Лексические и композиционные особенности документного текста (на примере договоров образовательной организации) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (99) октябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 30.09.2015

Статья просмотрена: 1033 раза

Библиографическое описание:

Ерещенко, М. В. Лексические и композиционные особенности документного текста (на примере договоров образовательной организации) / М. В. Ерещенко, А. С. Кочетова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 19 (99). — С. 680-683. — URL: https://moluch.ru/archive/99/22288/ (дата обращения: 18.12.2024).

В процессе осуществления деятельности в образовательной организации (далее ОО) возникают вопросы управления трудовыми отношениями, организации труда и регламентации этих процессов. В соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ выделяют следующие типы ОО, реализующих основные и дополнительные образовательные программы:

1)       дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2)       общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

3)       профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;

4)       образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность;

5)       организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

6)       организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам [3].

Независимо от направления деятельности ОО в ней всегда ведется учет кадров, начиная с приема сотрудника на работу и заканчивая его увольнением. Эти и многие другие процессы, сопровождающие основную деятельность ОО, подлежат официальному документированию. С этой целью создается кадровая служба, количество штатных единиц которой, зависит от списочной численности сотрудников ОО.

Ведение кадровой документации является очень важным фактором для бесперебойной работы любой ОО.

При составлении документации кадровый работник ОО должен соблюдать существующие стандарты в области документирования деятельности. Это важное условие, так как ошибки в документе могут привести к серьезным юридическим проблемам. Для правильного оформления кадровых документов, безусловно, необходимо также знание специфической лексической и композиционной составляющей того или иного вида документа.

Используя клише, штампы и документные формулы в текстах договоров, автор значительно повышает эффективность данного сообщения, так как практически исключается возможность некорректного, с юридической точки зрения, и неграмотного построения текста (использование тавтологии, плеоназмов, слов, близких по смыслу, неправильно построенных предложений и т. п.). Что касается композиции документного теста (далее — ДТ), то чрезвычайно важно соблюдать правильное соотношение частей документа. В противном случае эффективность текста снижается, а иногда сводится к нулю, что недопустимо в письменном деловом общении.

В данной статье мы рассматриваем документы, относящиеся к кадровой документации. Под обобщающим понятием «кадровая документация, или документация по личному составу» сегодня подразумевают широкий круг документов, содержащих сведения о работниках предприятия и деятельности самой кадровой службы [2]. Она призвана регулировать трудовые и связанные с ними отношения нанимателя и работника внутри образовательного учреждения.

Многочисленные кадровые документы делят на следующие связанные информационным единством комплексы:

-                   законодательные акты, нормативные и нормативно-методические документы, регламентирующие документирование трудовых правоотношений и организацию работы с документами по личному составу;

-                   плановая кадровая документация;

-                   организационно-правовая кадровая документация;

-                   персональная документация;

-                   договорная документация;

-                   распорядительные документы по личному составу;

-                   учетные кадровые документы;

-                   документы по учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда;

-                   отчетная и отчетно-справочная документация [2].

Но более подробно мы рассмотрим договорную документацию. Документы комплекса кадровой договорной документации регламентируют трудовые правоотношения работников и работодателя. В ходе исследования были проанализированы лексические и композиционные особенности следующих видов документов, составляющих договорную документацию различных ОО: коллективный договор, трудовой договор, договор возмездного оказания услуг, договор подряда, договор о полной материальной ответственности. Рассмотрим подробнее.

В ст.40 Трудового кодекса Российской Федерации № 197-ФЗ (далее ТК РФ) понятие «коллективный договор» определяется как «правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации» [4]. Он заключается работниками и работодателем в лице их представителей. Исследуя коллективные договоры школ, мы определи, что текст данного вида документа делится на несколько частей: общие положения; трудовой договор; профессиональная подготовка; переподготовка и повышение квалификации работников; высвобождение работников и содействие их трудоустройству; рабочее время и время отдыха; оплата и нормирование труда; гарантии и компенсации; охрана труда и здоровья; гарантии профсоюзной деятельности; обязательства профкома; контроль за выполнением Коллективного договора; ответственность сторон.

Статья 56 ТК РФ говорит о том, что «трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя [4].

В нашем случае участниками трудового договора являются «Школа» и любой сотрудник, к примеру, «Заместитель директора». Каковы же композиционные особенности составления данного вида документа? Рассмотрим подробнее наиболее распространенную последовательность расположения частей исследуемых договоров: предмет договора; обязанности сторон; права сторон; оплата труда; другие условия материального обеспечения труда заместителя директора; условия труда; рабочее время и время отдыха; ответственность сторон; порядок разрешения споров; сроки действия договора; основания прекращения действия договор; заключительные положения.

По договору возмездного оказания услуг, согласно ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации № 51-ФЗ (далее ГК РФ), исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги [5]. Участники договора в данном случае выступают в качестве «Заказчика» и «Исполнителя». Данный вид договора также имеет ряд композиционных особенностей: предмет договора; обязательства сторон договора; гарантии выполнения договора; изменение срока действия договора; документационно — юридические реквизиты договора.

