Актуальность исследования показателей динамики адаптационного процесса первокурсников определяется значимостью роли начального этапа обучения в вузе, который представляет собой важный период в процессе развития личности будущего специалиста. Сложность его заключается в перестройке всей системы ценностно-познавательных ориентаций личности студента, в освоении новых способов познавательной деятельности, более высокого уровня производственной ориентации поведения, в формировании определенных типов и форм межличностных связей и отношений. Главной характеристикой данного этапа является процесс адаптации студентов к вузовскому обучению. Эффективная адаптация во многом определяет мотивацию, направленность и характер учебной деятельности на старших курсах, психологический комфорт, моральную удовлетворенность собой и обучением в вузе [6].
Научные исследования [1; 2; 3; 5; 6 и др.] показывают, что проблема адаптации студентов представляет собой одну из важных проблем, исследуемую в настоящее время на психофизиологическом, социально-психологическом и психолого-педагогическом уровнях.
Однако анализ работ по проблеме позволяет сделать вывод о том, что некоторые аспекты адаптационного процесса по-прежнему требуют более детального изучения. К таковым относится вопрос об определении показателей динамики адаптации студентов к обучению в вузе. Решение этого вопроса и стало целью нашего исследования.
В качестве гипотезы, положенной в основу исследования, служит следующее предположение: динамика адаптационного процесса студентов-первокурсников определяется рядом показателей, связанных с
- отношением студента к профессиональному обучению, выбранной специальности и конкретному вузу;
- отношением к организации образовательного процесса в вузе;
- характером взаимодействия с администрацией, преподавателями, студентами;
- эмоциональным фоном жизнедеятельности.
Адаптация студента к образовательному процессу в вузе должна стать управляемым процессом, включающим психолого-педагогическое сопровождение, направленное на изучение характерных особенностей вступления первокурсниками в адаптационный процесс, выявление субъективных и объективных трудностей студентов в нём, анализ их причин, разработку и реализацию педагогически целесообразных форм и приёмов работы, как с учебной группой, так и с отдельными студентами, нуждающимися в особом подходе, а также осуществление повторных диагностических процедур, позволяющих выявить завершенность адаптационного процесса (или его неуспешность) и выявить «точки роста» первокурсников [4, с. 33].
Таким образом, первым этапом психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов к образовательному процессу является психолого-педагогическая диагностика, которая была осуществлена нами в сентябре 2014 года. Для этого нами были подготовлены анкеты, предложенные для заполнения всем факультетам и институтам университета. В целом, в диагностическом исследовании приняли участие 404 первокурсника – представители всех факультетов.
Вопросы анкеты были направлены на выявление мотивационной готовности студента к обучению, осознания им новой социальной роли, готовности к освоению вузовского режима изучения содержания учебных дисциплин, сформированности оптимального режима труда и отдыха, комфортности в общении с одногруппниками, преподавателями и администрацией факультетов и вуза в целом, потребности во внеучебной деятельности, запроса в психологической помощи.
Проведенная в сентябре диагностика показала, что большинство студентов всех специальностей проходит адаптационный процесс достаточно успешно. Студенты в большинстве своем готовы к освоению и принятию норм и правил жизнедеятельности образовательной среды университета.
В феврале 2015 года нами было осуществлено повторное изучение адаптации студентов-первокурсников с целью выявления показателей адаптационного процесса.
Анализ результатов исходящей диагностики выявил, что показатели отношения студентов к выбранной профессии на завершающем этапе адаптации возросли в среднем на 10% по всем факультетам, значительно большее количество студентов стали выражать заинтересованность профессией, связывать с ней своё будущее, увидели перспективность и возможность личностной реализации в выбранной специальности. Эти изменения соотносятся с показателями субъективной оценки престижности вуза, рост которых также составил 10% в среднем по вузу.
Выявляя особенности выработки обучающимися индивидуального характера учебной деятельности, мы отметили, что возросло количество студентов, ориентированных на систематическую, ежедневную самостоятельную работу, содержанием которой является изучение учебных дисциплин, расширение знаний об изучаемом, получение дополнительной информации об объекте изучения. При этом снизился процент студентов, предпочитающих «скачкообразный» режим подготовки, при котором выполнение необходимых заданий откладывается на последний момент и основным психологическим механизмом обучения становится кратковременная и оперативная память, что не способствует формированию компетенций и развитию профессионального мышления.
