Статья является результатом оценки наметившихся тенденций основных демографических процессов, анализа и систематизации мер государственной поддержки многодетных семей, эмпирического исследования факторов многодетности.
Ключевые слова:социальная поддержка, суммарный коэффициент рождаемости, прожиточный минимум, денежные выплаты, многодетная семья, состояние и значимость мер поддержки.
The article is the result of evaluation of the discernible trend of the main population processes, analysis and systematization of the measures of State support for large families, empirical study of the factors of having many children.
Keywords:social support, total fertility rate, living minimum wage, monetary payments, large family, state and significance of support measures.
Социальная поддержка граждан — система правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям населения. Одна из таких категорий — многодетные семьи.
В России многодетной принято считать семью с тремя и более несовершеннолетними детьми (в том числе, усыновлёнными) в возрасте до 16 лет, а также в возрасте до 18 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы. Однако единого определения многодетной семьи в российском законодательстве не существует.
Определять категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной защите и поддержке, поручено органам власти субъектов РФ (в соответствии с Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431«О мерах по социальной поддержке многодетных семей» [8]). Так, в Псковской области к многодетным относятся семьи, имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, совместно проживающих с родителями или одним из них [3].
Поддержка многодетных семей, популяризация многодетности, представляется на сегодняшний день крайне актуальной. Как показал анализ, демографическая ситуация в Псковской области характеризуется процессом постоянной естественной убыли населения. По последним данным в области имеет место также миграционный отток населения (рис. 1). Таким образом, численность населения региона ежегодно сокращается на 4–6 тыс. чел. и на 2014 год составила 651,1 тыс.чел.
Рис. 1. Динамика естественного и механического движения населения Псковской области в период за 2010- 2014 гг.
Ситуацию не может улучшить даже растущее значение суммарного коэффициента рождаемости, увеличившегося с 2010 до 2014 гг. на 15,23 %, однако не достигшего значения, обеспечивающего простое воспроизводство населения (рис. 2).
Рис. 2. Динамика суммарного коэффициента рождаемости Псковской области в период за 2010 -2014 гг.
Низкая рождаемость и отток трудоспособного населения приводят к росту доли старших возрастов в возрастной структуре населении области и сокращению численности населения в трудоспособном возрасте (рис. 3).
Рис. 3. Динамика возрастного состава населения Псковской области в период за 2010 -2014 гг.
Особенностью демографических процессов в области является также ослабление института семьи. Снижается устойчивость браков, каждый второй из них распадается. Так, в 2014 г. на 5110 заключенных браков приходилось 3121 разводов, т. е. более 56 % браков распалось (рис. 4).
Рис. 4. Динамика количества браков и разводов в Псковской области в период за 2010 -2014 гг.
Таким образом, по данным на конец 2014 г. в Псковской области сложилась крайне неблагоприятная демографическая ситуация. Смертность в два раза превышает рождаемость. Естественная убыль населения усугубляется миграционным оттоком. Псковская область становится миграционным донором для соседних, более благополучных регионов. Подобная ситуация требует разработки комплекса мер по снятию наиболее острых демографических проблем и стабилизации численности населения области. Учет демографической компоненты при разработке и реализации всех мероприятий социально-экономической политики должен стать обязательным.
С учетом невысокого демографического потенциала Псковской области, особое внимание следует уделить внутренним источникам пополнения населения. Этим источником пополнения может служить институт брака и семьи, а именно, многодетные семьи.
В Псковской области, по данным на конец 2014 года зарегистрировано более 73,0 тыс. семей с детьми, в которых воспитывается 111,6 тыс. детей (рис. 5).
Рис. 5. Динамика показателей, характеризующих детей в Псковской области в период за 2010–2014 гг.
Численность детей, проживающих в области, изменялась неравномерно: снижалась в период с 2010 по 2012 годы и менее интенсивно росла в период с 2012 по 2014 годы. Более благоприятную динамику мы наблюдаем по показателю «численность детей в многодетных семьях». Его значения растут, начиная с 2011 года. Увеличилась и доля числа детей, воспитываемых в многодетных семьях от общего числа детей, с 10,46 % в 2011 году до 14,78 % — в 2014 году.