Рассмотрим договор подряда. Согласно со ст. 702 ГК РФ, он представляет собой «соглашение, в соответствии с которым одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определённую работу и сдать её результат заказчику, а последний обязуется принять результат работы и оплатить его» [5]. Рассматривая композиционную структуру данного вида документа, мы сделали вывод о том, что в большинстве случаев она имеет те же особенности, что и в договорах возмездного оказания услуг.

Договор о полной индивидуальной материальной ответственности регулирует меры ответственности за нанесение ущерба одной из сторон трудового договора (работник и работодатель), что указанно в ст. 238 ТК РФ [4]. Договор заключается в том случае, когда между предпринимателем и гражданином уже заключен трудовой договор. Композиция данного документа состоит из 5 частей: предмет договора; обязанности сторон; ответственность сторон; порядок разрешения споров; сроки действия договора; заключительные положения.

Напомним, что знание композиционных особенностей документа, не гарантирует грамотного создание договора того или иного вида. Как было указано выше, важным моментом является и применение устойчивых единиц языка. Под данными речевыми блоками (нетерминологическими единицами ДТ) подразумевается использование клише, штампов и документных формул. Для того чтобы правильно использовать данные устойчивыми обороты на практике, важно понимать отношение понятий штамп, клише и документные формулы в ДТ.

Термин «клише» имеет ряд синонимов: стереотип, шаблон [1]. На практике используются два вида документных клише: инициальные клише (информируем Вас о том, что…; обращаем Ваше внимание; просим Вас) и клише неинициального или распределенного вида (оплата должна поступить на счет и т. п.).

Следующая группа нетерминологических единиц представлена речевыми штампами. Выражения типа «принять меры», «утвердить положение о…», «контроль исполнения возложить на…» и др.; составляют первую группу штампов — глагольные. Субстантивные речевые штампы имеют следующий вид: «информирование работников», «организация мероприятия», «создание условий» и пр. Последнюю группу составляют наречные и союзные речевые штампы: «согласно распоряжению», «по мере поступления», «в соответствии с указом», «несмотря на…», «в силу сложившихся обстоятельств» и т. д.

Документные формулы воспроизводятся в виде речевых вариантов текстовых фрагментов. Они выполняют структурно-коммуникативную и маркирующую функцию [1].

Посредством анализа различных договоров, используемых в кадровой документации образовательных учреждений, мы предприняли попытку выявить закономерности использования вышеуказанных устойчивых оборотов, оценить их значение в процессе унификации и стандартизации ДТ, и пришли к следующим выводам:

-        использование документных клише (в частности инициальных) в текстах договоров в образовательных учреждениях крайне ограничено, т. к. в документах данного вида не встречается форма обращения;

-        наиболее распространенной группой устойчивых оборотов, применяющихся в текстах исследуемых документов, оказались речевые штампы;

-        глагольные речевые штампы в большей степени характерны в части, описывающей обязанности сторон: «исполнять распоряжения», «зачислить учащегося», «осуществлять контроль знаний», обеспечить необходимые условия», «обеспечить соблюдение требований», «осуществлять еженедельную проверку», «посещать родительские собрания», «нести полную материальную ответственность», «соблюдать пропускной режим», «предоставлять сведения», «контролировать все виды деятельности», «вносить денежные средства», «выплатить вознаграждение», «выполнять должностные инструкции», «соблюдать трудовую дисциплину», «поддерживать связь с родителями», «проходить аттестацию», «выплачивать заработную плату», «»пользоваться льготами», «аттестоваться на добровольной основе», «организовывать профессиональную подготовку» и т. п.

-        субстантивные штампы чаще всего используются в текстах коллективных договоров: «расторжение Договора», «выполнение трудовых обязанностей», «возмещение ущерба», «подписание договора», «изменение условий», «заключение трудового договора», «увольнение членов профсоюза», «сокращение штата», «выполнение дополнительных обязанностей», «составление расписания», «выполнение хозяйственных работ», «восстановление документов», «присуждение ученой степени», «реализация права», «аттестация рабочих мест», «ограничение прав», «привлечение к сверхурочным работам», «определение форм подготовки» и т. п.

-        наиболее распространенной группой штампов являются наречные: «в соответствии со статьей», «независимо от сроков увольнения», «в строгом соответствии с действующим законодательством», «в соответствии с утвержденным перечнем», согласно Приложению», «вследствие объективных причин», «в случае некачественного выполнения обязательств», «в случае проявления форс-мажорных обстоятельств», «в рамках учебного плана», «в соответствии с Уставом и иными локальными актами», «в соответствии с санитарно — гигиеническими требованиями», «по соглашению сторон», «в результате действий Исполнителя», «в соответствии с правилами охраны труда и техники безопасности», «в случае дисциплинарного расследования», «в целях содействия», «в пределах выделенных из бюджета средств», «в дополнение к основной нагрузке», «в соответствии с требованиями Роспотребнадзора», «за исключением случаев, предусмотренных законом», «на добровольной основе», «в случае успешного прохождения аттестации», «в пределах одного среднемесячного заработка», «путем удержания из заработной платы», «с целью проверки», «в случае изменения наименования учреждения» и т. п.

