Методика оценки открытости в деятельности органов местного самоуправления (на примере Администрации города Хабаровска и администрации города Комсомольск-на-Амуре) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №19 (99) октябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 21.07.2015

Статья просмотрена: 661 раз

Библиографическое описание:

Безносов, А. М. Методика оценки открытости в деятельности органов местного самоуправления (на примере Администрации города Хабаровска и администрации города Комсомольск-на-Амуре) / А. М. Безносов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 19.1 (99.1). — С. 75-80. — URL: https://moluch.ru/archive/99/22407/ (дата обращения: 15.11.2024).

В процессе развития Российского общества важную роль призваны играть органы местного самоуправления (ОМСУ). Задачей данных органов является предоставление населению муниципальных услуг быстро, качественно и эффективно с неукоснительным соблюдением основных конституционных принципов и Российского законодательства. Эта задача требует от муниципальной власти открыто информировать население о порядке предоставления услуг, о своей деятельности и т.д. Как раз таки в этом и заключается основная суть принципа открытости муниципальных органов власти.

Поэтому целью нашей научной работы является разработка методики, позволяющей произвести объективную оценку открытости в деятельности органов местного самоуправления.

На основе поставленной цели, были определены следующие задачи:

1)                 разработать методику оценки открытости органов местного самоуправления;

2)                 выявить критерии открытости органов местного самоуправления для их использования в качестве коэффициентов оценки открытости при проведении расчетов;

3)                 произвести необходимые расчеты по предложенной методике оценки открытости ОМСУ и определить уровень открытости Администрации города Хабаровска и Администрации города Комсомольск – на – Амуре.

Данная методика основывается на положениях Федерального закона от 9 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

 Итак, главной составляющей разработанной методики является коэффициент открытости органов местного самоуправления, который имеет особенность интегрального показателя. Он состоит из единичных коэффициентов и рассчитывается следующим образом:

Кот = Квн + ∑(Кi + К(nd) + К(y)+ К(z)+К(p)+К(v)+ К(si)+ К(k)+ К(r)).

В зависимости от значения конечного результата коэффициента открытости органов местного самоуправления, он подразделяется на следующие уровни:

«9 баллов и более» – высокая открытость,

«5- 9 баллов» – средняя открытость,

«0 - 5 баллов» -  низкая открытость.

Необходимо отметить о том, что почти все показатели представленной методики имеют составные части в виде определенной информации, которую условно обозначили буквой (nn), и которая должна быть опубликована на сайте конкретного органа местного самоуправления. Наличие каждого из составных частей (nn) показателя отмечается 0,16;0,17 или 0,33; 0,34 балла в зависимости от самого показателя. В том случае, если какая-нибудь составная часть отсутствует, то отнимаем баллы в зависимости от значения самого коэффициента.

Так как важными оценивающими составляющими методики являются коэффициенты, рассчитаем их и применим разработанную методику на практике, а именно на примере Администрации города Хабаровска и Администрации города Комсомольска – на – Амуре.

1.                  Коэффициент взаимодействия с населением

 ,

 Где:   коэффициент ответов на обращения граждан органом местного самоуправления;

 – коэффициент граждан, обратившихся в орган местного самоуправления.

Данный коэффициент варьируется от 0 до 1 и носит зависимый характер, т.е зависит от двух основных коэффициентов. Полученные результаты применяются для рейтинга открытости органов местного самоуправления.

В администрации города Хабаровска

 = 0,92 балла

В администрации города Комсомольска – на – Амуре

 = 0,84 балла

 

2.                  Коэффициент общей информации об органе местного самоуправления в сети Интернет

Ki = ++  +  + +  ,

Где:   наименование и структуру органа местного самоуправления, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб органа местного самоуправления;

сведения о полномочиях органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанных органов, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции;

перечень подведомственных организаций, сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб подведомственных организаций;

сведения о руководителях органа местного самоуправления, его структурных подразделений, руководителях подведомственных организаций (фамилии, имена, отчества, а также при согласии указанных лиц иные сведения о них);

 - перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении органа местного самоуправления, подведомственных организаций;

сведения о средствах массовой информации, учрежденных органом местного самоуправления.

Показатель

Значение показателя

0,16

0,16

0,17

0,17

0,17

0,17

∑ (,,,, ,

1

 

При наличии показателя данного коэффициента на официальном сайте в сети Интернет отмечается в 0,16 и 0,17 баллов, чтобы в сумме получился 1 балл за комплексный коэффициент.  Если один из данных показателей отсутствует, то отнимаем баллы в зависимости от значения.

