Дискурс является важным моментом человеческой жизни «в языке», того, что Б. М. Гаспаров называет языковым существованием: «Всякий акт употребления языка – будь то произведение высокой ценности или мимолетная реплика в диалоге – представляет собой частицу непрерывно движущегося потока человеческого опыта» [1, с. 209]. В нашем исследовании мы рассматриваем дискурс круглого стола как конкретное коммуникативное событие, которое играет немаловажную роль в речевом общении политиков, культурных деятелей, представителей научного сообщества, молодежных, религиозных организаций и других организаций играет такая форма речевого общения. Однако, не смотря на значительную роль данной формы общения в современной жизни общества, в исследованиях последних десятилетий коммуникации круглого стола не уделяется должного внимания.
Круглый стол – форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов с равными правами участников; представление о круглом столе как символе равенства и благородства восходит к легендам о короле Артуре и рыцарях круглого стола; форма стола символизировала равенство всех рыцарей [7].
Цель круглого стола – расширить спектр мнений по выбранной проблеме, обсудить неясные и спорные моменты, достичь консенсуса.
Мы рассматриваем круглый стол как сложное речевое событие, к которым относят речевые события, маркированные как явления общественного характера, которые специально планируются и контролируются (например, совещание, инаугурация, коронация) [5, с. 128].
Целью данного исследования является выявление тактик, реализующихся в коммуникации круглого стола.
Материалом нашего исследования послужили материалы круглого стола «The Men Behind the Curtain: A GQ TV Roundtable», где обсуждалось будущее телевидения и особенности работы сценаристов [8]. Участниками являются Дэвид Милч, сценарист и телевизионный продюсер, Мэттью Вайнер, режиссёр и сценарист, и Винс Гиллиган, сценарист и кинорежиссер. В качестве модератора круглого стола выступает корреспондент журнала GQ Бретт Мартин.
Успешность коммуникации круглого стола во многом зависит от выбора стратегий и тактик коммуникантов. Мы вслед за О.С. Иссерс под стратегией понимаем некоторую последовательность речевых действий, организованных в зависимости от цели взаимодействия; когнитивный план общения, посредством которого контролируется оптимальное решение коммуникативных задач говорящего [4, с. 105]. Тактика в данном исследовании рассматривается как речевой прием, позволяющий достичь поставленных целей в конкретной ситуации [2, с. 23].
Для дискурса круглого стола определенный интерес представляет стратегии на понижение и повышение. По мнению О.Л. Михалевой, стратегия на повышение характеризуется желанием говорящего представить объект высказывания в выгодном свете. В то время как стратегия на понижение характеризуется как эксплицитным, так и имплицитным выражением отрицательного отношения говорящего к предмету высказывания. Реализация той или иной стратегии происходит за счет тактик, которые представляют собой конкретный этап реализации коммуникативной стратегии, для которого характерен определенный набор приемов, определяющих использование тех или иных языковых средств [6, c 58.].
Исследование материалов круглого стола позволило выделить ряд тактик, к которым прибегают участники данного речевого события. Рассмотрим пример, демонстрирующий использование тактики согласия:
(1)Matthew Weiner: I loved Andy Richter Controls the Universe. When I got there as a writer, it was D.O.A. They were like, "They're letting us make a few more, and they're giving us a chance." Really? They put us on Sunday night against The Sopranos in December. I don't think they're interested in us succeeding.
David Milch: It was a sacrificial lamb.
Matthew Weiner: Yeah, exactly. Why not just run a Magic Bullet commercial?
Использование уточнительного наречия exactly указывает на то, что Мэттью Вайнер полностью разделяет точку зрения говорящего.
Абсолютное согласие с говорящим также иллюстрирует следующий пример:
(2)GQ: Do we all agree that The Sopranos was an important moment in the transformation of TV?
Vince Gilligan: Oh, absolutely. Breaking Bad couldn't exist without The Sopranos.
С помощью наречия absolutely говорящий выражает субъективную оценку полного согласия с высказыванием собеседника.
Коммуниканты данного круглого стола иногда выражают частичное согласие с говорящим:
(3) GQ: Were you constantly frustrated, creatively?
Matthew Weiner: Got to eat with both hands.
David Milch: That's right. But I guess I've written 300 scripts, and I couldn't write the first 250 again. No way. It's a younger man's game.
В данном высказывании Дэвид Милч подтверждает мнение говорящего, но считает необходимым внести некоторые коррективы.
Тактика фамильярности также используется участниками данного речевого события. Говорящие активно используют сниженную лексику, с целью сокращения дистанции в общении.
Например:
(4) And it's not them. It's not the human beings. Sometimes you're just distracted by bullshit.
(5) Just let me do the fucking thing myself.
(6)You try and fuck with that, but it's still based on that shape. It's like playing jazz.