На 27% повысился уровень удовлетворенности студентов организацией образовательного процесса. Подавляющее большинство студентов всех факультетов отмечают высокий и удовлетворительный уровень организации обучения, что свидетельствует об усвоении и принятии требований к образовательному процессу, переходе на вузовский режим обучения, смене динамического стереотипа у студентов, успешно завершающих адаптацию. При этом, на вопрос о трудностях в сессионный период, 26 % студентов отмечают наличие трудностей организационного характера, 17 % студентов говорят, что не были внутренне готовы к режиму сессии, 18 % жалуются на непосильный для усвоения объем информации. Всё это свидетельствует о наличии проблем самоорганизации, трудностях в распределении времени труда и отдыха и требует дальнейшей поддержки студентов в этом аспекте.
В этой связи нами был задан первокурсникам вопрос о необходимости куратора академических групп, на который большинство студентов (80 %) ответили положительно, отметив необходимость введения такой должности в вузе. Работу куратора студенты связывают как с поддержкой в познавательной деятельности, так и с помощью в организации внеучебного времени. При этом 50 % первокурсников вуза полностью удовлетворены организацией внеучебной работы и 40% удовлетворены частично, что косвенно свидетельствует о включенности студентов в различные виды воспитательной работы. Если же осуществлять анализ содержания и качества этой включенности, то можно зафиксировать перераспределение студентов относительно видов внеучебной деятельности: на 6 % уменьшилось количество студентов, занятых в организации праздников и дискотек, на 9 % возросло количество занятых общественной деятельностью и на 15 % стало больше студентов, реализующихся в творческой деятельности. Эти показатели напрямую связаны с адаптацией студентов и отражают её положительную динамику.
В вопросах, отражающих коммуникативный аспект адаптации, представляется возможным выделить единую тенденцию, характеризуемую смещением акцентов в субъективной оценке отношений с преподавателями, администрацией, однокурсниками с позиций «доброжелательные, дружеские» на «нейтральные». Так, если на первом (входящем) этапе диагностики, проводимом в начале учебного года, дружественный настрой преподавателей отмечали 73% опрошенных, то на завершающем этапе их число уменьшилось до 53 % (но и количество студентов, отмечающих негативное, недоброжелательное отношение со стороны преподавателей уменьшилось). В отношении представителей деканатов и кафедр также снизилось (с 76 % до 51 %) количество позитивных отзывов студентов, но и негативные отзывы также уменьшились. При этом возрастает до 50 % количество студентов, оценивающих отношения с преподавателями и представителями деканатов как официальные. Это свидетельствует о возрастании «взрослой» позиции в отношении обучающихся с организаторами образовательного процесса в вузе, приобретение делового характера этих отношений.
Выявление характера взаимодействий с сокурсниками нами была выявлена та же тенденция: переход с уровня межличностного, аффилиативного общения (показатели снизились на 12 %) на уровень деловых коммуникаций (показатели возросли на 7%), что также может быть расценено как результат принятия первокурсником новой социальной роли, включения в совместную познавательную и исследовательскую деятельность, требующую иного (делового, официального, командного) взаимодействия на уровне «Взрослый - Взрослый».
Интересен в исследуемом контексте аспект, связанный с эмоциональным сопровождением адаптационных процессов у студентов. Эмоциональный фон, субъективное ощущение комфорта с одной стороны может рассматриваться как условие успешной адаптации личности, с другой – выступает в качестве показателя успешного протекания этого процесса, демонстрируя его внутреннюю, психологическую сторону. В связи с этим, мы, в рамках диагностических процедур, попросили студентов оценить степень эмоционального благополучия в целом и зафиксировать наиболее характерную эмоцию, испытываемую в течение последнего времени. Результаты этого исследования представляются нам достаточно оптимистичными. Так, значительное число студентов (37 %) отмечают у себя высокий уровень эмоционального благополучия; они не фиксируют состояние тревоги, ощущают себя комфортно, воодушевлены и с оптимизмом смотрят в будущее. Около 60 % студентов в результате самооценки отмечают у себя средний фон эмоционального благополучия; им иногда свойственно чувство тревоги, но они на нем не фиксируются и это не мешает быть им эффективными в деятельности. Лишь 3 % студентов свойственно постоянное чувство тревоги, безысходности и подавленности; они составляют группу риска и нуждаются в психологической помощи.