3.                  Коэффициент нормотворческой деятельности органа местного самоуправления

K(nd) = ++  +  + +  ,

Где: нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований;

информацию о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;

административные регламенты, стандарты муниципальных услуг;

установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами;

- порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых государственным органом, его территориальными органами, муниципальных правовых актов.

Показатель

Значение показателя

0,16

0,16

0,17

0,17

0,17

0,17

∑ (,,,, ,

1

 

При наличии показателя данного коэффициента на официальном сайте в сети Интернет отмечается в 0,16 и 0,17 баллов, чтобы в сумме получился 1 балл за комплексный коэффициент.

4.                  Коэффициент участия органа местного самоуправления в различных целевых и иных программах

K(y) = 0 или 1,

«0» - орган местного самоуправления не принимает участие в целевых и иных программах.

«1» - орган местного самоуправления принимает участие в целевых и иных программах.

 

5.                  Коэффициент состояния защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (разработаны программы, в которых принимают меры по обеспечению их безопасности, прогнозы, приемы и способы защиты)

К(s) = 0 или 1,

«0» - отсутствует (в программах) защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятые меры по обеспечению их безопасности.

«1» - наличие (в программах) надежной защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятые эффективные меры по обеспечению их безопасности.

 

6.                  Коэффициент проведенных проверок подведомственных организаций

K (p) = 0 или 1,

«0» - если в органе местного самоуправления не производились проверки подведомственными организациями.

«1» - если в органе местного самоуправления проводились проверки.

7.                  Коэффициент выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей органа местного самоуправления

К (v) = 0 или 1,

«0» - не имеются выступления и заявления руководителя и заместителей руководителя.

«1» - имеются выступления и заявления руководителя и заместителей руководителя.

8.                  Коэффициент статистической информации о деятельности органа местного самоуправления

K (si) = ++ ,

Где:статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа местного самоуправления;

сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств;

сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Показатель

Значение показателя

0,33

0,33

0,34

∑ (,,

1

 

 

 

 

 

 

 

При наличии статистической информации на сайте и соответственно наличие всех показателей данного коэффициента, отмечается в 0,33 и 0,34 балла, чтобы в сумме получился 1 балл за комплексный коэффициент.

9.                  Коэффициент кадрового обеспечения органа местного самоуправления

K (k) = ++  +  + +  ,

Где: порядок поступления граждан на муниципальную службу;

сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления;

квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы;

условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы;

номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в органе местного самоуправления;

перечень образовательных учреждений, подведомственных органу местного самоуправления, указанием почтовых адресов образовательных учреждений, а также номеров телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера об этих образовательных учреждениях.

Показатель

Значение показателя

0,16

0,16

0,17

0,17

0,17

0,17

∑ (,,,, ,

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Если орган местного самоуправления оснащен кадровым потенциалом и на сайте освещены все пункты показателей, то за каждый показатель получаем 0,16 или 0,17 балла в зависимости от показателя. В результате коэффициент должен быть равен 1 баллу.

За все вышеперечисленные показатели и их составные части можно получить максимум 9 баллов, что говорит об отличном оснащении сайта необходимой информацией и высоком уровне открытости конкретного органа местного самоуправления.

Важно отметить, что при проведении расчетов прослеживается следующая динамика: если при расчетах отсутствует тот или иной показатель или он достаточно низкий, то коэффициент открытости соответственно уменьшается; если же показатели высокие, то и уровень открытости увеличивается.

Таким образом, применив данную методику на практике и рассчитав все коэффициенты открытости, мы получили результаты открытости Администрации города Хабаровска и Администрации города Комсомольска – на – Амуре.

Кот (Хабаровск) = + ∑(1 + 0,67 + 1+ 1+1+1+ 0,67+ 1) = 8, 26 баллов

Кот (Комсомольск – на – Амуре) = + ∑(1 + 0,83 + 1+ 1+0+1+ 1+ 1) = 7, 67 баллов

Таким образом, предложенная методика имеет практическое значение, так как может использоваться для объективной оценки открытости органов местного самоуправления в различных муниципальных образованиях, а также она позволит проводить сравнительный анализ уровня открытости и позволит выявлять, какой показатель нуждается в повышении, для обеспечения наилучшей прозрачности органов местного самоуправления.

 

Литература:

1.                  Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.

2.                  Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ // Российская газета. – 2003. – № 202.

3.                  О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ: Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2006. – №19. – Ст. 2060.