Вопреки многим из наметившихся тенденций, в исследуемом периоде произошло значительное увеличение числа многодетных семей (на 1414 семей или в 1,5 раза), в том числе и тех, которые получают меры социальной поддержки (на 1128 семей или также в 1,5 раза) (рис. 6).
Рис. 6. Динамика показателей, характеризующих многодетные семьи Псковской области в период за 2010–2014 гг.
Стоит отметить, что почти половина всех семей области и 75 % многодетных семей имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, ежеквартально устанавливаемого в области. Так, на конец 2014 г. численность семей, имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного в Псковской области, составил 35033 семьи, воспитывающие 51911 детей. 11 % этих семей — многодетные.
В сложившейся ситуации необходимо коренное переосмысление мер социальной поддержки многодетных семей в регионе.
Основными документами, регулирующими вопросы по предоставлению мер социальной поддержки многодетным семьям на территории Псковской области, являются: Закон Псковской области от 11 января 2005 года N 402-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей» [3] и Постановление Администрации Псковской области от 17.06.2015 № 275 «О порядке предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям» [5].
В соответствии с данными документами многодетным семьям предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) ежемесячная денежная выплата в размере 370 рублей на каждого ребенка (за исключением детей, находящихся на полном государственном обеспечении);
2) ежемесячное пособие на оплату коммунальных услуг (плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение), за исключением случаев использования твердого топлива при наличии печного отопления, в размере 30 процентов платы за коммунальные услуги;
3) первоочередной прием детей в дошкольные образовательные учреждения;
4) первоочередное вступление в жилищные, жилищно-строительные, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, первоочередное выделение земельных участков под жилищное строительство;
5) ежегодная денежная выплата на приобретение твердого топлива при наличии печного отопления в размере 1066 рублей;
6) компенсация за приобретение месячного проездного билета в размере 80 рублей для обучающихся общеобразовательных учреждений.
Как можно наблюдать на рисунке 7, происходит рост количества многодетных семей, получающих ежемесячное пособие на оплату коммунальных услуг в пределах 30 % их стоимости.
Рис. 7. Динамика количества многодетных семей, получающих льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, и средств бюджета Псковской области, выделенных на эти нужны в период за 2010–2014 гг.
Так, в период с 2010 по 2014 годы их количество увеличилось более, чем на 700 человек. Соответственно растет и объем средств из областного бюджета, потраченных на предоставление данных льгот. Растет также количество семей, пользующихся льготой на оплату твердого топлива в размере 1066 рублей, их число в течение исследуемого периода увеличилось на 400 семей. Также выросли расходы на предоставление данной льготы.
Многодетным семьям, в которых одновременно родились трое и более детей, признанным в установленном Администрацией области порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, предоставляется дополнительная мера социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения [3].Динамика числа многодетных семей, получивших данную меру поддержки, представлена на рис. 8.
Рис. 8. Динамика численности многодетных семей, получивших социальную выплату на приобретение жилого помещения в период за 2010–2014 гг.
Сумма затраченных из областного бюджета средств на предоставление выплаты на приобретение жилого помещения в исследуемом периоде колеблется в пределах от 2,6 до 3,0 млн.рублей на одну семью. Максимальный объем средств на предоставление данной меры поддержки был выделен в 2010 году и составил 23,3 млн.
Однако с 1 января 2015 года в Закон области от 11.01.2005 № 402- ОЗ «О мерах социальной поддержки многодетных семей» [3] был введен критерий нуждаемости, в соответствии с которым право на социальную поддержку имеют многодетные семьи со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, ежеквартально устанавливаемого в Псковской области. Данные изменения были внесены в закон 11 декабря 2014 года.
Следовательно, многодетным семьям со среднедушевым доходом, превышающим величину прожиточного минимума, справки на предоставление мер социальной поддержки с 01.01.2015 не выдаются. При обращении многодетной семьи за получением услуг на льготных основаниях в государственные учреждения и организации, подтверждением статуса многодетной семьи может служить паспорт, в который вписаны дети, или свидетельства о рождении детей.
