Статья посвящена развивающемуся гостиничному бизнесу в Республике Башкортостан, его анализу. Проанализированы основные проблемы гостиничного рынка Башкирии, и выявлены перспективы его развития.
Ключевые слова:гостиница, гостиничное предприятие, Республика Башкортостан, анализгостиничного рынка, перспективы развития, Уфа.
Туризм является одним из факторов мировых интеграционных процессов, а туристический бизнес — основой экономики многих стран. По данным Всемирной туристской организации (UNWTO) и Международного валютного фонда, с конца 90-х годов прошлого века туризм вышел на первое место в мире по экспорту товаров и услуг (7,9 % от объема мирового экспорта) [4].
В настоящее время по данному показателю Россия занимает 28-е место в рейтинге 50 стран, хотя ее возможности позволяют принимать до 40 млн. иностранных туристов в год [2].
Помимо лидеров российского туристического рынка по въездному и выездному туризму — Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и Нижнего Новгорода, новыми перспективными городами развития международного туризма становятся: Грозный (Чеченская республика), Екатеринбург, Саранск (Республика Мордовия), Пермь и Уфа (Республика Башкортостан).
Уфа — столица республики Башкортостан, население составляет более 1 млн. человек. Город является важным промышленным, транспортным, научным и культурным центром.
Стабильное социально-экономическое положение, наличие большого количества историко-культурных памятников, сохранившиеся национально-этнографические особенности быта и культуры, уникальные природные условия позволяют считать Республику Башкортостан одной из самых привлекательных российских туристских дестинаций.
В 2015 году Республика Башкортостан вошла в число лидеров в Приволжском федеральном округе по развитию гостиниц.
Стоит отметить, что до 2015 года внутренний и въездной туризм в Башкортостане был развит недостаточно. Доля въездного туризма составляла не более 10 % объема туристского рынка Башкортостана. За последние пять лет выездной туризм возрос в 2,3 раза, в то время как число лиц, посетивших Башкортостан, увеличилось лишь в 1,11 раза — с 685,3 тыс. человек в 2006 году до 762,4 тыс. человек в 2010 году [4].
Загрузка отелей в Уфе зависит от проводимых в городе событий, которые сопровождаются прибытием в республику большого количества посетителей. Необходимо отметить фактор сезонности в бизнес-туризме, наибольший пик активности приходится на весенний (февраль-май) и осенний (сентябрь-ноябрь) периоды. В эти периоды проводится большинство выставок, встреч, конференций, которые генерируют потоки иногородних и иностранных приезжих. В это время загрузка многих гостиниц достигает 90–100 %. В низкий сезон уровень загрузки гостиниц снижается до 40–50 %. Среднегодовой показатель Уфы в год составляет 60–70 %.
Таким образом, большую долю туристического потока составляют бизнес-туристы, на их долю приходится около 80–90 % всех прибывающих в город. Туристы, целью которых является познавательный туризм, составляют около 10–20 %. В данном сегменте наблюдается сезонность спроса, которая зависит от климатических условий посещаемого региона.
Таблица 1
Предприятия гостиничного комплекса г. Уфы
Название гостиницы |
Адрес |
Категория |
Количество номеров |
Административно-управленческий комплекс |
Менделеева, 154/3 |
5 |
14 |
Башкортостан |
Ленина, 25/29 |
4 |
126 |
Клеопатра |
Коммунистическая, 53 |
4 |
8 |
Президент Отель |
Авроры, 2 |
4 |
89 |
Уфа |
Карла Маркса, 25 |
4 |
52 |
Агидель |
Ленина, 16 |
3 |
114 |
Азимут Отель |
пр. Октября, 81 |
3 |
185 |
Айгуль |
Фрунзе, 34 |
3 |
24 |
АМАКС Турист-Отель |
Р.Зорге, 14 |
3 |
187 |
В столице республики функционировала только одна гостиница известной сети — «Азимут» на 204 номера. Среди основных небрендированных гостиниц наиболее востребованными были гостиницы — «Башкортостан» и «Президент Отель». Данные гостиницы прошли общероссийскую аттестацию Федерального агентства по туризму и имеют четырехзвездный статус.
В табл.1 представлены основные гостиничные предприятия г. Уфа, имеющие категорию на 2014 г. (таб.1) [1].
Самая высокая стоимость размещения была зафиксирована в гостинице «Административно-управленческий комплекс». Цена номера класса сюит составляет 30 тыс. руб. в сутки. Самые дорогие в Уфе апартаменты на размещение в четырехзвездочном отеле зафиксированы в гостинице «Башкортостан» — 14 тысяч рублей в сутки с человека. При этом сохранились и такие, где можно поселиться за 560 рублей с человека — это в основном общежития гостиничного типа. Средняя цена за проживание составляет 2500–3500 рублей на человека за сутки, показано на рис. 1.
Рис. 1. Динамика стоимости проживания в гостиницах г. Уфы
На сегодняшний день в городе насчитывается около 55 гостиниц с общим номерным фондом 2000 номеров (половина из них представлена мини-отелями). Коэффициент обеспеченности составляет 1,4 номера на 1000 чел. Данный показатель относительно низкий среди городов — «миллионников» России [1].
