В процессе учебно-воспитательного процесса всегда актуальны проблемы взаимоотношений личности и общества, «вечные вопросы» взаимодействия человека в условиях неопределенности современного общества.
Социум – общество, когда его представляют безликой массой и противопоставляют конкретному человеку, индивиду и личности. Та часть общества, которая непосредственно влияет на личность.
Отношение социума и личности – не простое. С одной стороны, не будь социума, не было бы и личности. Социум – почва, на которой вырастал каждый конкретный человек, источник его сил, ума, образования и культуры. Однако социум имеет свои законы и не всегда ориентирован на интересы конкретного человека, вследствие чего между социумом и личностью возникают конфликты.
Анализ взаимоотношений личности и коллектива невозможно провести без учета изменений этих отношений во времени, а также без изучения различных точек зрения на обозначенную проблему.
«Социум» – это идейная община совместно живущих людей, имеющих общие интересы, собственность, ресурсы и, в наиболее радикальных коммунах, общую работу и доход; вообще коллектив лиц, объединившихся для совместной жизни на началах общности имущества и труда [6]. Это понятие, более близкое социологическим наукам: демографии, социологии, психологии.
В классической науке принято выделять следующие характеристики социума:
- его члены проживают на определенной территории;
- осуществляют совместную деятельность;
- в социуме обязательно имеет место быть распределение общественных благ;
- как следствие, признаком социума является социальное и производственное разделение труда.
Говоря о социуме, мы можем иметь в виду не только население всей страны, но и отдельного города, какой-то определенный слой общества (интеллигенция, студенчество, молодежь и т.д.). Словом, по большей части смысл этого термина зависит от контекста.
Столь широкий спектр значений данного термина отражен и в материалах словарей. Так, в толковом словаре Т.Ф. Ефремовой сказано, что социум – это общность индивидов, имеющих единую культурную, экономическую и социальную жизнь. Н.Г Комлев же считает, что социум представляет собой ту социальную среду, которая окружает каждого человека – наполненную различными взаимодействиями и процессами.
Несмотря на то, что взгляды на понятие социума как раньше, так и сегодня крайне различны, все ученые сходятся во мнении о том, что общество – это не только необходимая для нормального существования каждого человека составляющая, но еще и среда, которая формирует условия для его развития и совершенствования.
Личность – субъект социокультурной жизни, как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности.
В литературных источниках термин «самоопределение» употребляется в различных значениях. Так, говорят о самоопределении культурном, национальном, политическом, религиозном, экономическом и др. Личностное самоопределение происходит на уровне ценностей. В сегодняшних нестабильных, быстро меняющихся условиях, человеку приходится нередко перестраивать всю смысловую сферу личности, что драматически проявляет себя в утрате смысла бытия, в чувстве потери себя.
В психологическом плане самоопределившаяся личность – это субъект, осознавший, что он хочет (цели жизненные планы, идеалы), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что он есть (свои личностные и физические свойства), что от него хочет или ждет коллектив, общество. Это субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений. Самоопределение, таким образом, это относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества.
Современному обществу нужен профессионал, знающий свое дело, способный самостоятельно принимать решения и нести ответственность за эти решения, за себя, за других людей, за страну. Сегодня важным фактором, определяющим формирование профессионального самоопределения, является коммерциализация отношений в обществе. По существу, происходит замена профессиональной карьеры – предпринимательской. А это закрывает возможность состояться человеку в профессиональном отношении. Это вызывает тревогу. Переходное состояние экономики обусловило перекос в системе профессиональных ценностей: современный человек (особенно молодой человек) с его личностными особенностями, включающийся в рыночные отношения стремится к достижению материального благополучия наиболее быстрым путем. Необходимость выживания заставляет его изменить своему призванию и выбрать такую профессию, овладение которой обеспечит более высокие материальные возможности. То есть существует сильная мотивация к овладению «доходной» профессией, но зачастую нет необходимых личностных качеств. Также существует и противоречие между мотивацией выбора профессии и отсутствием возможности для обучения (в том числе и материальной). [2]
Коллектив – группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации, цели. По виду деятельности различают трудовые, учебные, военные, спортивные, художественной самодеятельности и другие коллективы.
Коллектив отличается рядом важных признаков:
1. Общая социально значимая цель.
2. Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности.
3. Отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие не только единство цели и деятельности (рабочее сплочение), но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений (моральное единение).
4. Общий выборный руководящий орган.
В дружном сплоченном коллективе система отношений определяется разумным сочетанием личных и общественных интересов, умением подчинять личное общественному.