В то же время, согласно тому же закону [3], многодетными семьями признаются семьи, имеющие трех и более детей до 18 лет, совместно проживающих с одним из родителей. Т. е. статус многодетности появляется у семьи независимо от уровня ее доходов. Однако справка о подтверждении данного статуса не выдается, если семья не является получателем мер социальной поддержки.
В целях улучшения демографической ситуации в регионе, повышения качества жизни семей после рождения третьего и последующего ребенка, с 2011 года на территории Псковской области установлена дополнительная мера поддержки в форме регионального материнского капитала в размере 100 000 рублей [1].
Однако право на дополнительную меру поддержки опять же с 1 января 2015 года возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство РФ, у следующих граждан РФ, проживающих на территории Псковской области, только в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, ежеквартально устанавливаемого в Псковской области:
1) женщин, родивших (усыновивших) третьего и каждого последующего ребенка начиная с 01 января 2011 года,
2) мужчин, являющихся единственными усыновителями третьего и каждого последующего ребенка, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 01 января 2011 года.
Региональный материнский капитал может быть направлен на: улучшение жилищных условий или получение образования ребенком (детьми). Право на распоряжение средствами регионального материнского капитала возникает по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей.
Распоряжение средствами регионального материнского капитала может быть осуществлено в любое время со дня рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей в случае необходимости использования средств (части средств) регионального материнского капитала на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией [1].
Уже в 2011 году многодетными семьями было получено 403 сертификата, реализовано из которых на настоящий момент времени лишь 9. Всего за период с 2011 по 2014 годы получено 2987 сертификатов, а реализовано — 493. Динамика полученных и реализованных сертификатов на региональный материнский капитал в Псковской области в период с 2011 по 2014 годы представлена на рис. 9.
Рис. 9. Динамика полученных и реализованных сертификатов на региональный материнский капитал, оформленных прав собственности на земельные участки в период за 2011–2014 гг.
Динамика числа полученных сертификатов неустойчива: возрастает с 2011 по 2013 годы и снижается к 2014 году. Количество реализованных сертификатов неуклонно возрастает. При этом, 99 % всех полученных многодетными семьями сертификатов были направлены на улучшение жилищных условий и лишь 1 % на получение образования ребенком.
Также многодетные семьи имеют право на однократное бесплатное предоставление в собственность земельных участков, расположенных на территории Псковской области, для целей индивидуального жилищного строительства [2]. При этом установлен предельный минимальный и максимальный размер такого участка — 1000 и 1500 тыс. кв. м. соответственно. Динамика числа многодетных семей, оформивших право собственности на земельные участки в Псковской области в период за 2011–2014 гг. также представлена на рис. 9.
Следующей мерой поддержки многодетных семей, которую мы рассмотрим, является предоставление ежемесячной денежной выплаты на третьего и последующих детей, которая предоставляется в соответствии с Законом Псковской области от 9 ноября 2012 года № 1219-ОЗ «О ежемесячной денежной выплате на третьего ребенка или последующих детей» [4]. Данная мера применяется в отношении малоимущих семей и предоставляется в размере прожиточного минимума для детей, установленного в Псковской области за II квартал года, предшествующего выплате [4] (рис. 10).
Рис. 10. Динамика величины прожиточного минимума в Псковской области с 2012 по 2015 годы
Анализ рис. 10 показывает, что величина прожиточного минимума с каждым кварталом растет. Так, с 2012 года величина прожиточного минимума на детей выросла более чем на 4 тыс. рублей. Размер ежемесячной денежной выплаты на третьего ребенка или последующих детей в период за 2013–2015 годы также изменился (рис. 11).
Рис. 11. Динамика размера ежемесячной денежной выплаты на третьего ребенка или последующих детей в период за 2013–2015 годы, на начало года
Как видно на рис. 11, численность рожденных третьих или последующих детей в последние годы растет и в 2015 году значение данного показателя превысило его уровень 2013 года более чем в 2,5 раза.