В рамках проведения саммита ШОС и БРИКС в г.Уфе в 2015 году было завершено строительств 10 гостиниц, общий номерной фонд которых составил 1700 номеров [6].
В городе появились пятизвездочные гостиницы, находящейся под управлением международного гостиничного оператора, в том числе: Hilton и Holiday Inn, с общим номерным фондом 430 номеров (рис.2).
В 2017 году планируется открытие отеля Radisson на 200 номеров [2].
Рис. 2. Распределение номерного фонда гостиниц Уфы, % от общего количества номеров (2015 г.)
В сфере гостиничного хозяйства у Республики Башкортостан существует ряд проблем системного характера:
- недостаток информации о туристско-рекреационном потенциале региона;
- недостаточное развитие коммунальной (включая водо-, энерго-, газо- и теплоснабжение, водоотведение) и транспортной инфраструктур, а также высокая степень износа имеющихся инженерно-дорожной инфраструктуры и инфраструктуры обеспечения;
- неразвитость финансовой инфраструктуры как совокупности рынков и институтов, используемых для заключения финансовых сделок, торговли активами и рисками: неразвитость рынков акций, облигаций и других финансовых инструментов, незначительное количество финансовых посредников, консалтинговых фирм;
- недостаточный уровень качества предоставления туристских услуг населению, несоответствие цены и качества их предоставления;
- слабая маркетинговая политика по продвижению Башкортостана как привлекательного туристского направления, отсутствие соответствующего имиджа, бренда территории;
- неравномерное распределение туристско-рекреационных ресурсов по территории республики;
- высокий уровень цен, не соответствующий качеству услуг в большинстве гостиниц региона [2].
Данные проблемы региона в значительной степени не позволяли развиваться рынку гостиничных услуг вплоть до 2014 года. Только после того, как стало известно, что саммиты ШОС и БРИКС пройдут в Республике Башкортостан в 2015 году, руководство страны и региона обратило внимание на существующие проблемы рынка и постаралось решить их в сжатые сроки. Однако даже после столь значимых мероприятий в городе Уфа, в самой республике остаются нерешенные проблемы в гостиничном бизнесе, связанные, прежде всего, с инфраструктурой и развитием небольших соседних городов.
Кроме того, важно учитывать тот факт, что после проведения саммитов в Уфе не стоит рассчитывать на резкое увеличение числа туристов в республике. Мероприятия были моментными и их возможное повторение маловероятно.
Безусловно, реклама в средствах массовой информации позволило Миру узнать о существование такого города, как Уфа, о его истории и достопримечательностях. Но для того, чтобы развивать регион, его инфраструктуру, архитектуру, необходимо постоянно стимулировать гостиничный и туристический рынок, по средствам привлечения новых туристов. Этого возможно добиться, организуя в республике культурные, спортивные и другие международные мероприятия.
Большим преимуществом Республики Башкортостан является ее природа и экология, а значит, такое направление как «экотуризм», должно стать базовым элементом развития региона, с учетом последних тенденций на мировом рынке туристических услуг.
Потенциалом гостиничного рынка столицы республики является и возможность формирования региональных отраслевых конгресс-событий. То есть нужно выбрать определенные тематические мероприятия, которые выделят Уфу относительно других городов-миллионников страны. Это могут быть конгрессы врачей, нефтяников и представителей других профессий.
Необходимо усиливать локальные события: например, пресс-конференции мировых звезд, выступающих в Уфе. Кроме того, общегородские проекты могут быть драйверами, которые сгенерируют въездной поток туристов. И самое главное — необходимо развивать кооперацию между смежными участниками рынка.
Достойным примером является Республика Татарстан, где ежегодно проходят различные мероприятия международного уровня, и гостиничный рынок успешно развивается уже не один год.
Таким образом, развивая на территории региона экотуризм, проводя международные массовые мероприятия и применяя активную маркетинговую политику, возможно активное развитие гостиничного рынка. В Республике Башкортостан увеличится число стандартизированных гостиничных предприятий, оказывающих качественные и разнообразные услуги, уровень цен на проживание станет соответствовать уровню в других туристических городах России, а неэффективные участники рынка перестанут создавать так называемую «ложную конкуренцию» и уйдут с рынка, предоставив его честным и профессиональным отельерам.
Литература:
1. Ефимов О. Н., Гурьянова А. Д. Пути совершенствования услуг гостиничного предприятия в туристском бизнесе в Республике Башкортостан / Ефимов О. Н. // Экономика и менеджмент инновационных технологий. — 2014. -№ 12(39). — С. 60–64.
2. Сафиев Д. Ф., Хабиров А. Ф. Состояние и перспективы развития гостиничного бизнеса г. Уфы [Электронный ресурс] / Сафиев Д. Ф. — Электрон. статья. — Уфа. — 2015. — Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2015/910/9621.
3. Яковлев Г. А. Экономика гостиничного хозяйства: Учебное пособие. — М.: Издательство РДЛ, 2012, с. 432
4. http://ufa.rbc.ru/ufa/26/08/2015/55dd467c9a79474f10f80abf — РБК-Аналитика: Внутренний туризм в Башкирии не готов к «импортозамещению».