Обозначение студентами характерной для последнего времени эмоции, позволяет нам выстроить ранжированный ряд: радость, интерес, удовольствие, неуверенность, тревога, воодушевление, страх, гнев, одиночество, стыд, вина. При этом, первые три эмоции лидируют с большим отрывом. Так, «радость» была выбрана в 40 % случаев, «интерес» – в 31 % и «удовольствие» – в 16 %. Именно эти эмоции обеспечивают не только позитивный эмоциональный фон, но и высокий уровень познавательной активности и позитивный контекст для любого рода деятельности.
Анализ полученных в результате диагностического исследования данных позволяет говорить, что динамика адаптационного процесса студентов-первокурсников определяется рядом показателей, связанных с:
- отношением студента к профессиональному обучению, выбранной специальности и конкретному вузу;
- отношением к организации образовательного процесса в вузе;
- характером взаимодействия с администрацией, преподавателями, студентами;
- эмоциональным фоном жизнедеятельности.
О положительной динамике процесса адаптации студента-первокурсника к обучению в вузе говорят следующие значения показателей:
- осознание студентами роли профессионального обучения в личностном становлении и саморазвитии;
- повышение значимости профессиональной тематики в общей карте интересов личности студентов;
- повышение престижности выбранных студентами вуза и специальности в их субъективном восприятии;
- желание работать по выбранной специальности, развиваться профессионально, находить и реализовывать себя в различных видах профессиональной деятельности;
- принятие особенностей образовательного процесса в вузе, понимание смысла требований преподавателей и администрации и необходимости их соблюдать;
-навыки самоорганизации, способности самостоятельно осуществлять учебную деятельность;
-повышение профессиональной мотивации, желании больше узнать о предмете изучения, рассмотреть его с различных точек зрения;
- осознание трудностей в обучении, причин этих трудностей и готовности обратиться за поддержкой к соответствующим лицам;
-проявление интереса к внеучебной деятельности, желание реализовываться в ней, активная жизненная позиция;
- смещение позиций в карте интересов в сторону профессиональных;
- приобретение делового характера общения с сокурсниками, способность к эффективному взаимодействию, направленному на решение деловых задач;
- способность воспринимать критику в общении с преподавателями и администрацией, вступать в конструктивный диалог;
- положительный эмоциональный фон деятельности, преобладание эмоций радости, интереса, удивления.
Названные показатели, выявленные в ходе наблюдения и осуществления диагностических методик, позволяют говорить о положительной динамике процесса адаптации студента к обучению в вузе.
Литература:
1. Волгина, Т.Ю. Адаптация студентов к обучению в педагогическом вузе: трудности, проблемы, пути их решения // Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета» Выпуск 2007 // http://www.omsk.edu/
2. Кузьмишкин, А.А. Адаптации студентов первого курса в вузе / А. А. Кузьмишкин [и др.] // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 933-935.
3. Кусакина, С.Н. Психологическая готовность к обучению в вузе / С.Н. Кусакина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2011. – №8. – C. 24-37.
4. Наливайко, Т.Е. Мониторинг адаптации студентов к образовательному процессу в вузе как инструмент их академической успешности / Т.Е. Наливайко, М.В. Шинкорук // Учёные записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. Науки о человеке, обществе и культуре. – 2014. - № 1. – С. 33-37
5. Наливайко, Т.Е. Адаптация студентов к обучению в вузе: динамика процесса / Т.Е. Наливайко, М.В. Шинкорук //Учёные записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. Науки о человеке, обществе и культуре. – 2014. - № 1. – С. 28-33
6. Сиомичев, А.В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе: автореф. канд. пс. н. : / Сиомичев А.В. – Л., 1995. – 17 с.