Также необходимо отметить, что существуют меры поддержки многодетных семей Псковской области, не предусмотренные законодательством области. Так, члены общественной организации «Дети — наше будущее» с 2015 года могут бесплатно посещать бассейн «Универсант» в выходной день. Специально для многодетных семей выделена отдельная дорожка бассейна.
В соответствии с Постановлением Администрации Псковской области от 28 декабря 2007 года № 463 [6] детям из многодетных семей со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, ежеквартально устанавливаемого в Псковской области, предоставляется мера поддержки в виде 70 % платы за питание в муниципальных детских садах и школах.
Следует отметить, что дети из многодетных семей, проживающие в городе Псковеобучаются со 50 % скидкой в музыкальных школах, школах искусств и других некоммерческих учреждениях дополнительного образования. Данные меры не предусмотрены для многодетных семей, проживающих на территории других муниципальных образований Псковской области.
Для того, чтобы оценить удовлетворенность многодетных семей существующими мерами поддержки, а также оценить значимость таких мер, авторами статьи проведен параллельный опрос многодетных родителей и представителей государственной власти Псковской области.
По мнению родителей трех и более детей, к наиболее значимым мерам поддержки многодетных семей, относятся такие меры как (рис. 12):
- гарантии устройства ребенка в дошкольные образовательные учреждения;
- представление бесплатных земельных участков многодетным семьям;
- внеконкурсное трудоустройство в бюджетные учреждения;
- рост размера единовременного пособия пропорционально порядковому номеру рождения.
К факторам, имеющим наивысший уровень состояния на момент проведения исследования, респонденты отнесли следующие:
- гарантии устройства ребенка в дошкольные образовательные учреждения;
- представление бесплатных земельных участков многодетным семьям.
На рисунке 12 также показано, как респонденты из многодетных семей оценивают уровень развития данных мер поддержки на современном этапе. На первый взгляд может показаться, что оценки состояния и значимости совпадают, однако уровень развития этих и иных факторов, в целом, на 0,7–1,8 баллов ниже уровня их значимости.
Максимальная разница в оценках наблюдается по таким факторам, как:
- гарантии устройства ребенка в дошкольные образовательные учреждения;
- предоставление бесплатной юридической помощи многодетным семьям;
- компенсация затрат на дошкольное образование и на получение среднего и высшего профессионального образования.
Рис. 12. Оценка многодетными семьями уровня развития и значимости мер поддержки, способствующих повышению рождаемости, средний балл
По мнению представителей органов государственной власти Псковской области, к наиболее значимым мерам поддержки многодетных семей и факторам, которые могли бы способствовать повышению рождаемости в регионе, относятся:
- предоставление бесплатных земельных участков многодетным семьям;
- учет в трудовом стаже периода вынашивания ребенка;
- создание и функционирование единого окна помощи и поддержки;
- бесплатная страховка жизни, здоровья и имущества;
- налоговые льготы;
- гарантии устройства ребенка в дошкольные образовательные учреждения (рис. 13).
К факторам, имеющим наивысший уровень состояния на момент проведения исследования, респонденты-представители власти отнесли следующие:
- внеочередное обслуживание государственными и муниципальными учреждениями;
- гарантии устройства ребенка в дошкольные образовательные учреждения;
- компенсация затрат на дошкольное образование,
- учет периода вынашивания ребенка в трудовом стаже;
- предоставление бесплатных земельных участков многодетным семьям.
Рис. 13. Оценка органами власти Псковской области уровня развития и значимости мер поддержки, способствующих повышению рождаемости, средний балл
Таким образом, существует проблема разного восприятия ситуации теми, кто оказывает помощь, и теми, кто в этой помощи нуждается.
Итак, проведенный анализ позволил нам выявить ряд проблем:
1) Несовершенство нормативно-правовой базы в сфере социальной поддержки многодетных семей. Отсутствует единый документ (закон), объединяющий все меры поддержки, на которые может рассчитывать многодетная семья, проживающая на территории Псковской области. Данные меры содержатся в нескольких документах [1–7], за изменениями в которых многодетным семьям следить трудно. Как результат -неинформированность многодетных семей о мерах поддержки, на которые они имеют право в соответствии с законодательством Псковской области.
