Актуальность данной работы состоит в первую очередь в том, что развитие внутреннего туризма рассматривается как важнейшее направление экономики региона. Это подтверждается программами развития внутреннего и въездного туризма. А также актуальность определяется эффективностью использования ресурсов Хабаровского края в экономических целях.
Суть представленного бизнес проекта: предоставление услуг оздоровительной направленности в минеральном источнике «Теплый Ключ» и организация отдыха для людей, ведущих здоровый образ жизни.
Общая стоимость проекта составляет 14,5 млн. руб.
Практическая значимость обусловлена созданием проекта оздоровительного комплекса для жителей Хабаровского края и конкретно для проживающих в территориальной близости к минеральному источнику.
Цели создания проекта: внесение вклада в развитие туристской инфраструктуры Хабаровского края; приобщение жителей Хабаровского и Вяземского районов к здоровому образу жизни; оказание профилактических процедур людям, имеющим заболевания кожи и подкожной клетчатки; пополнение муниципального бюджета в виде налоговых отчислений.
Задачи: провести анализ дел в отрасли, определить вид спроса и емкость рынка; провести анализ потребителей услуги, как индивидуальных, так и корпоративных; сформировать ассортиментную политику; анализ конкурентной среды; составить план маркетинга и бюджет маркетинга; определить организационный план; составить план производства; провести финансовый анализ; оценить возможные риски.
Методы исследований, используемые в ходе создания проекта:
1. PEST – анализ;
PEST – анализ выявил следующие основные моменты:
Основные минусы:
- Не предоставление в постоянное (бессрочное) пользование земли;
- Невозможность отклонения от намеченного плана;
- Уменьшение покупательской способности из-за инфляционных процессов;
- Уменьшение количества экономически активного населения и увеличение количества безработных (2014 г.);
- Увеличение налоговых выплат с з/п.
Основные плюсы:
- Возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных (муниципальных) нужд;
- За счет запрета на выезд за рубеж чиновников 2014 г. – увеличение интереса к внутренним туристским продуктам; умеренное снижение ставки рефинансирования;
- Участие в государственной программе «Развитие здравоохранения Хабаровского края»;
- Вправе выбирать систему налогообложения.
Решения:
- Аренда земельного участка у муниципалитета сроком не более чем на 7 лет (статья 70.1 ЗК РФ);
- Правильно разработанный план действий поэтапно и сроки исполнения этапов;
- При регистрации ИП можно перейти на УСН – упрощенная система налогообложения.
2. SWOT – анализ;
SWOT – анализ показал, что положительными сторонами проекта можно назвать: 1. Предприятия – конкуренты находятся в определенной удаленности от целевой аудитории; 2. Минеральный источник «Теплый ключ» уже известен жителям Хабаровского края. 3. Сопоставимо с конкурентами низкая стоимость на предоставляемые услуги. Слабые стороны заключаются в том, что земля – собственность государства, возможна только аренда и относительно плохое качество дороги. Возможности: расширение предоставляемых услуг на территории оздоровительного комплекса (строительство санатория – профилактория и т.д.), заинтересованность Правительства Хабаровского края в развитии внутреннего и въездного туризма.
3. Изучение потребителей (на основе статистических данных по кожным заболеваниям: количество, виды заболеваний, в отношении которых допустимы услуги профилактического характера).
Согласно статистике на 1 января 2014 г. В Хабаровском и Вяземском районах в возрасте от 40 до 60 лет проживают 27 339 мужчин и женщин.
Данные Минздрава Хабаровского края показывают, что на каждую 1000 проживающих в крае человек приходится 54,2 людей, имеющих болезни кожи и подкожной клетчатки. Это 5,42%.
Таким образом, можно предположить, что 5,42% от 27339 – количество людей, имеющих такие заболевания в возрасте от 40 до 60 лет, и составляет 1482 человека.
4. Опрос потенциальных потребителей туристской услуги
В ходе прохождения практики в компании Вояж, был проведен опрос потребителей компании на предмет выявления их желания и возможностей в использовании предлагаемого продукта.
5. Опрос корпоративных клиентов
Были проведены встречи с представителями трех компании на предмет заинтересованности в услуге.
6. Сбор фактической информации по проекту (цены на закупы у поставщиков, сбор информации с сайта «Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю»).
Оздоровительный комплекс «Теплый ключ» расположен на территории в 0,5 Га или 5000 м2. На территории расположены: административное здание (дом из бруса), 6 беседок, парковка на 15 автомобилей, площадка для проведения игр (рис.1.).
Рис.1. План-схема территории ОК «Теплый Ключ»
Административное здание представляет собой двухэтажное строение из бруса и включает в себя как гостевую зону, так и раздевалки, душевые комнаты и т.д.
Для оптимального функционирования предприятия понадобится 14 штатных единиц, включающих административный персонала (управленческий), мед персонал, обслуживающий персонал.
Свод затрат. Единовременные затраты (12,8 млн. руб.) включают в себя строительство здания, оргтехника, полное оснащение комплекса. Постоянные затраты (9,4 млн. руб.) составляют: аренда земли, реклама, утилизация ламп и т.д. Переменные затраты (покупка дезинфицирующих, хозяйственных средств и др.) – 3,5 млн. руб.
В рамках работы были просчитаны производственные мощности для каждой услуги. Но естественно и целесообразно считать, что предприятие начинает свою работу с 30% загрузки, а иногда и с 20. Также были учтены низкие сезоны, для нашего предприятия это июль, август. К концу первого года планируется выйти на 65% загрузки (рис.2.).
Рис.2. Прогноз объема производства
Стоимость посещения оздоровительного комплекса 300 рублей. За эту стоимость посетитель может воспользоваться охраняемым парковочным местом, выдается полотенце и разовые тапочки, есть душевая и индивидуальные шкафчики для хранения вещей, также непосредственное купание в источнике и неограниченное нахождение на территории оздоровительного комплекса.
Помимо основной услуги посетители могут выпить кислородные коктейли или другие напитки на выбор, воспользоваться услугой аренды беседок. Для корпоративных клиентов создаются специальные пакеты и имеется площадка для проведения тимбилдинга.
В рамках работы был проведен финансовый анализ и рассчитаны основные показатели.
· Срок окупаемости инвестиций.
Сокупмес. = 4 года.
· Показатель рентабельности за 2015 год.
- Рентабельность продукции
Rпрод
- Рентабельность инвестиций
Rинвест
- Коммерческая рентабельность
Rком
· Коэффициент общей ликвидности 2015:
=3,56
Как можно определить из расчетов коммерческая рентабельность не является привлекательной для потенциальных инвесторов, но можно ее повысить, если получить дотацию от государства в рамках целевой программы. И, конечно, сейчас с высоким уровнем курса доллара многие туристы предпочитают выбирать внутренние туры и начинают обращать внимание на внутри региональные продукты, поэтому данный проект можно считать успешным.
Литература:
1. Бизнес-планирование [Текст]: учебник / В. М. Попов [и др.]. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 480 с.
2. Бизнес-планирование в индустрии гостеприимства [Текст] : учеб. пособие / М. В. Виноградова [и др.]. – 2-е изд. – М.: ИТК «Дашков и К», 2010. – 280 с.
3. Виноградова, М. В. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса [Текст]: учеб. пособие / М. В. Виноградова, З. И. Панина – 4-е изд. – М.: ИТК «Дашков и К», 2007. – 464 с.