Проведение анализа предпочтений молочных продуктов является одной из наиболее важных задач при изучении потребительского рынка [1–4]. Его целью является выявление вкусовых привычек наилучшего удовлетворения потребительских предпочтений и возможности прогнозирования их изменения в будущем, а также побуждение к совершению покупки кисломолочной продукции [5–8]. Для проведения анализа нами было выбрано анкетирование среди посетителей фитнес-клуба «Дискавери», расположенного в Челябинске. Как людям, ведущим здоровый образ жизни, данный вид исследования был крайне интересен.
Анкетирование — это письменный опрос, при котором общение между исследователем и респондентом происходит с помощью анкеты. Данный метод обладает следующими достоинствами: высокой оперативностью получения информации; возможностью организации массовых исследований; сравнительно малой трудоемкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов; отсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов; невыраженностью у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих.
Однако анкетированию свойственны и существенные недостатки: отсутствие личного контакта не позволяет как, скажем, в свободном интервью изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов; не всегда достаточна достоверность подобных «самоотчетов», на итоги которых влияют неосознаваемые установки и мотивы респондентов или желание их выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрасив реальное положение дел.
Анкета имеет строгую структуру и включает несколько элементов: вводную, основную и заключительную части. Краткая характеристика основных частей анкеты представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Основные части анкеты
В данном исследовании приняло участие 100 человек, ведущих здоровый образ жизни — 37 мужчин и 63 женщины. В анкетировании принимали участие посетители фитнес-клуба, следовательно, возрастная категория разнообразна. Как мы видим, на рисунке 2, основную массу опрошенных респондентов составляют люди от 20 до 30 лет (58 %) и от 30 до 40 (36 %).
Рис. 2. Распределение респондентов по возрасту
Далее выясняем численный состав семьи респондентов и средний заработок на одного члена семьи, чтобы стала ясна картина основных социальных слоев, которые употребляют кефир. Из рис. 3 и рис. 4 видно, что в основном кефир предпочитают люди семейные (3 и более человек в семье) со средним достатком (15–30 т.р. на человека).
Рис. 3. Численный состав семьи
Рис. 4. Уровень дохода на одного человека
Проанализировав рисунки 5 и 6 стало ясно, что большинство респондентов покупают кефир ежедневно в ближайших супермаркетах. Всего 6 % опрошенных отдали свое предпочтение приобретению кефира в ларьках на рынке. Это связано с тем, что ассортимент в супермаркетах представлен намного шире и разнообразнее, нежели на рынках.
Рис. 5. Периодичность покупки кефира
Рис. 6. Места приобретения кефира
На рисунке 7 представлены предпочтения респондентов в зависимости от вида упаковки. Наиболее привлекательной упаковкой является пюр-пак и полимерная пленка (32 % и 29 % соответственно).
Рис. 7. Вид упаковки (по предпочтению)
По объему тары предпочтение было отдано литровой упаковке (68 % опрошенных), упаковке 500 мл — 20 % л и всего лишь 12 % отдали предпочтение упаковке с объемом 250 мл. В ходе исследования было обнаружено, что для большинства респондентов очень важна жирность употребляемого кефира, так как многие следят за своим здоровьем. Большинство предпочитают более низкий процент жирности кефира — обезжиренный кефир 48 % и маложирный (мдж 1 %) — 36 %, классически (мдж 2,5–3,2 %) — 16 %. Самой популярной торговой маркой среди респондентов является кефир «Чебаркульский», предпочтение ему отдают 49 %. Второе и третье места занимают кефир торговых марок «Первый вкус» (22 %) и «Простоквашино» (18 %). Четвертое и пятое место заняли марки «Новый день» (6 %) и «Точно молочно!» (5 %). Основным критерием при выборе кефира является его цена (34 % опрошенных), срок годности (24 %) и жирность (20 %). Более полный список аргументов при выборе кефира представлен на рисунке 8.
Рис. 8. Аргументы предпочтительности при выборе кефира
Таким образом, подводя итоги анкетирования посетителей фитнес-клуба «Дискавери» г. Челябинска, можно составить образ «идеального» кефира — обезжиренный кефир в упаковке пюр-пак объемом 1 литр, покупается ежедневно в супермаркетах рядом с домом регионального производителя «Чебаркульский».
Литература:
1. Ребезов, М. Б. Конъюнктура предложения обогащенных молочных продуктов на примере Челябинска / М. Б. Ребезов, Н. Л. Наумова, Г. К. Альхамова и др. // Молочная промышленность. — 2011. — № 8. — С. 38–39.
2. Ребезов, М. Б. Повышение качества кефира с помощью QFD-методологии / М. Б. Ребезов // Международный научно-исследовательский журнал. — 2015.– № 6–1(37). — С.65–68.
3. Кондратьева, А. В. Потребительские предпочтения питьевого молока в Челябинске / А. В. Кондратьева, Л. С. Прохасько, А. Н. Мазаев // Молодой ученый. — 2013. — № 11. — С. 117–120.
4. Кондратьева, А. В. Потребительские предпочтения молока в зависимости от способа термической обработки в Челябинской области / А. В. Кондратьева, Л. С. Прохасько // Экономика и бизнес. Взгляд молодых. — 2013. — № 1. — С. 479.
5. Ребезов, М. Б. Методы исследования свойств сырья и молочных продуктов / М. Б. Ребезов, Е. П. Мирошникова, Г. К. Альхамова и др. — Челябинск: ИЦ ЮУрГУ, 2011. — 58 с.
6. Ребезов, М. Б. Основы технологии молока и молочных продуктов / М. Б. Ребезов, О. В. Богатова, Н. Г. Догарева и др. — Челябинск: ИЦ ЮУрГУ, 2011. — Ч. 1. — 123 с.
7. Стурза, А. Д. Анализ маркировки потребительской упаковки кефира на соответствие требованиям технического регламента / А. Д. Стурза, Л. С. Прохасько, А. Б. Абуова // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 234–236.
8. Канарейкина, С. Г. Методологические основы разработки новых видов молочных продуктов: учебное пособие / С. Г. Канарейкина, М. Б. Ребезов, А. Н. Нургазезова, С. К. Касымов. — Алматы: МАП. — 2015. — 126 с.