В настоящее время, как в зарубежной, так и в отечественной литературе, наблюдается множество взглядов и теорий на тему старения. Наиболее популярно мнение о том, что старость есть заключительный этап жизни человека, и начало его рассматривают в обособлении человека от социума, пассивности и безучастности в жизни общества. Специалисты отмечают гетерехронность старения на социальном, психологическом и биологическом уровнях. Но, не смотря на увеличивающиеся угасание физических сил, снижение здоровья и психических процессов, психологи обращают внимание на то, что наравне с этими «упадками», старость также является сензитивным временем для аккумуляции знаний, опыта и интеллекта, что позволяет адаптироваться к возрастным особенностям [6].
Отечественные ученые, изучающие вопросы старости, считают, что параллельно с инволюционными процессами происходят и прогрессивные новообразования на многих уровнях жизнедеятельности, задачей которых является противостояние деструктивным процессам геронтогенеза и создание новой цели для самореализации пожилого человека [1]. Многие исследователи, занимающиеся вопросами старости, подчеркивают, что данный процесс динамичен, и состоит из периодов повышения и уменьшения возможностей личности, и не ясно, что сопутствует развитию в старости, в условиях препятствующих этому.
Актуальным остается вопрос о множестве факторов адаптации в старости или как пожилой человек справляется с физическими трудностями и переживает изменения в социальной жизни [4]. Исследователи особенно выделяют факторы, которые способствуют развитию множества вариантов адаптации пожилых людей. К самым значимым из них, которые способствуют благоприятному развитию старения, относят социальные составляющие: оказываемая социальная поддержка, совместная деятельность с другими членами общества, взаимоотношения с родственниками и близкими, наличие единомышленников, осознание неизбежности старения и выстраивание новых планов, интегрированность личности, самоконтроль [7]. Представленные исследования способствовали созданию идеи о двойственности геронтогенеза, в направлении активном и пассивном.
Все эти позиции находят свое отражение в образе пожилого человека.
Образ — результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека [5].
Образ разделяют на несколько уровней познания, к первому относят ощущения, восприятия и представления, а ко второму суждения, умозаключения и понятия. Отражаемый объект или источник образа объективен, но субъективным является его существование, которого не может быть без материальных составляющих — мозга и отражаемого объекта. Поэтому, объект, который стал поводом для создания образа, будет насыщеннее и достовернее. Но, это не умаляет значение образа, который регулирует поведение и функции управления действиями у людей и животных [3].
Мы провели исследование, целью которого было сравнение фактических (экспериментальных) данных о пожилых людях и тем как их воспринимают окружающие. Мы опирались на исследования М. В. Ермолаевой [2] в вопросе психолого-педагогического сопровождения пожилых людей, также нами был проведен опрос, построенный на основе метода семантического дифференциала. В исследовании приняли участие студенты Новосибирского государственного педагогического университета. 60 % опрошенных — девушки. Средний возраст участников исследования 20,6 лет.
При составлении нашего опроса мы исходили из того, что установки индивидов в отношении людей определенного типа обнаруживаются в оценочных суждениях, классифицируемых сознанием логическими дихотомиями (доброжелательный — недоброжелательный и т. п.). Подобные оценки можно измерить количественно методом семантического дифференциала. Для респондентов мы отобрали 16 дихотомических пар, им предлагалось выбрать одно из качеств и указать на сколько, по их мнению, это качеству присуще их «образу» пожилого человека. При сочетании характеристики образуют целостный портрет пожилого человека.
На основе полученных данных, студенты видят пожилых людей общительными и открытыми, но при этом наивными. С небольшим преимуществом перевесило мнение, согласно которому, пожилые люди умеют контролировать свое поведение и отвечать за свои поступки. Отмечается, что ими хорошо усвоены нормы и правила жизни в обществе, и они выступают за их сохранение. Огромный опыт, не позволяет им придаваться фантазиям, они привыкли делать, а не мечтать. При этом, они очень тревожны и обеспокоены, что говорит о неуверенности в себе и в завтрашнем дне.
Образ пожилого человека, оценивается со стороны молодых людей более положительно, в случае наличия опыта обучения пожилых людей. Конечно, молодые люди признают, что этот процесс направлен не столько на освоение новых знаний и навыков, сколько на сопротивление инволюционным процессам старения и противостояния стрессам позднего возраста. В данной связи позиция опрошенных полностью совпадает с позицией отечественных ученых, которые утверждают, что включение пожилого человека в образовательный процесс приводит к гармонизации личности.
Для того чтобы проверить на сколько видение со стороны совпадает с объективными (экспериментальными) показаниями, мы сверили данные опроса с исследованием Ермолаевой М. В. [2].
