованы, их архивы систематизированы и автоматизированы в информационные системы, однако переход к данной системе не был произведен постепенно и деликатно, без каких-либо потерь для субъектов данной сферы деятельности.
Тоже самое произошло и с системой государственного управления, как пишет Усынин Ю. К. в своей статье «Трансформация коммуникативного пространства власти и общества в контексте развития информационных технологий», где внедрение информационных технологий происходило также не без противоречий. Однако, это можно назвать предсказуемым следствием информатизации, ведь невозможно произвести полностью однородный переход к абсолютно новым технологиям работ на столь обширной территории как Россия.
Несмотря на указанные проблемы и противоречия в развитии информационного общества, нужно отметить, что его становление несомненно содержит массу положительных сторон и плодотворно влияет на развитие общества, которое благодаря информации и коммуникациям становится наиболее интеллектуальным и демократичным, а указанные проблемы — лишь дело времени.
Таким образом, информационное общество — это самостоятельная стадия развития общества, которая характеризуется развитием информационно-коммуникационных технологий для всех слоев населения, где индивидуальный интеллект преобразуется в целую интеллектуальную систему, с целью эффективного использования знаний во благо человечества, и все сферы жизни и деятельности человека информатизированы, а главными продуктами на экономическом рынке являются услуги и информация.
Литература:
1. Колков А. И. От информационного общества — к обществу интеллектуальному/ А. Колков // Информационные ресурсы России. -2010. -№ 1. — C. 2–3.
2. Лысенко А. Е. Взгляд на развитие информационного общества, основанного на равных возможностях/ А. Е. Лысенко // Информационное общество. -2010. -№ 1. — C. 32–40.
3. Ровинская Т. Л. Информационное общество: теория и практика/ Т. Л. Ровинская // Мировая экономика и международные отношения. -2010. -№ 9. — C. 81–90.
4. Усынин Ю. К. Трансформация коммуникативного пространства власти и общества в контексте развития информационных технологий/ Ю. К. Усынин, А. С. Яковлев // Вестник Поволжской академии государственной службы. -2013. -№ 1. — C. 37–44.
5. Клочкова Е. Н. Оценка эффективности развития информационного общества в России и некоторых странах мира/ Е. Н. Клочкова, О. В. Леднева // Информационное общество. -2014. -№ 2. — C. 49–58.
6. Лопатина Н. В. Информационная инфраструктура общества: современные проблемы функционирования и развития/ Н. В. Лопатина // Информационные ресурсы России. -2014. -№ 2. — C. 13–15.