Тактика комплементарности является средством выражения благодарности, признания авторитета слушающего. Так, в следующих примерах Винс Гиллиган выражает своё восхищение работой Мэттью Вайнера в качестве сценариста, говоря о том, что он «снимает перед ним шляпу»:
(7) Vince Gilligan: But I recall times when I would rewrite someone else's script and I would miss out on some money but, worse, know that the world wasn't going to know the work I'd done. If you're going to stick to tradition and suffer in silence and it's going to give you an early heart attack, why do it? So I'm impressed. Hats off to you, Matt.
(8) I have the greatest respect for what you're doing, “because the grind...it's inhuman.”
Стратегия на повышение также реализуется тактикой анализ - «плюс». На вопрос о том, нравится ли сценаристам участвовать в процессе съемки фильма, Мэттью Вайнер выражает свое положительное отношение к рассматриваемой ситуации, сравнивая процесс съемки с проектированием и строительством зданий:
(9) GQ: Do you enjoy the physical side of your jobs—actually filming the show?
Matthew Weiner: To have your work shot—it's an experience that nobody else gets to know. <...> Everyone here—we're drawing plans, and then we build the building.
Участники круглого стола вместе с использованием тактики анализ - «плюс», прибегают и к тактике презентации. Например, в своем высказывании Винс Гиллиган представляет актера Браина Крэнстона в положительном свете, используя лексические единицы с положительной коннотацией soverylucky; a pretty good, рассказывает о положительных качествах актера:
(10)GQ: The other side of having a strong central characters is that you end up, on some level, sharing authorship with an actor. Does that cause problems?
Vince Gilligan: I’m so very lucky to be working with Bryan Cranston, an actor who is not afraid to look bad. We all have stories of actors who will come to you and say, "Gee, this scene you've written here, don't you think my character would have more dialogue?" They'll give you artist pretenses, but the nut of it is "My character is too much of a shit here." Or "He's too weak here." Bryan isn't afraid to be photographed in his underpants time and time again. That's a pretty good physicalization of his fearlessness.
Наряду с реализацией стратегии на повышение участники круглого стола используют стратегию на понижение. Стратегия на понижение связана с формированием отрицательной оценки объекта. Данная стратегия представлена тактикой анализ- «минус» [6, с. 59].
Обратимся к материалу исследования:
(11) GQ: What's the opposite? What makes a toxic writers' room?
Matthew Weiner: People fighting for control. People fighting for Daddy's attention. I write about it all the time. We have that scene in the episode "The Suitcase" with Don yelling at Peggy for complaining about not getting enough credit. I tried to explain to people that I was both of those people.
В данном высказывании Меттью Вайнер использует тактику анализ - «минус», высказывая свое негативное мнение о взаимоотношениях в сообществе сценаристов.
Приведем ещё один пример тактики анализ - «минус»:
(12) It takes time. It started out when movies were the movies and TV was this bastard stepchild.
В данном высказывании Винс Гиллиган говорит о роли телесериалов в мире кино. Высказывая свое мнение, он использует метафору bastardstepchild – «незаконнорожденный (ублюдочный) пасынок», эксплицитно выражая отношение к сложившейся ситуации.
Ярким примером тактики анализ – «минус» является ответ Дэвида Милча на высказывание Мэттью Вайнера о незаинтересованности продюсеров в успехе их сериала:
(13) Matthew Weiner: They put us on Sunday night against The Sopranos in December. I don't think they're interested in us succeeding.
David Milch: It was a sacrificial lamb.
Используя метафору sacrificial lamb – «жертвенный агнец», Девид Милч показывает свое негативное отношение к действиям продюсеров сериала.
Таким образом, исследование дискурсивных тактик круглого стола, реализующих стратегии на повышение и понижение, мы пришли к выводу, что дискурсивное пространство круглого стола «The Men Behind the Curtain: A GQ TV Roundtable» обнаруживает использование следующих тактик: «согласие», «комплимент», «частичное согласие», «презентация», «фамильярность», анализ - «плюс»» и анализ - «минус». Как показывает исследование, участники данного коммуникативного события гораздо чаще прибегают к тактикам, реализующим стратегию на повышение.
Литература:
1. Гаспаров Б. М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. - М.: Нов. Лит. обозрение, 1996. - 352 с.
2. Гойхман О.Я. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. проф. О. Я. Гойхмана. — М.: ИНФРА-М, 1997. — 272 с.
3. Гольдин В.Е. Имена речевых событий поступков и жанры русской речи // Жанры Речи. – Саратов, 1997.- с. 23-24.
4. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. — М.: ЛКИ, 2012. — 299 с.
5. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – Москва: Гнозис, 2004, 2004. – 390 с.
6. Михалева О.Л. Политический дискурс. Специфика манипулятивного воздействия. М.: Либроком, 2009. - 256 с.
7. Круглый стол. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://tolkslovar.ru/k11856.html
8. Материалы круглого стола стола «The Men Behind the Curtain: A GQ TV Roundtable» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gq.com/entertainment/movies-and-tv/201206/roundtable-discussion