Статья посвящена проблеме организации индивидуализированного обучения младшего школьника. Представлен опыт организации индивидуализированного обучения, который создает возможности для повышения успешности обучения ребенка не путем форсирования и увеличения учебных нагрузок, а путем поэтапной организации обучения, в том числе обучения английскому языку.
Ключевые слова: индивидуальный подход, индивидуализированное обучение, поэтапная организация индивидуализированного обучения.
Важнейшая цель современной системы образования: формирование у каждого учащегося новой ключевой компетенции – способности учиться. В рамках развития современного школьного образования недопустима «работа на одного ученика», того, кто быстрее включается в работу, демонстрирует навыки эффективного общения, сам умеет творчески решать поставленные задачи. Конечно, учителю интереснее и проще работать с таким учеником, от которого сразу есть «отдача» и виден результат.
Изучение английского языка в начальной школе – сложный процесс формирования новой речевой системы, которая существует и взаимодействует с системой родного языка. Поэтому основное требование методики – максимально учитывать индивидуальные особенности младших школьников.
Традиционные подходы к организации индивидуализированного обучения связаны, в основном, с проблемой активизации учащихся (внешним аспектам) и недостаточно с мотивационной сферой, внутренним потенциалом учащихся (внутренним аспектом). Тенденция форсированного, интенсивного обучения, увеличение учебных нагрузок, снижения успеваемости и мотивации к учению, увеличение соматических заболеваний учащихся предполагает комплексное исследование индивидуального подхода к обучению, смещающее основные акценты со среднестатистического ученика на индивидуальность каждого школьника.
Выявление особенностей индивидуализированного обучения младшего школьника выступало целью проведенного исследования.
Приступая к исследованию, мы предположили, что организация индивидуализированного обучения создает возможности для повышения успешности обучения ребенка не путем форсирования и увеличения учебных нагрузок, а путем поэтапной организации обучения.
В своей работе индивидуализацию мы рассматриваем как с точки зрения процесса обучения, так и содержание образования. Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задается программой, и реальными возможностями каждого ученика.
Средствами индивидуализации обучения могут выступать индивидуальные и групповые задания, подбор, распределение учебно-речевых ситуаций, коммуникативных задач и др. Путем выбора необходимых методов, форм и средств обучения для определения методики построения индивидуальной траектории обучения конкретного учащегося педагог организует его учебно-познавательную деятельность в соответствии с поставленными учебными задачами. При этом важно создание такой атмосферы обучения, которая способствовала бы развитию активной деятельности ученика.
Индивидуализированное обучение мы трактуем как обучение, направленное на проявление и сохранение индивидуальных способностей учащихся, содержание которого допускает и учитывает наряду с нормативным знанием индивидуальное видение и понимание каждым ребенком предмета обучения, а методы, формы и средства обучения позволяют ему активно участвовать в проектировании содержания и организации обучения, что обеспечивает возможность выбора уровня овладения учебным материалом.
Реализация теоретических положений индивидуализированного обучения осуществлялась нами в практической работе с ученицей 4 класса. Полине Щ. – 10 лет, она обучается в общеобразовательной школе с 1 класса. Полина воспитывается в неполной семье, где ребенку созданы все необходимые условия жизнедеятельности.
Девочка испытывает постоянные затруднения в процессе обучения: с учебным материалом не справляется, не успевает за общим темпом работы класса, не всегда понимает требования учителя. Неумение преодолеть возникающие трудности в учении приводят девочку к отказу от активной мыслительной работы, пассивности. Замечаний к поведению в школе – нет.
По результатам наблюдений мы отмечали, что ребёнок боялся совершить ошибку и предпочитал промолчать, чем ответить неправильно. При этом к творческим заданиям Полина относилась с энтузиазмом, правильно и красиво выполняла все задания по технологии и ИЗО деятельности.
Индивидуализация обучения предполагала организацию учебной деятельности с учеником в соответствии с его особенностями и возможностями, уровнем развития и уровнем сформированности знаний, умений и навыков по английскому языку. Мы определили способ организации индивидуализированного обучения следующим образом: содержание учебного материала разбили на модули (unit) по темам. Изучение каждого модуля осуществлялось в несколько этапов с использованием УМК «Enjoy English» (Английский с удовольствием, 4 класс) М.З. Биболетовой.
Первый этап – «диалоговое погружение» в тему. Педагог организовал диалогическое общение, выяснял понимание смысла лексики темы, определял «поле знаний/незнания» ребенка и логику изучения учебного материала. Результатом являлось новое знание, основанное на обсуждении индивидуального мнения. Например, по теме урока «Времена года и погода» (Speaking about seasons and the weather. What is your favorite season?) между учителем и учеником велся диалог, ребёнок выражал своё отношение к разным временам года. После отработки лексики Полина уже на английском языке рассказывала о своих предпочтениях по данной теме, развивая умения и навыки устной речи и тренируя новую лексику.
Второй этап представлял собой самостоятельную практическую деятельность ученика. Роль учителя на этом этапе заключалась в оказании помощи, в выборе заданий и форм, консультирование девочки по мере необходимости. Полине было предложено на выбор несколько заданий для самостоятельного выполнения разного уровня сложности. Девочка затруднялась в использовании грамматических конструкций, поэтому во всех заданиях присутствовал этот аспект. Например, перед ней ставилась задача ответить на вопросы по теме, составить свои вопросы и предложения, выполнить задание по аудированию и составить небольшой свой рассказ. Было заметно, что ребёнку очень нравилось выполнять последнее задание, хотя для неё оно и являлось наиболее сложным. Она задавала много вопросов, но в результате создала достаточно объемный рассказ о лете в деревне. В последующих занятиях мы часто прибегали к такой форме работы.
На этапе внутреннего контроля девочка отвечала на вопросы: «Что я знаю? Что я умею? На каком уровне я освоила эту тему?». Роль учителя заключалась в организации самоконтроля и разработке учебного материала. Полине предлагались разноуровневые задания от легких – знание и перевод изученных слов, окончание предложений, до сложных – перевод предложений и составление рассказа без помощи учителя. Девочка справилась с переводом слов, но при составлении рассказа у неё возникали проблемы, которые разрешались с помощью педагога.
На четвертом этапе внешнего контроля педагог осуществлял проверку выполненной ребенком работы посредством итоговых диалоговых и разноуровневых контрольных заданий. После проведения устного контроля Полина выполняла задание на составление диалога. Девочка применила лексические и грамматические знания в составлении простых и вопросительных предложений.
Полученные результаты индивидуализированного обучения показали, что Полина может общаться на английском языке в устной и письменной форме в пределах изученного раздела. В процессе обучения учитывались индивидуальные особенности девочки: особенности восприятия материала, скорость его усвоения, уровень развития. На выполнение заданий у Полины уходило больше времени, чем требуется, но со временем, продолжая работать в условиях индивидуализированного обучения, девочка сможет «держать» общий темп работы.
Считаем, что у нас получилось увлечь ребёнка самим процессом деятельности. Перед Полиной стояли трудные, но достижимые цели. При оценке деятельности девочку хвалили, а не критиковали её исполнение.
Согласно нашим наблюдениям, поэтапная организация занятий – «диалоговое погружение» в тему; самостоятельная практическая деятельность ученика; внутренний контроль; внешний контроль – способствовала изменению отношения Полины к учению, появление интереса. Конечно, мы не можем говорить, что данные изменения стабильны, но девочка стала понимать и выполнять инструкции педагога, свободно использовать в английской речи грамматические конструкции. Полина перестала бояться задавать вопросы и «уходит» страх совершить ошибку.