В условиях ФГОС при формировании общих и профессиональных компетенций будущего специалиста важны мобильные качества молодого специалиста, действующего в условиях современного рынка труда
Под мобильностью следует понимать подвижность человека в оценке происходящих процессов, в выборе правильного решения, в способности к быстрой ориентации в ускоренном темпе меняющихся ситуаций, в составлении программ рационального поведения.
Данная проблема анализируется в периодической печати, в методической литературе. В статьях В.И Алешина, Е.Г. Алабановой, Р.Х. Симоняна, Е.М. Авраамовой, О.Н. Шкаротяна, С.А. Инясевского, Т.Р. Любимовой определены направления усилий в подготовке и воспитании молодых квалифицированных специалистов.
А.В. Петров, Л.Г. Пак, Х.Л. Константиновский, А.Д. Вислова, Е.Л. Мотрич, Л. Ли, Е.О. Скрипник, опубликовавшие итоги конкретных исследований, акцентировали внимание на необходимости повышения мобильности выпускников учебных заведений, которые оказались в сложных условиях реформируемого общества и не готовы к реализации полученных знаний и поискам целесообразных путей применения своих способностей и навыков.
Молодые специалисты – это особая социальная группа с определенными ценностями, стилем жизни, мышлением, поведением. В первые годы их деятельности наиболее активно идет становление субъективности, овладение социальными функциями, приобретение социального статуса. Анализ ценностных предпочтений молодежи показывает, что она высоко ценит значимые результаты материальной и духовной деятельности. Если ранее на первом месте в ряду ценностей стояли труд со значимым материальным обеспечением, то сегодня важнейшими стали ценности собственности, имущественного положения.
Молодежь с оптимизмом смотрит в будущее, главное для нее – инициатива, предприимчивость, поиск нового в работе. Молодые люди стремятся к независимости, в том числе и материальной. Приветствуются перемены, им нравится жить в обновляющемся мире, готовы адаптироваться к новым условиям, открыты к инновациям. Однако инновационная деятельность требует навыков в освоении новых услуг и продуктов, в реализации возможностей и способности изучать общественные потребности, иметь интеллектуальный капитал и правильно его использовать.
Развитие цивилизации само собой не делает человека духовно-нравственным, поэтому он должен стать не только трудовой единицей, но и полноценным членом общества, гражданином страны, сознательным носителем родной культуры и традиций, иметь широкий кругозор и собственные взгляды, быть свободным, инициативным, любознательным, стремиться к сотрудничеству, плюрализму и толерантности. Все это черты необходимы будущим специалистам в профессиональной деятельности. Требования общества к лучшему использованию человеческого капитала, изменению характера образования, ускоренному карьерному росту молодых специалистов, подготовке и переподготовке кадров, уровню духовности - это фундамент становления личности, которой важно найти свое место в происходящих процессах, свое предназначение и признание. В результате – возможно, справиться с любыми трудностями в жизни.
Преодоление кризиса культуры, духовности, нравственности сопровождается стиранием грани между материей и духом. Это позволит трансформировать природные ресурсы в человеческий капитал - подлинную движущую силу общества.
В результате проведенного обследования в колледже был определен круг проблем, возникающих перед выпускниками образовательных организаций:
- возрастает востребованность в рабочих специальностях;
- становится меньше вакансий инженерно-технических работников (ИТР), да и те требуют наличия опыта работы, которого у молодых специалистов просто не может быть;
- отсутствует ранее существующее государственное распределение выпускников, что облегчало решение проблем, связанных с трудоустройством;
- выставляется работодателем как необходимое условие наличие высшего образования для поступления на работу кандидата;
- пользуются наибольшим спросом у выпускников высокооплачиваемые или перспективные вакантные места.
Приведем полученные данные нашей работы:
- во многих случаях найм молодежи более привлекателен с точки зрения минимизации расходов на приобретение и потребление рабочей силы, хотя в некоторых областях, например, на управленческих позициях, просто необходим определенный опыт работы, и выпускники, не обладающие им, не могут занять соответствующее место в компании;
- часто возникают ситуации, когда многие работодатели, в свою очередь, используют выпускников не в соответствии с полученным образованием и квалификацией, а исходя из потребностей компании;
- сложности трудоустройства молодежи обусловлены, с одной стороны, недостатком профессиональных знаний, отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков, с другой - нежеланием работодателей нести дополнительные расходы, связанные с профессиональным обучением молодых людей, не отвечающих в полной мере профессиональным требованиям вакантных рабочих мест.
К числу сложностей при трудоустройстве выпускников следует отнести:
- недостаточность или отсутствие профессионального опыта в сочетании с завышенными требованиями к условиям и оплате труда;
- неопределенность трудовых и профессиональных интересов;
- социальная и психологическая нестабильность и другие.
Среди требований, предъявляемых к молодым специалистам, выделяются не только фундаментализация их знаний, но и способность к инновациям, расширению сферы деятельности, готовность к постоянному самообучению; обладание знаниями о новых технологиях, способность пользоваться сложными процедурами принятия решений, готовность к риску, развитые коммуникативные способности, высокая степень гибкости, умение работать с различными системами мотивации.
В сложившихся условиях считается, что одна из главных проблем – вопросы правильности выбора профессии. Возникновение этого явления связано с недостаточной профессиональной ориентированностью абитуриентов - молодые люди, выбирая учебное заведение, как правило, руководствуются следующими факторами:
- наличием друзей, которые учатся в данном учебном заведении;
- осведомленностью о преимуществах, которые может предложить то или иное учебное заведение;
- территориальным расположением относительно места жительства;
- наличием средств на получение платного образования.
Делая выбор в соответствии с перечисленным выше, будущие студенты отодвигают главную цель поступления – изучение дела, которому он намерен посвятить до 70% своей жизни.
При проведении анкетирования выяснилось:
- 60% респондентов ответили, что после окончания учебного заведения собираются работать по специальности;
- четверть выпускников хотели бы открыть собственное дело;
- среди опрошенных есть и такие, которые не собираются работать после окончания учебного заведения;
- 1% хотели бы посвятить себя дому, семье;
- 9% еще не определились в выборе.
В результате опроса работодателей выявили:
- отсутствие большинства выпускников стереотипов, присущих работникам со стажем, и наличие ярко выраженного стремления к новаторству, исследовательский интерес;
- социальная и профессиональная мобильность (отсутствие профессионального опыта и диплома делает молодых работников более гибкими);
- умеренность требований к размеру вознаграждения, обусловленная как нематериальным интересом (удовлетворенностью работой, амбициями и т.д.), так и материальным — получить пусть даже и небольшие, но собственноручно заработанные деньги, делающие их самостоятельными и независимыми от родителей;
- более высокая лояльность молодых специалистов, «воспитанных» внутри компании, и ориентированность на ее результаты по сравнению со специалистами, имеющими опыт работы и пришедшими с рынка труда.
По результатам проведенного нами опроса выяснилось:
- студенты требуют к себе особого отношения и внимания. Кроме часто необходимого минимального дообучения, контроля на первом этапе, существует потребность в постоянной оценке процесса их работы, получаемого результата, индивидуального вклада, даже когда студент является участником общего дела;
- непредсказуемость результата сотрудничества со студентами (они могут уйти к конкурентам, просто уехать из страны);
- обострение проблем, связанных с новым статусом, условиями быта, когда изменяется и сама цель, требования к работе, а в отношении девушек-студентов — это еще и сложности, связанные с изменением семейного положения (появление забот о семье, рождение ребенка и т.д.);
- ощущение временного положения в компании. В отношениях с коллективом также могут наметиться негативные тенденции, если молодому специалисту оказывается особое внимание (обучение, продвижение);
- недостаточное умение управлять собой и другими (взяв на себя слишком много, недавний выпускник рискует не справиться, оставляя о себе впечатление как о безответственном работнике).
Успех в работе по повышению социальной мобильности выпускников возможен при отказе от абстрактных схем обучения и воспитания и повороте к реальному человеку, его интересам, намерениям и ценностям. Воспитывать соответствующее мировоззрение, базисное миропонимание, жизненную гуманистическую позицию, формировать у молодежи инновационное поведение, развивать толерантные качества личности в современных условиях особенно значимо.
Считаем необходимым развитие творческого потенциала молодежи как непременное условие эффективности труда. Под творчеством понимается деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью, общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца, субъекта творческой деятельности. Развитие творческого потенциала возможно на формировании активной жизненной позиции: развитие функции преобразования жизни (от «я – человек» до «я – житель планеты»). Это связано с работой по патриотическому воспитанию, формированию любви к родному краю, городу.
В современных условиях следует заострять внимание молодежи на необходимости реализовывать скрытые возможности личности в умении отрефлексировать свои жизненные и профессиональные установки. Это основано и на преодолении трудностей в мировоззрении молодых, основанных на позиции «психологии бедняка» (это труды В.Н. Соловьева, О.М. Михайленок, Е.В. Головина и других).
Не стоит, наверное, скрывать, что в современном обществе происходит изменение ценностных ориентаций общества, порой не в лучшую сторону. И именно сейчас необходимо оказать помощь человеку в решении этой проблемы, формирования положительного отношения к жизни. Необходимо формирование целостной картины мира, ориентации личности в происходящем, развитие умения преодолевать собственные ошибки и находить свои решения. «Я» – это человек, личность, единица семьи, общества, страны, житель планеты. Самореализация, самоутверждение рассматривается через творческое осмысление собственного участия в семье, профессии, обществе. Основные составляющие процветающей личности: формирование культуры мышления, чувств, поведения, языка и речи, общественного и исторического самосознания. Здесь порой создается ситуация безответственного отношения к собственному поведению, объясняемого молодыми как неосознанное. В данном случае помогает работа с нравственными категориями этики, анализ положительного и отрицательного признаков , например, трудолюбие и иждивенчество).