4.                  Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2009. №7. Ст. 776.

5.                  Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 г. №149-ФЗ // Российская газета.– 2006. – №165.

6.                  Газенпуд, А. Ф. Конституционно-правовое положение и основные принципы организации деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации / А. Ф. Газенпуд // Вестник ЧелГУ. – 2014. – №1. – С.7-11.

7.                  Гасумова, С. Е. К проблеме информационной открытости органов местного самоуправления / С. Е. Гасумова // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2012. – №1. – С.92-102.

8.                  Гришаева, Ю. И. Информационная открытость как принцип организации и деятельности местного самоуправления в России / Ю. И. Гришаева // Вестник ЧелГУ. – 2010. – №12. – С.43-49.

9.                  Ермаков, В.Г. К вопросу о реализации Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / В. Г. Ермаков // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. – 2012. – №4. – С. 30-34.

10.              Михеев, Д. С. Открытость в местном самоуправлении через призму конституционных положений / Д. С. Михеев // Евразийская адвокатура. – 2013. – №4 (5). – С.81-83.

11.              Алякина, Н.В. Проблемы информационной открытости органов местного самоуправления / Н. В. Алякина // Юридическая техника. – 2010. – №4.– С.66-71.

12.              Беркович, Е. Ф. Законность – конституционный принцип местного самоуправления в Российской Федерации / Е. Ф. Беркович // Ростов-на-Дону : ГОУ ВПО «РГУ». – 2014. – 214 с.

13.              Ефремова, Т. Д. Принципы правоприменительной деятельности местного самоуправления как основополагающие идеи, определяющие ее содержание и результаты / Т. Д. Ефремова // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2010. – №2 (13). – С.76-81.

14.              Михеев, Д. С. Открытость в местном самоуправлении через призму конституционных положений / Д. С. Михеев // Евразийская адвокатура. – 2013. – №4 (5). – С.81-83.

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, балл, показатель, значение показателя, орган, комплексный коэффициент, коэффициент, Комсомольск, официальный сайт, статистическая информация.


Похожие статьи

Проблемы реализации полномочий муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере муниципального образования г. Екатеринбурга)

Анализ современного состояния и тенденции развития финансового контроля (на примере Департамента финансов Администрации муниципального образования Приуральский район)

Актуальность и проблематика систем городского управления (на примере деятельности административно-территориального управления Фрунзенского района г. Владивостока)

Проблемы и практика разработки программы развития муниципальных кадров на примере органа местного самоуправления Джидинского района Республики Бурятия

Полномочия органов местного самоуправления в области экологии (на примере Самарской области)

Основные направления воспитательной работы при реализации региональной концепции непрерывного экологического образования (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Индикаторы эффективной деятельности образовательной организации среднего профессионального образования (на примере работы Тайгинского института железнодорожного транспорта — филиала ОмГУПС)

Муниципальный служащий: понятие, статус, профессиональная подготовка (на примере администрации Находкинского городского округа, г. Находка)

Проблемы и перспективы совершенствования нормотворческой деятельности правоохранительных органов (на примере МВД РФ и ФСИН России)

Оценка влияния выбора режима налогообложения на развитие агропромышленного комплекса на территории РФ на примере ЗАО «Птицефабрика «Оренбургская»

Похожие статьи

Проблемы реализации полномочий муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере муниципального образования г. Екатеринбурга)

Анализ современного состояния и тенденции развития финансового контроля (на примере Департамента финансов Администрации муниципального образования Приуральский район)

Актуальность и проблематика систем городского управления (на примере деятельности административно-территориального управления Фрунзенского района г. Владивостока)

Проблемы и практика разработки программы развития муниципальных кадров на примере органа местного самоуправления Джидинского района Республики Бурятия

Полномочия органов местного самоуправления в области экологии (на примере Самарской области)

Основные направления воспитательной работы при реализации региональной концепции непрерывного экологического образования (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Индикаторы эффективной деятельности образовательной организации среднего профессионального образования (на примере работы Тайгинского института железнодорожного транспорта — филиала ОмГУПС)

Муниципальный служащий: понятие, статус, профессиональная подготовка (на примере администрации Находкинского городского округа, г. Находка)

Проблемы и перспективы совершенствования нормотворческой деятельности правоохранительных органов (на примере МВД РФ и ФСИН России)

Оценка влияния выбора режима налогообложения на развитие агропромышленного комплекса на территории РФ на примере ЗАО «Птицефабрика «Оренбургская»

Задать вопрос