2) Ряд мер, предусмотренных Указом Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» [7], не находят своего отражения в законодательстве Псковской области или выполняются отчасти. Так, данным Указом Президента РФ устанавливается бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ [7]. В Псковской области для обучающихся общеобразовательных учреждений определена компенсация за приобретение месячного проездного билета в размере 80 рублей.
Постановлением Администрации Псковской области от 28 декабря 2007 года № 463 [6] устанавливается возмещение 70 % платы за питание для детей из малоимущих семей, в то время как в Указе Президента предполагается бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений из многодетных семей.
На территории области дети из многодетных семей не обеспечиваются школьной формой. Также необходимо отметить, что в соответствии с законодательством Псковской области для детей из многодетных семей не предусмотрено бесплатное или льготное посещение музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок. Данная инициатива принадлежит непосредственно учреждениям данного типа.
3) Право на социальную поддержку в соответствии с законодательством Псковской области имеют многодетные семьи со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, ежеквартально устанавливаемого в Псковской области. Если среднедушевой доход семьи с тремя и более детьми превышает величину прожиточного минимума, таким семьям не предоставляются справки (удостоверения) о многодетности, поскольку они не являются получателями мер социальной поддержки.
4) Более 75 % многодетных семей Псковской области имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума. Данный факт позволяет судить о недостаточности мер поддержки данной категории семей.
В настоящее время появление ребенка в семье, как правило, существенно снижает уровень ее жизни, а наличие трех и более детей делает семью в подавляющем числе случаев бедной. Уровень семейной бедности в России в основном определяется вкладом многодетных семей в общую картину.
При этом многодетные семьи, особенно неполные семьи с тремя и более детьми, отличаются максимальными риском и степенью бедности. В силу более высокой иждивенческой нагрузки и меньшего относительного числа занятых членов семьи они выделяются по сравнению с другими категориями семей по всем социально-экономическим показателям уровня жизни.
Основными причинами бедности многодетных семей являются: относительно низкая конкурентоспособность трудоспособных членов таких семей на рынке труда, отчасти обусловленная занятостью в воспитании детей, низкая привлекательность для работодателей принятия на работу граждан с высокой иждивенческой нагрузкой и существенными семейными обязанностями, а также неадекватно низкий уровень социальной помощи, оказываемой государственными и муниципальными органами социальной защиты.
Так, меры поддержки, указанные в Законе Псковской области «О социальной поддержке многодетных семей» [5] не могут способствовать улучшению материального положения многодетной семьи, среди них:
- ежемесячная денежная выплата в размере 370 рублей на каждого ребенка (за исключением детей, находящихся на полном государственном обеспечении);
- ежемесячное пособие на оплату коммунальных услуг (плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение), за исключением случаев использования твердого топлива при наличии печного отопления, в размере 30 процентов платы за коммунальные услуги;
- ежегодная денежная выплата на приобретение твердого топлива при наличии печного отопления в размере 1066 рублей;
- компенсация за приобретение месячного проездного билета в размере 80 рублей для обучающихся общеобразовательных учреждений;
Дело в том, что стоимость проездного билета для школьников составляет 600 руб., а средняя цена телеги дров по Псковской области составляет более 5 тысяч рублей.
5) Разное восприятие проблем представителями многодетных семей и представителями власти. В результате проведенного опроса членов многодетных семей и представителей органов государственной власти Псковской области было выявлено, что они по-разному оценивают состояние и значимость мер поддержки.
Таким образом, мер поддержки многодетных семей, предоставляемых на территории Псковской области, недостаточно для благополучия данной категории.