Положение личности в системе коллективных отношений самым существенным образом зависит от ее индивидуального социального опыта. Именно опыт определяет характер ее суждений, систему ценностных ориентаций, линию поведения. Он может соответствовать, а может и не соответствовать суждениям, ценностям и традициям поведения, сложившимся в коллективе.
Как сложатся отношения личности и коллектива, зависит не только от качеств самой личности, но и от коллектива. Наиболее благоприятно, как подтверждает опыт, отношения складываются там, где коллектив уже достиг высокого уровня развития, где он представляет силу, основанную на традициях, общественном мнении, авторитете самоуправления. Такой коллектив сравнительно легко устанавливает нормальные отношения с теми, кто в него входит.
В научных исследованиях выделены три наиболее распространенные модели развития отношений между личностью и коллективом: 1) личность подчиняется коллективу – конформизм; 2) личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях – гармония; 3) личность подчиняет себе коллектив – нонконформизм. В каждой из этих общих моделей выделяется множество линий взаимоотношений, например, коллектив отвергает личность; личность отвергает коллектив; сосуществование по принципу невмешательства и т.д.
Согласно первой модели личность может подчиняться требованиям коллектива естественно и добровольно, может уступать коллективу как внешней превосходящей силе, а может пытаться и дальше сохранять свою независимость и индивидуальность, подчиняясь коллективу лишь внешне, формально. Если очевидно стремление войти в коллектив, личность склоняется к ценностям коллектива, принимает их. Коллектив «поглощает» личность, подчиняет ее нормам, ценностям и традициям своей жизни.
Идеал взаимоотношений – гармонизация личности и коллектива. По некоторым оценкам, комфортными условия своей жизни в коллективе считает менее 5% опрошенных школьников. Эти ребята наделены редкими природными коллективистскими качествами, а поэтому способны уживаться в любом коллективе, приобрели положительный социальный опыт человеческого общения и к тому же оказались в хороших сформированных коллективах. В этом случае между личностью и коллективом никаких противоречий нет.
Третья модель взаимоотношений личности с коллективом, когда личность подчиняет себе коллектив, встречается не часто. Все же, учитывая деятельность так называемых неформальных лидеров, а следовательно, и наличие двойных систем ценностей и отношений, эту модель нельзя игнорировать. [3]
Социальный процесс – последовательная смена состояний общества или его отдельных систем.
Социальный процесс проявляется как движение во времени ряда социальных событий или явлений определенной направленности. В нем диалектически сочетаются изменение и постоянство, прерывность и непрерывность Социальная система не может е существовать без процесса, что приводит к определенным изменениям. Процессы происходят на разных уровнях социальной системы: отдельного индивида, социальной группы, организации, общества. Важнейшими признаками социально процессов является их всеобщность и связь с субъектом, который осуществляет процесс. Функционирование и развитие общества происходят в разных формах социальных процессов.
Реформирование общественных отношений требует особого внимания к факторам социальных процессов, условий их течения и направления, своевременного выявления застойных явлений, которые тормозят процессы развития. Проведения широкомасштабных социологических исследований всех сфер общественной жизни является эффективным средством выяснения состояния тех социальных структур в обществе, которые определяют характер, особенности и оптимальности условия социальных процессов. [3]
В настоящее время роль личности в обществе вновь стала очевидной. Мы живем в мире, где один человек может добиться многого и изменить мир вокруг себя.
Нами было проведено исследование (анкетирование) среди учащихся Хабаровского технического колледжа. Большая часть обучающихся согласились с мнением, что важными чертами «достойный член общества» является высокие нравственные ориентиры. Студенты подчеркивали значение в профессиональной деятельности, семье и обществе проявление истинных ценностей, что, по их мнению, является основой взаимоотношения личности и общества. Часть опрошенных были не согласны с подобными ответами. Это еще раз доказывает необходимость обучать молодых умению жить в неопределенных обстоятельствах мира, развивать в них чувство ответственности за свои поступки, иметь логическое представление о жизни, которая не бывает без трудностей.
Литература:
1. Дашина Н.С. Психология и педагогика: учебное пособие для студентов ВУЗов. М.: Общая психология, 1999.
2. Вербець В.В., Субот О.А., Христюк Т.А.Социология. К.: КОНДОР, - 2009.
3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576(747) с.
4. Стокуэлл, Фостер. Энциклопедия американских коммун. - Чикаго, 1998. " [Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения // Психологический журнал, 1984, №4. С. 65].
5. Свободная общедоступная мультиязычная универсальная интернет-энциклопедия «Википедия»
6. Коммуна // Большой толковый словарь русского языка / С. А. Кузнецов.. — СПб.: Норинт, 1998.