-        использование документных формул наиболее ярко отражает стремление к стандартизации и унификации документных текстов:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № ____, именуемая в дальнейшем «Школа», в лице директора ___________________, и ______________________________________ именуемый (ая) в дальнейшем «Учитель», заключили настоящий договор о нижеследующем.

В части, определяющей предмет договора, также встречаем документные формулы:

1.                  ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1.   Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя оказание следующих услуг:

-                   проведение курса лекций по теме «Использование лазеров в народном хозяйстве» согласно программе (Приложение 1).

1.2.   Исполнитель оказывает услуги самостоятельно, с использованием оборудования Заказчика согласно Приложению 2, в согласованное с Заказчиком время и представляет Заказчику указанные в Договоре результаты.

1.3.   Заказчик после подписания акта приемки и сдачи результатов вышеуказанных услуг (Приложение 3) оплачивает их в размере _______________________________ рублей.

1.4.   Стороны устанавливают следующий срок оказания услуг:

Начало «___»________________200__г.

Окончание «___»_____________200__г.

2.                  Общая сумма, выплачиваемая Заказчиком Исполнителю по настоящему договору составляет _______________________________________________________ рублей.

В заключении следует отметить, что и использование устойчивых нетерминологических единиц, и правильное композиционное построение текста, действительно, способствует стандартизации и унификации ДТ; это помогает избежать лексических ошибок и даже юридических проблем, связанных с неграмотным созданием документа.

 

Литература:

 

1.                  Кушнерук, С. П. Состав и функции нетерминологической фразеологии документных текстов/ С. П. Кушнерук// сер. Филология. Искусствоведение. — Структура: Издательство Вестник Нижегородского университета, 2008. — № 6. — С.229–233.

2.                  Селезнева, Т. А. Кадровое делопроизводство: современный ракурс / Т. А. Селезнева // Документ. Архив. История. Современность. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006. — Вып. 6. — С. 356–368.

3.                  Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) [Электронный ресурс]. Режим доступа: base.consultant.ru.

4.                  Справочно-правовая система «Консультант Плюс». «Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ» [Электронный ресурс]. Режим доступа: base.consultant.ru.

5.                  Справочно-правовая система «Консультант Плюс». «Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ» [Электронный ресурс]. Режим доступа: base.consultant.ru.

Основные термины (генерируются автоматически): ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА, договор, документ, кадровая документация, трудовой договор, вид документа, возмездное оказание услуг, договорная документация, Заказчик, штамп.


Похожие статьи

Юридическая техника подготовки законодательных документов: синтаксические и стилистические особенности

Синтаксические особенности песенных текстов (на примере песенной культуры Франции и Великобритании)

Семантические свойства и функционирование фразеологических единиц с компонентами «дерево» в лингвокультурологическом аспекте (на материале английского и русского языков)

Структурно-семантические и жанровые особенности интернет-рецензии (на материале англоязычного блога профессионального музыканта)

Особенности лексико-тематических групп (на примере учебников по русскому языку для 5 класса)

Особенности образования терминов и терминологических сочетаний нефтедобывающего оборудования (на примере китайского языка)

Основные компоненты, этапы и средства формирования имиджа организации в процессе разработки корпоративного сайта (на примере предприятия курортно-туристической отрасли)

Проектная деятельность как эффективная форма организации образовательного процесса (на примере изучения дисциплины «Дизайн»)

Особенности лексического состава немецкоязычной интернет-коммуникации

Влияние нарушения акцентологических норм на уровень образованности слушателей (на примере песенных текстов)

Похожие статьи

Юридическая техника подготовки законодательных документов: синтаксические и стилистические особенности

Синтаксические особенности песенных текстов (на примере песенной культуры Франции и Великобритании)

Семантические свойства и функционирование фразеологических единиц с компонентами «дерево» в лингвокультурологическом аспекте (на материале английского и русского языков)

Структурно-семантические и жанровые особенности интернет-рецензии (на материале англоязычного блога профессионального музыканта)

Особенности лексико-тематических групп (на примере учебников по русскому языку для 5 класса)

Особенности образования терминов и терминологических сочетаний нефтедобывающего оборудования (на примере китайского языка)

Основные компоненты, этапы и средства формирования имиджа организации в процессе разработки корпоративного сайта (на примере предприятия курортно-туристической отрасли)

Проектная деятельность как эффективная форма организации образовательного процесса (на примере изучения дисциплины «Дизайн»)

Особенности лексического состава немецкоязычной интернет-коммуникации

Влияние нарушения акцентологических норм на уровень образованности слушателей (на примере песенных текстов)

Задать вопрос