Основными направлениями совершенствования данной сферы в Псковской области, на наш взгляд, могли бы стать следующие:
1. Консолидация нормативно-правовых актов Псковской области в сфере поддержки многодетных семей в один укрупненный документ. Консолидация — объединение нескольких однородных по предмету правового регулирования и юридической силе нормативно-правовых актов в один, укрупненный акт. В результате консолидации появляется новый, «объединенный» нормативный акт. При этом вошедшие в него отдельные нормативно-правовые акты утрачивают силу. Консолидация способствует реализации принципа экономичности права. Правовые нормы в процессе консолидации собираются вместе, в одном нормативном акте, обеспечивая целостность правового регулирования. Устраняется «разбросанность» правового института по нескольким нормативным актам. Это облегчает поиск и применение соответствующих норм. Редакционная правка позволяет переработать нормативный материал, изложить его логически последовательно, устранить повторы, противоречия. Все это, в конечном счете, повышает эффективность правоприменения, реализации права. Таким образом, должен быть создан единый нормативно-правой акт, объединяющий все меры поддержки, на которые может рассчитывать многодетная семья, проживающая на территории Псковской области. Это также позволит решить проблему неинформированности граждан о мерах поддержки, на которые они имеют право в соответствии с законодательством Псковской области.
2. Обеспечение выдачи удостоверений о многодетности, на основании которых семьи могут рассчитывать на соответствующие меры поддержки, независимо от их среднедушевого дохода.
3. Расширение статуса многодетных семей, отнесение к многодетным семей, в которых воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет, а при обучении детей в общеобразовательных организациях и государственных образовательных организациях по очной форме обучения на бюджетной основе — до окончания обучения, но не более, чем до достижения ими возраста 23 лет.
4. Совершенствование существующих и введение новых мер поддержки многодетных семей:
- при выделении пособия на оплату коммунальных услуг ввести шкалу: семьям с 3‑мя детьми предоставлять ежемесячное пособие в размере 30 процентов платы за коммунальные услуги, с 4‑6 детьми — в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги, с 7‑ю и более детьми — в размере 100 процентов платы за коммунальные услуги»;
- при назначении денежной выплатына приобретение твердого топлива при наличии печного отопления ввести шкалу:семьям с 3‑мя детьми предоставлять ежегодная денежная выплата в размере 30 процентов от стоимости топлива, с 4‑6 детьми — в размере 50 процентов от стоимости топлива, с 7‑ю и более детьми — в размере 100 процентов от стоимости топлива»;
- ввести компенсацию за приобретение месячного проездного билета в размере 50 % от стоимости проездного билета для обучающихся общеобразовательных учреждений.
5. Повышение информированности граждан о мерах поддержки многодетных семей, налаживание диалога власти и общества. К данному направлению совершенствования можно отнести регулярное проведение «круглых столов» с участием представителей власти и многодетных семей; распространение буклетов с соответствующей информацией; создание на официальном сайте Главного государственного управления социальной защиты тематических разделов о предоставляемых мерах поддержки и порядке их получения.
Реализация данных предложений, безусловно, потребует значительных бюджетных расходов. Однако их особая значимость и необходимость обусловлена потребностью в решении целого ряда социальных и демографических проблем области, а также реализации демографической политики страны. Осуществление данных мероприятий будет способствоватьдостижению, развитию и закреплению положительных демографических тенденций в Псковской области, укреплению института семьи, повышению общественного авторитета и социального статуса многодетной семьи, качества ее жизни и социальной защищенности, повышению рождаемости.
Литература:
1. Закон Псковской области от 6 апреля 2011 года N 1060-ОЗ «О региональном материнском капитале (с изменениями на 11 декабря 2014 года).
2. Закон Псковской области от 11 июля 2011 года N 1087-ОЗ «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Псковской области» (с изменениями на 07 июля 2015 года).
3. Закон Псковской области от 11 января 2005 года N 402-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей» (с изменениями на 11 декабря 2014 года).
4. Закон Псковской области от 9 ноября 2012 года N 1219-ОЗ «О ежемесячной денежной выплате на третьего ребенка или последующих детей» (с изменениями на 14 октября 2014 года).
5. Постановление Администрации Псковской области от 17.06.2015 № 275 «О порядке предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям».
6. Постановление Администрации Псковской области от 28 декабря 2007 года № 463 «Об утверждении Положения о порядке предоставления детям из малоимущих семей меры социальной поддержки в виде возмещения 70 процентов родительской платы за питание обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 21 января 2010 года).
7. Указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (с изменениями на 25 февраля 2003 года).