Осознание того, что «я» – это родитель, который должен воспитать нового (лучше, чем я) члена общества; руководитель, призванный принести пользу обществу; мастер, творчески мыслящий человек; творческая личность, владеющая приемами успешной (позитивной) деятельности. Основной проблемой в формировании приоритетов ценностей является преодоление устоявшегося мнения: «А зачем мне работать над собой, я и так хороший!» Следуя известной мудрости: «Лучшие качества человека раскрываются в работе», нужно считать основной своей задачей творческий поиск смысла жизни через формирование профессиональных качеств, способствующих самореализации и самоутверждению личности.
С некоторых пор в экономических трудах замелькали такие категории, как «человеческие взаимоотношения», «профилактика конфликтов», «кодекс чести делового человека» и т.п. Это свидетельствует о сближении экономики и психологии, областей, которые традиционно считались несовместимыми. Современный деловой человек затрачивает большую часть своих сил не на решение технических и организационных, финансовых вопросов, а на решение психологических задач, возникающих в процессе общения с подчиненными, коллегами и начальством.
Факты психологизации экономической жизни, которая первоначально приобрела влияние в индустриально-развитых странах, тем не менее, как показывает культурно-исторический анализ, уходит корнями в историю русской философской мысли. Русские ученые, экономисты говорили о том, что нужно различать предпринимательство как определенную эмпирическую, хозяйственно-экономическую сущность и как особую, духовно-экономическую. Эти идеи были поддержаны великими русскими писателями и поэтами, которые обосновывали необходимость приоритета нравственных начал в жизни общества. Конечно, конкретно-исторические условия в России сложились так, что претворить в жизнь идеи развития духовно-нравственного потенциала рыночной экономики так в полной мере и не удается.
Глобальная информатизация общества создает условия для манипулирования общественным мнением; политические и PR-технологии формируют ценности, необходимые ограниченным элитным кругам; информационная нагрузка ведет к «зашумлению» действительно ценной информации, стрессам, формированию мифических целей. В этих условиях становится сложно отобрать информацию, выделить то действительно ценное, что необходимо для повседневной жизни человека. Создаются иллюзии «свободы», ценности которой большей частью населения воспринимаются как позитивные. В связи с этим выпускнику важно разобраться в самом себе, избавить его от ненужных мифических целей, оценить свой потенциал; гармонизировать в себе потребности «хочу» и возможности «могу» и необходимости «надо».
В нашем внешнем поведении проявляется то многое, что у нас происходит и есть внутри. Работодатель, опытный руководитель умеет распознавать эти личностные особенности. Значит, задача молодого человека – научиться преодолевать свои негативные переживания: страхи, неуверенность, растерянность. Кроме того, необходимо научиться «показывать товар лицом». Неумение говорить о себе, своих достоинствах, сильных сторонах своей личности, застенчивость - плохие помощники при поиске работы. В условиях рыночной экономики необходимо создавать условия для студентов, чтобы побудить личность к необходимости отказаться надеяться на государство, близких, коллектив, а активизировать собственные способности, умения и навыки, полученные, в том числе, и в колледже.
Рынок труда требует лиц со стажем работы, конкурентоспособных, перспективных, поэтому выявление деловых качеств выпускника становится одной из важных проблем. Что же должен знать и уметь молодой человек, начинающий самостоятельную жизнь с поиска рабочего места? Формирование мобильности выпускника, его творческого потенциала — вот механизмы, необходимые для достижения поставленной цели.
Преодоление разочарования молодого специалиста, не достигшего благополучия, лежит в получении качественных знаний своей профессии, приобретении позитивного варианта социального статуса через высокую духовную культуру деловых качеств, направленных на процветание своей семьи, Родины.
Литература:
1. Большаков А. С. Менеджмент: психология успеха. – СПб: Литера, 2002.
2. Бороздина Г.В. Психология делового общения. Учебник, 2-е издание. - М., “Инфра-М”, 2010
3. БЭС. Риджест Дайджест. – М., 2009.
4. Гражданско – патриотическое воспитание [Электронный ресурс]. – Электронн. данн. – http://bank.orenipk.ru/Text/t43_25.htm#statya4
5. Григорьев В. Г. Праксиология. - Москва, 2002.
6. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr
7. Краткий словарь по логике. Под ред. Д.П. Горского. М., 1991
8. Технология поиска работы. Методические рекомендации. – М., Госстрой РФ, 1999.