Арт-студия «Исцеляющее искусство» как пространство для развития личности и форма обучения студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №19 (99) октябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 21.07.2015

Статья просмотрена: 2088 раз

Библиографическое описание:

Тарасова, Д. А. Арт-студия «Исцеляющее искусство» как пространство для развития личности и форма обучения студентов / Д. А. Тарасова, Е. С. Чернов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 19.1 (99.1). — С. 143-145. — URL: https://moluch.ru/archive/99/22443/ (дата обращения: 18.12.2024).

Искусство дает крылья и уносит далеко-далеко! Кому надоела грязь, мелкие грошовые интересы, кто возмущен, оскорблен и негодует, тот может найти покой и удовлетворение только в прекрасном.

Антон Павлович Чехов

 

Студенческий научно-исследовательский проект «Арт-студия «Исцеляющее искусство» отражает, прежде всего, вопросы актуальности создания специально оборудованного пространства, гармонично сочетающего в себе одновременно рабочую и релаксационную зоны, предназначенного для обучения студентов техникам арт-терапевтического направления с возможностью самостоятельной групповой и индивидуальной работы в нем. Рассматривая арт-терапию как прогрессивное и перспективное направление работы, авторы отмечают ее важную роль в вопросах развития и воспитания личности: речь идет о самоактуализации, самореализации, развитии творческого мышления, эмпатии и воображения, профессиональном и личностном росте, профилактике эмоционального выгорания, актуализации ресурсов личности. Также в проекте подчеркнут план дальнейшего развития арт-студии – это расширение ее деятельности и создание волонтерского движения компетентных студентов-психологов, готовых оказывать помощь в коррекционных и реабилитационных учреждениях г. Хабаровска.

Ключевые слова: арт-терапия, арт-студия, искусство, рабочее пространство, развитие личности, личностные ресурсы, волонтеры, art-therapy, art-studio, art, workspace, personal development, personal resources, volunteers.

Актуальность темы исследования определяется повышенным интересом к арт-терапии, основная цель которой состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Проект по созданию и поддержке арт-студии «Исцеляющее искусство» дает возможность не только направленно и экологично в компетентной среде работать с личностью, уделяя внимание в первую очередь ее состояниям и развитию, не только создает условия для приобретения важных профессиональных знаний и навыков студентами-психологами, но и способствует формированию психологической культуры на Дальнем Востоке.

Объектом исследования выступает арт-студия как пространство и формат обучения, предметом - личностное развитие студентов в процессе арт-терапевтического взаимодействия и их последующая профессионализация в рамках арт-студии.

Цель работы – демонстрация результатов и плана деятельности арт-студии «Исцеляющее искусство» как одного из ведущих направлений научно-практической деятельности студентов ДВГМУ. Направление работы такого формата предполагает решение ряда задач: 1) Создание условий для организации художественно-эстетической деятельности студентов; 2) Обеспечение возможности выхода негативных состояний в социально одобряемой форме; 3) Использование невербальных средств для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений; 4) Развитие чувства внутреннего контроля при работе с различными материалами; 5) Развитие способности к отслеживанию и выражению мыслей и чувств; 6) Развитие художественных способностей и способствование повышению самооценки.

Работа представляет большую практическую значимость, так как ориентирована на решение конкретных практических задач, при этом предполагает постоянный исследовательский компонент. Главным достижением работы арт - студии является то, что каждый ее участник приобретает ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углубленное самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост.

В настоящий момент времени арт-терапия является направлением в психотерапии, построенным на принципе работы с различными видами искусства. Причем сейчас данное направление медленно, но постепенно развивается в России, в частности, даже на Дальнем Востоке, хотя настоящих и грамотных специалистов в этой сфере мало. Работа в арт-терапевтическом ключе позволяет проводить профилактику, коррекцию, терапию, совмещая эти виды деятельности с консультированием и просветительской работой психолога. К тому же, спектр используемых техник и материалов расширяется с каждым годом.

