Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена, оно закладывается с самого детства и формируется на протяжении всей жизни. Здоровьесберегающие технологии, согласно Н.К. Смирнову, трактуются как системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся [5].
Стоит отметить, что базовые знания о здоровье имеет каждый студент колледжа. Однако необходимо актуализировать эти знания в жизненный опыт безопасного существования личности, на основе этого формируя у студентов здоровьесберегающие компетенции, которые в недостаточной мере сформированы у студентов [1]. Термин «компетенция» означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом [6].
В нашем исследовании мы предполагаем, что, если в образовательный процесс внедрить здоровьесберегающие технологии для того, чтобы организовать студентам правильное питание, воспитать у них бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, приобщить их к спорту, то условия для обучения существенно улучшатся.
В образовательном процессе колледжа созданы следующие педагогические условия:
– построение учебных занятий на основе закономерностей образовательного процесса с учетом вопросов здоровьесбережения студентов;
– обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности студентов с учетом их состояния здоровья, интересов, склонностей;
– формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.
Цель исследовательской работы раскрыть и изучить особенности внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс профессиональных образовательных организаций.
Задачи:
– описать здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе колледжа;
– охарактеризовать профессиональные образовательные организации как здоровьесберегающую среду;
– представить структуру здоровьесберегающей среды Хабаровского педагогического колледжа;
– проанализировать результаты диагностики студентов на определение отношения к своему здоровью.
Вопросом изучения здоровьесберегающих технологий занимаются такие ученые как М.М. Безруких, А.В. Левченко, Н.К. Смирнов и др. В результате исследования мы выявили, что здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе относятся к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса: обучающихся, педагогов.
Мы характеризуем профессиональные образовательные организации как здоровьесберегающую среду. На основе работ А.П. Исаковой, Н.К. Смирнова мы определили, что здоровьесберегающее образовательное пространство профессиональной образовательной организации – это совокупность материальных и социальных условий и факторов, содержания, форм и методов ее функционирования, направленных на развитие обучающегося как субъекта образовательного процесса [2].
Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства образовательной организации основывается на следующих принципах:
– диагностика и учет психофизических состояний субъектов образовательного процесса;
– единство личной психологической потребности в здоровом образе жизни и профессиональной подготовки субъектов образовательного процесса;
– социальная ответственность за здоровье свое и окружающих;
– новизна и разнообразие используемых средств;
– моральное и материальное стимулирование здорового образа жизни.
Психолого-педагогическая диагностика, планирование и контроль каждого учебного занятия с учетом особенностей развития обучающихся способствуют эффективности реализации здоровьесберегающих технологий в колледже [4].
Структура здоровьесберегающей среды Хабаровского педагогического колледжа состоит из 6 блоков: медицинский; учебный; методический; блок питания; психологический; спортивно-оздоровительный.
В ноябре 2013 года мы провели диагностику на определение отношения к своему здоровью у студентов-первокурсников. В диагностики приняли участие 83 человека. Результаты исследования представлены ниже.
Таблица 1
Соотношение влияния образа жизни на здоровье человека (в %)
Результаты |
1 курс |
Образ жизни способствует укреплению здоровья |
5 |
Образ жизни направлен на поддержание здоровья |
10 |
Образ жизни направлен на разрушение здоровья |
85 |
Результаты диагностики показали, что у 85% опрошенных студентов образ жизни направлен на разрушение здоровья, что может привести к его полной утрате. Им нужно серьезно задуматься о своем будущем. У 10% опрошенных студентов образ жизни направлен на поддержание имеющегося уровня здоровья, но не способствует его укреплению. Только у 5% опрошенных обучающихся образ жизни способствует укреплению здоровья.
В целом мы констатировали низкий уровень сформированности отношения к здоровью у студентов-первокурсников. У обучающихся не сформирован жизненный опыт безопасного существования, не выработаны навыки здоровьесбережения, которые повлияли бы на формирование компетенций, необходимых будущим педагогам в области здоровьесбережения.
В мае 2014 года мы провели повторную диагностику на определение отношения к своему здоровью у студентов-первокурсников колледжа, профессиональное образование которых осуществлялось с позиций здоровьесберегающей среды. В диагностике приняли участие 80 человек. Результаты исследования представлены ниже.
Таблица 2
Соотношение влияния образа жизни на здоровье человека (в %, повторно)
Результаты |
1 курс |
Образ жизни способствует укреплению здоровья |
15 |
Образ жизни направлен на поддержание здоровья |
30 |
Образ жизни направлен на разрушение здоровья |
55 |
Результаты диагностики показали, что у 55% опрошенных студентов образ жизни направлен на разрушение здоровья, что может привести к его полной утрате. У 30% опрошенных студентов образ жизни направлен на поддержание имеющегося уровня здоровья, но не способствует его укреплению. У 15% опрошенных образ жизни способствует укреплению здоровья. Анализ полученных результатов повторного тестирования показал, что наблюдается динамика изменения уровня сформированности отношения к здоровью у студентов-первокурсников. Полученные результаты показывают влияние здоровьесберегающих технологий на отношение студентов к своему здоровью.
Таким образом, в современных условиях профессионального образования необходимо и возможно влиять на отношение обучающихся к своему здоровью, используя специально создаваемую здоровьесберегающую среду профессиональной образовательной организации.
Литература:
1. Здоровье и образование: специализированный портал www.valeo.edu.ru
2. Исакова, А.П. Здоровьесберегающие технологии в образовательной среде колледжа / А.П.Исакова // Среднее профессиональное образование. – 2013. – №11. – С. 6-8.
3. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе /Н.К.Смирнов – М.: АПК и ПРО, 2002. – 121 с.
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014)
5. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций / А.В.Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. – 12 декабря. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm.