Одна из основных тенденций современной науки является ее экологизация. Сегодня усиливается процесс внедрения идей сохранения природы и устойчивой окружающей среды, проникновение экологических представлений и концепций в сложившуюся систему науки. Для современной педагогики в большой степени характерна междисциплинарная экологизация – выявление знаний о взаимоотношениях человека и природы в системе знаний о воспитании человека
Возникновение экологической педагогики потверждает усиление статуса интегративных тенценции в динамике развития науки в целом (экологическая педагогика возникла на стыке социальной экологии и педагогики с психологией). В ее рамках отчетливо выражено стремление науки к преодолению разрыва между естественнонаучным и гуманитарным знанием.
В.И. Вернадский еще в 30-х годах ХХ века предвидел реальность стирания граней между отдельными науками, целесообразность для ученых специализироваться не по наукам, а по проблемам [1].
Экологическая педагогика может служить примером смены традиционного дисциплинарного подхода проблемным (решение проблемы экологического воспитания человека).
Стремление через гуманизацию преодолевать разделение между естествознанием, технознанием и человекознанием находит свое выражение и в экологической педагогике.
В свою очередь сегодня в экологический анализ включается множество вопросов, которые традиционно считались компетенцией педагогики [2].
Понятие экологической педагогики в отличии от классической педагогики последовательно выводится из понятий экологизация образования, экологическое образование, экологическое воспитание, экологическая культура.
Экологизация образования рассматривается, как: включение экологических аспектов во все образовательные предметы, экологизация процесса обучения, экологизация среды образовательного учреждения, экологизация взаимоотношений учитель-ученик (Н.М. Мамедов); включение в учебные планы интегрированных экологических курсов (В.В. Николина); транслирование в содержание учебного предмета экологического стиля мышления, а не фактов, относящихся к объектной области экологии (А.Ю. Либеров); насыщение содержания образования экологическими знаниями, выработка экологической культуры, умений и навыков практической деятельности по реализации принципов экологической политики (Л.М. Зайцева); процесс проникновения экологических идей, понятий, подходов в другие дисциплины, а также подготовка экологически грамотных специалистов самого различного профиля (Н.А. Бирюкова) [3].
В глобальном научно-образовательном пространстве «экологизация каждой науки может принести большую образовательную пользу» [4].
Исследователи И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина, Л. П. Салеева, Л. В. Моисеева и др. рассматривают экологическое воспитание в качестве составляющей экологического образования. Суть данного процесса, с их точки зрения, сводится к формированию качеств личности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природной и социальной среде. Следует отметить, что Н. Н. Моисеев, анализируя в работе "Экология и образование" соотношение двух данных процессов, отмечает, что экологическое воспитание невозможно без экологического образования, и поэтому образование должно развиваться в контексте воспитания, тем более что знания сами по себе еще не определяют направленность деятельности человека [5].
Экологическое воспитание – это процесс социализации личности (поколения) путем передачи в ряду поколений экологической культуры как социального опыта. В рамках данного процесса осуществляется формирование социально ценных убеждений, форм поведения и эмоционального опыта в области охраны природы, среды жизни и здоровья [6].
Понятие «экологическая педагогика» в научно-педагогической литературе определяется по-разному. Например, основатель научной школы «Экологическая педагогика», профессор Л.В. Моисеева отмечает, что «экологическая педагогика это отрасль педагогической науки, изучающая закономерности формирования экологичной личности, характеризующейся экологической воспитанностью, экологическим мировоззрением, экологическим сознанием, экологическим мышлением, экологической культурой» [7].
В трактовке Л.В. Моисеевой объектом экологической педагогики является процесс экологического образования, а предметом экологической педагогики — законы и закономерности экологического образования, в том числе факты, механизмы, закономерности формирования экологичной личности, обладающей экологическими знаниями, умениями, отношениями на основе закона о коэволюционном развитии как оптимальном взаимодействии Человека и изменяемой им природной среды.
В работе С.В. Безруковой говорится, что «экологическая педагогика – это новая ветвь педагогического знания, интегрирующая в себе необходимые сведения о человеке, полученные другими науками (философией, физиологией, гигиеной, медициной, анатомией, антропологией, психологией, экономикой и др.) и на этой основе разрабатывающая системы прородособразного и культуросообразного воспитания, образования, обучения. Эти воспитательно-образовательные системы – системы нового типа, обеспечивающие целостное единство человека, природы и социума. Эту педагогику часто называют нравственной педагогикой, ибо в ее основе лежит духовно-нравственное воспитание человека» [8]. По мнению О.М. Дорошко, экологическая педагогика – это «научная дисциплина, изучающая взаимодействия и взаимовлияния личности и среды её обитания» [9].
Таким образом, формирование экологической культуры является основной задачей и целью экологической педагогики, которую понимают как нравственно-духовную сферу жизнедеятельности человека, включающую экологическое сознание и экологическую деятельность.
Принципиальное значение в экологической педагогике имеет положение о том, что отношение человека к природе приобретает черты ответственного лишь при условии развития его как разностороннего.
Педагогика определяет общепедагогические принципы и методы, а также организационные формы, которые экологической психопедагогикой соответствующим образом используются конкретно для решения задач экологического образования. Таким образом, именно в единстве трех своих основ: экологии, экологической психологии и педагогики, которые интегрируются в рамках экологической психопедагогики, может эффективно осуществляться экологическое образование [10].
Экологизация педагогической теории и практики инициирует такие дидактические инструментарий как экологическая тропа, школьный экологический совет, экологический проектный урок, экологические и трудовые воспитательные дела, экологический мониторинг и экологическая паспортизация деятельности образовательного учреждения.
Включение в педагогическую среду природных объектов и их комплексов служит важным фактором формирования развивающейся личности
Парадигмой перехода общества к модели устойчивого развития окружающей среды и человечества сегодня является оптимальное устройство рыночной экономики, а экологизация – это результат экономической деятельности человека. Поэтому «для устойчивого развития нужен, во-первых, другой человек и, во-вторых, нужна другая система управления, а ...механизм создания другого человека – это образование. Достаточно бросить туда силы, и будет достигнута социальная устойчивость, определяющаяся появление третьего сословия (буржуазия)» [11] т.е. представителей среднего бизнеса.
Адаптация экологического образования к устойчивому развитию вынуждает определить отвечающие ему подходы и принципы. Прежде всего, следует подчеркнуть необходимость переориентации всей системы образования на новые ценности. Происходит вытеснение технически ориентированного мировоззрения экологически ориентированным мировоззрением. Новое мировоззрение усваивается с трудом. Его утверждению мешают не только сложившиеся стереотипы, но и психология потребления природных ресурсов [12].
В контексте выше сказанного, сегодня экологизируется содержание учебников и учебных пособии по педагогике. Так, автор курса лекций «Педагогика» Б.Т.Лихачев считает, что экологическое воспитание осуществляется в неразрывной связи с умственным как часть мировоззрения, общего познания мира [13].
По утверждению И.П.Подласого «красной нитью через все предметные области школьного образования проходит идея экологизации» и «все содержание образования перестраивается под углом зрения экологического императива» [14].
В понимании В.С.Кукушина и А.В.Болдыревой-Вараксиной «экологическая чистая среда для воспитания ребенка зависит от 3-х компонентов – 1) естественно-природный, 2) социальный, 3) культурный» [15].
Исследования Г.К.Длимбетовой показали, что «психолого-педагогический цикл предметов открывает широкие возможности приобщения студентов к идеям радиоэкологической безопасности» [16].
В учебных пособиях по педагогике и теории воспитания казахстанских ученых [17-19] введены разделы «Экологическое воспитание» и рассматриваются такие вопросы как: задачи, содержание, формы организации экологического воспитания в школе; значение экологического воспитания; система экологического воспитания и обучения в школе; связь экологического воспитания с народным воспитанием; научно-теоретические основы преподавания экологических знаний на современном этапе.
Исходя из выше изложенного можно утверждать, что усвоение экологических понятий в школах и вузах является одним из ключевых моментов формирования мировоззрения обучающегося, а проблема экологизации педагогической теории и практики является одной из актуальных на сегодняшний день.
Литература:
1. Вернадский В.М. Размышление натуралиста. Научная мысль как планетное явление. – М., Наука, 1991. – 192 с.
2. Шишлова М. А. Экологизация наук. http://cyberleninka.ru/article/n/ekologizatsiya-nauk#ixzz3mr3qVwRY
3. Морозова Н.В. Экологизация образования как средство формирования экологической культуры // «Фундаментальные исследования» № 3 за 2012 год (часть 2)
4. Сарыбеков М.Н. Теория и практика экологической подготовки будущего учителя начальных классов. Алматы: Ғылым, 2001. – 152 с.
5. Артамонова Е.И., Искакова М.О. Экологическое воспитание будущего учителя в едином образовательном процессе педагогического процесса. library.by/portalus/modules/..
6. Несговорова Н.П. Методология системного подхода в определении содержания и структуры экологического образования // Омский научный вестник №2 (76) 2009
7. Моисеева Л.В. Теоретико-методологические основы экологической педагогики. http://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-osnovy-ekologicheskoy-pedagogiki
8. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург. 2000. – 937 с. do.gendocs.ru/docs/index-110372
9. Экологическая педагогика - Портал «Школа жизни» potencial-school.ru Дорошко О.М. Экологическая педагогика: учебное пособие / О.М. Дорошко. - Градно : ГрГУ, 2009. - 194 с.
10. Ясвин В. А., Дерябо С. Д. Современные тенденции в развитии стратегий экологического образования. ipk.brsu.by/sites/all/docs/09-03.
11. Лосев А.В., Провадкин Г.Г. Социальная экология. М.: ВЛАДОС, 1998. – 312 с.
12. Раскин В. Г., Колесникова А. А. Об экологическом образовании в переходный (к устойчивому развитию) период. pandia.ru/text/77/254/55426.php
13. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: М.: Прометей, Юрайт, 2001.—607 с.
14. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов –100 ответов М., Владос-Пресс, 2006. –365 с.
15. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального обучения.-М., Март, 2005. - 592 с.
16. Длимбетова Г.К. Экологизация обучения в вузе. Алматы:Ғылым, 2001. – 336 с.
17. Қоянбаев Ж.Б., Қоянбаев Р.М. Педагогика. Алматы, 2004. – 420 б.
18. Әбенбаев С.Ш. Тәрбие теориясы мен әдістемесі. Алматы: Дарын, 2004. – 352 б.
19. Мұхамбетова С.Қ., Қожаева С.Қ. Тәрбие теориясы. Астана, 2007. – 188 б.