Сегодня быстро развивается медицинская арт-терапия, ориентированная на оказание помощи пациентам с самыми разными заболеваниями внутренних органов, что связано с распространением биопсихосоциальной модели, основанной на признании важной роли не только физических/биологических, но и психосоциальных факторов в развитии и лечении различных заболеваний. Как показали исследования Люсбринк, арт-терапия затрагивает сложный континуум экспрессивных терапий (КЭТ), включающий несколько уровней экспрессии: кинестетический-сенсорный, перцептивный-аффективный и когнитивный-символический. Они связаны с определенными структурами и функциями мозга, участвующими в переработке различной информации (сенсорной, эмоциональной, понятийной, символической) и могут быть в разной степени активизированы, в зависимости от конкретных видов изобразительной деятельности, к которым прибегает пациент в ходе арт-терапевтических занятий (спонтанно или под руководством специалиста).

Однако, фрагментарно все нюансы правильной психологической технологии уловить невозможно, поэтому со временем при знакомстве с арт-терапией возникает потребность изучать ее методы и подходы более направлено, не мозаично, а системно и последовательно. Тем не менее, не только данная потребность стала причиной создания нашей арт-студии «Исцеляющее искусство». Зачастую, материалы и техники, инструментарий, которые разрабатываются либо адаптируются для психологической арт-терапевтической работы, используются не экологично людьми, далекими от психологической практики в целом, либо некомпетентными в этой области психологами. Таким образом, арт-студия в первую очередь со стороны ее создателей представляется как сообщество «начинающих» психологов под чутким руководством компетентных, грамотных специалистов-психологов, которые имеют огромный практический опыт, теоретический багаж знаний, различные умения и навыки, полученные в результате обучения и на семинарах специалистов России и Европы, и современную педагогическую направленность. Еще одним важным моментом в организации работы арт-студии является возможность использования профессионального инструментария, который полностью соответствует требованиям к работе и психологическим стандартам.

Все три особенности (систематичность и полнота получения, усвоения знаний, грамотность и компетентность ведущих специалистов и наличие профессионального инструментария) заведомо определяют квалифицированность и успешность работы и обучения студентов-психологов в арт-студии «Исцеляющее искусство» на базе учебно-практической психологической лаборатории ДВГМУ.

Так выглядят принципы построения арт-студии со стороны организаторов. Со стороны участников, гостей арт-студии причины создания такого формата работы и обучения демонстрируются, скорее, в другом аспекте. Во-первых, это возможность для всех желающих получить опыт группового либо индивидуального психологического взаимодействия, построенного на принципе субъект-субъектного типа взаимоотношений. Во-вторых, это вариант свободного и открытого не директивного способа организации творческого пространства, допускающего работу в группе либо уединение при работе. В-третьих, что в первую очередь важно для студентов – клинических психологов ДВГМУ, это реальная возможность пополнить свой запас профессиональных знаний, умений и навыков, обеспечить себе профессиональный и личностный рост, ознакомиться с новыми методами работы и поделиться своим опытом с другими участниками арт-студии с дальнейшим обсуждением результатов. Тонкость профессиональной психологической работы специалиста-психолога заключается в том, что до того, как приступить к оказанию помощи другим людям, ему требуется понимание себя, процессов своего внутреннего мира, осознание своих психологических защит, своих проблемных зон, и, конечно, необходима способность искать позитивные стороны своей личности и ресурсы в себе, что, безусловно, поможет в будущей профессиональной деятельности.

Официальный статус арт-студия «Исцеляющее искусство» приобрела в сентябре 2014 года, однако работа на базе учебно-практической психологической лаборатории ДВГМУ активно проводилась уже в 2013 году.

В настоящее время арт-студия «Исцеляющее искусство» функционирует систематически со стабильным расписанием, в котором учтены заранее потребности индивидуальной и групповой работы.

В арт-студии есть практически весь набор необходимых для работы материалов и сопутствующий инструментарий. Специалисты и участники имеют возможность работать со следующими материалами:

•          Песок (SandPlay (Юнганская песочница), работа на световых столах)

•          Метафорические ассоциативные карты, спектрокарты

•          Готовые проформы мандал или заготовки для их создания

•          Краски (акварельные, гуашь, масляные и т.д.)

•          Карандаши, мелки и пастель

•          Пластилин, глина, пластика, тесто

•          Камни (элементы литотерапии, стоунтерапии)

•          Бумага, картон, журналы (коллажи, аппликации)

•          Стёкла

•          Зеркала

•          Различные вспомогательные средства (кисти, дыроколы и т.д.)