Проанализировав её работы, мы сделали вывод, что мнение студентов подтверждается экспериментальными исследованиями в большей части. Мнение респондентов сошлось с экспериментальными данными с положениями о том, что пожилые люди открыты, общительны, неуверенны в своих силах, прагматичны, доверчивы. Но, есть и противоречия с экспериментальными данными в том, что пожилые люди не слишком умеют управлять своим поведением и эмоциями, не сдержанны, следовательно, плохо адаптированы в социуме.
Исходя из нашего исследования, можно с точностью обозначить ряд проблем пожилого человека.
Традиционно это здоровье, как главный показатель, снижение уровня жизнедеятельности, что порождается во многом ухудшением физического состояния. Часто встречающиеся в этом возрасте хронические болезни, ухудшение зрения и слуха.
Немаловажным является и материальная составляющая, поскольку, как правило, пожилые люди не являются рабочим слоем населения и состоят на попечительстве государства, то им приходится экономить, порой ущемлять свои желания и потребности. В первую очередь пожилые люди обеспокоены большими ценами на лекарства, с помощью которых, поддерживают свое угасающее здоровье. Так же подобные затруднения возникают с приобретением продовольствия и предметами личного пользования. Разумеется, это негативно сказывается на их эмоциональной целостности, порождает неуверенность и тревожность.
Одиночество, отстраненность от общества и отчужденность часто встречаются в, казалось бы, общительной среде пожилых людей, но следует помнить, что зачастую абстрагирование не является их осознанным решением, а происходит скорее под действием определенных обстоятельств: смерть супруга, близких, потеря деловых связей, и сложность в обзаведении новыми. Есть и те, кто осознанно ведут одинокую жизнь, считая её ценностью в свободе и независимости, они специально обрывают или ослабляют свои социальные связи ради уединения.
В ходе исследования также было отмечено, что процесс обучения пожилых людей может осложняться рядом выявленных особенностей их образа. К числу таковых могут быть отнесены их четкая ориентация на имеющиеся установки, критичность к полученной информации.
Л. И. Анцыферова (2006), формулируя проблему непрерывного образования в контексте закономерностей развития личности взрослого человека указывает, что обучение взрослого человека должно не просто способствовать усвоению новых знаний, но и обеспечивать переход личности на новые уровни развития благодаря формированию нового типа отношений к миру, новой системы ценностей, нового отношения к себе [1].
В этом случае происходит переосмысление ценностей со стороны пожилых людей, обогащение общего мировоззрения, глубокое осознание «авторской» позиции в жизни.
Как следствие всего вышесказанного, со стороны молодых людей образ пожилого человека изменялся. Они в большей степени отмечали у пожилых людей актуализацию уверенности в себе, умение быть хорошим советчиком, организатором, а также появление у них независимости, искренности, непосредственности, реалистичности в суждениях и ответственности за себя и других.
На основе проведенного исследования можно заключить что, проблемы пожилого человека многочисленны, своеобразны и препятствуют адаптации в обществе. Они имеют как социальное, так и физиологическое начало. Параллельно с физиологическими процессами старения, у пожилых людей проявляются механизмы адаптации. Становится актуальным создание нового образа пожилого человека в обществе.
Необходимым компонентом этого образа должно быть положение о том, что пожилые люди общительны и дружелюбны, но они одиноки, им трудно удовлетворить свою главную социальную потребность — общение. Они тревожны и беспокойны за своё будущее, которое не видится им светлым. Поэтому, пожилым людям необходима поддержка и забота, в первую очередь от близких людей.
Литература:
1. Анцыферова Л. И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Учебное пособие по психологии старости / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Изд. дом БАХРАХ-М, 2004. С. 492.
2. Ермолаева М. В. Психолого-педагогическое сопровождение пожилого человека — [Электронный ресурс].- URL:http://www.dissercat.com/content/psikhologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-pozhilogo-cheloveka (дата обращения: 29.09.15).
3. Ильичёв Л.Ф, Федосеев П.Н, Ковалёв С.М, Панов В. Г. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия 1983.
4. Краснова О. В. Порождение заблуждений: пожилые люди и старость. Журнал «Отечественные записки» выпуск № 3 (24) 2005.
5. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка — [Электронный ресурс].- URL:http://www.ozhegov.org/words/19631.shtml (дата обращения: 29.09.15).
6. Baltes, M. M., & Carstensen, L. L. (1999). Social-psychological theories and their applications to aging: From individual to collective. In V. L. Bengtson, J.-E. Ruth, & K. W. Schaie (Eds.), Handbook of theories of aging (pp. 209–226). New York: Springer.
7. DW Russell, CE Cutrona. Social support, stress, and depressive symptoms among the elderly. Test of a process model. Psychology and aging 6 (2), 190.