Также для осуществления некоторых видов работ используется компьютерная техника, фото- и видеоаппаратура. В качестве дополнительных средств используется также музыкальное оборудование.

Участники арт-студии, посредством использования различных арт-терапевтических техник, овладевают приемами и методами работы с материалами и через собственный опыт, более предметно оценивают их терапевтические свойства, анализируют освоенные методы. Результатом контакта участников арт-студии с изобразительными средствами и материалами в процессе спонтанной творческой деятельности являются различные способы самовыражения, проявления бессознательного, символические образы, отраженные в изобразительном продукте. Это не только рисунки, живопись, но и композиции из различных природных и поделочных материалов, коллажи, инсталляции, анимации, продукты литературного творчества, музыка, пение, театральная постановка, танец, и т.д.

Как у достойного и перспективного проекта у арт-студии есть план дальнейшего развития. И прежде всего можно выделить два приоритетных направления:

1.         Расширение деятельности арт-студии, привлечение студентов младших курсов медико-гуманитарного факультета и других вузов, обогащение ее новым оборудованием и инструментарием, необходимым для работы в арт-терапевтическом направлении;

2.         Создание волонтерского движения из состава участников арт-студии, которые являются компетентными специалистами в области арт-терапии, для оказания квалифицированной психологической помощи в коррекционных и реабилитационных Центрах г. Хабаровска, детских учреждениях, больницах и клиниках.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что арт-студия «Исцеляющее искусство» - перспективный проект и пространство для творчества, сочетающее в себе одновременно комфорт рабочей и релаксационной зон, форма обучения и изучения себя и мира, способствующая личностному и профессиональному развитию и росту, накоплению позитивного опыта, самореализации и самоактуализации. Арт-студия дает возможности для развития творческого мышления, эмпатии, воображения, поиска и формирования ресурсов личности, обеспечивает профилактику профессионального и эмоционального выгорания, алекситимии, способствует коррекции и терапии стрессовых состояний. Работа в арт-студии – потенциальное направление в развитии личности, охватывающее возможности проработки личных ситуаций, расширения профессиональных компетенций, формирования психологичности мышления студентов-психологов и установок на позитивное восприятие жизни, самосознания и самопринятия. Арт-терапия – ключевое понятие всей работы – это лекарство, которое не имеет побочных эффектов и возрастных ограничений; это ресурсная технология, которая способна в умелых руках стать исцеляющим средством.

Основные термины (генерируются автоматически): работа, личностный рост, арт-терапевтическое направление, волонтерское движение, дальнейшее развитие, Дальний Восток, перспективный проект, профессиональный инструментарий, релаксационная зона, творческое мышление.


Похожие статьи

Музей-мастерская как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

Образовательное событие «Музей Земли» как форма оценки образовательных результатов воспитанников

Контекстуальные основы средового лофт-комплекса «Мельница»

Тренинг «Педагогическая рефлексия» как многофункциональный метод преднамеренных изменений личности педагогов ДОО

«Педагогическая гостиная» как инновационная форма психолого-педагогического просвещения родителей в вопросах гендерного воспитания детей

Стимуляция исследовательской деятельности школьников в проекте «Экоидея»

Социокультурный образовательный центр «Ӕмбастдзинад» как ресурс успешной социализации сельских школьников

Музей «Русская матрешка» как средство приобщения дошкольников к народной культуре

Программа «Умное поколение» как способ развития способностей учащихся (на примере курса развития творческого мышления)

Виртуальная электронная тетрадь как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Похожие статьи

Музей-мастерская как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

Образовательное событие «Музей Земли» как форма оценки образовательных результатов воспитанников

Контекстуальные основы средового лофт-комплекса «Мельница»

Тренинг «Педагогическая рефлексия» как многофункциональный метод преднамеренных изменений личности педагогов ДОО

«Педагогическая гостиная» как инновационная форма психолого-педагогического просвещения родителей в вопросах гендерного воспитания детей

Стимуляция исследовательской деятельности школьников в проекте «Экоидея»

Социокультурный образовательный центр «Ӕмбастдзинад» как ресурс успешной социализации сельских школьников

Музей «Русская матрешка» как средство приобщения дошкольников к народной культуре

Программа «Умное поколение» как способ развития способностей учащихся (на примере курса развития творческого мышления)

Виртуальная электронная тетрадь как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Задать вопрос