Блог как форма межличностной коммуникации
Автор: Чивилёв Александр Андреевич
Рубрика: 1. Общие вопросы культуры, искусства и искусствоведения
Опубликовано в
международная научная конференция «Культурология и искусствоведение» (Пермь, апрель 2015)
Дата публикации: 20.03.2015
Статья просмотрена: 1546 раз
Библиографическое описание:
Чивилёв, А. А. Блог как форма межличностной коммуникации / А. А. Чивилёв. — Текст : непосредственный // Культурология и искусствоведение : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Зебра, 2015. — С. 6-11. — URL: https://moluch.ru/conf/artcult/archive/155/7634/ (дата обращения: 19.12.2024).
Создание и функционирование всемирной информационной сети Интернет является новейшей коммуникационной революцией, чья значимость сравнима с изобретением письменности, книгопечатания и цифровых СМИ. Сегодня можно утверждать, что Интернет является самостоятельной, саморазвивающейся системой, внутри которой возникают различные формы коммуникации. Одной из таких форм является блог. В зависимости от целей создания блогов и их структурных характеристик выделяют: фильтры, личные дневники, записные книги и к-блоги (knowledge-blogs) [3]. Кроме того, сейчас активно создаются видеоблоги, фотоблоги, литературные блоги и т. д. Объединяет их то, что каждый блог может являться площадкой для общественных дискуссий. Темы блогов и их внешнее оформление почти неограниченны; не существует стандартов и в написании комментариев. Совокупность всех блогов как социальной сети или сообщества была названа блогосферой, по аналогии «ноосферой» и др. подобным сферам.
Примечательно, что блогеры читают и комментируют друг друга, ссылаются друг на друга и тем самым создают свою субкультуру. Кроме того, блогосфера является важной средой изучения общественного мнения и культурных мемов, она часто учитывается в научных и не научных исследованиях, рассматривающих современные глобальные социальные тенденции.
За счет стремительного и неконтролируемого распространения информации по блогосфере, ускоряется и реакция общественного мнения по различным вопросам. Каждый блогер является источником информации. В результате этого информации становится больше, а сама информация становится субъективнее и, вероятно, интереснее. Однако это обуславливает и падение качества информации, т. к. привлечь блогера к ответственности за недостоверную информацию весьма затруднительно. Однако, несмотря на кажущийся хаос, блогосфера несет в себе целостность и актуальность, четко реагируя на происходящие в мире события; в ней существует иерархическая структура, определяющая избранные блоги, которые в свою очередь, являются центрами влияния и цитирования.
Отметим, что существуют два противоположных мнения касающихся роли блогов в современных социокультурных процессах:
1. Ведение и обсуждение блогов снимают социальную напряженность, т. к. это позволяет человеку самореализоваться наиболее безобидным образом.
2. Блоги способствую радикализации социальных процессов, т. к. доступность и неконтролируемость информации приводит к тому, что радикальные идеи стремительно распространяются по блогосфере. Невозможность контролировать информацию вредит установленным политическим режимам (подтверждением является волна демонстраций и путчей названных «Арабская весна», характеризующихся активным использованием социальных медиа, таких как Twitter, Facebook, LiveJournal).
Само по себе появление блогосферы породило новую форму коммуникации, неизвестную ранее. Она характеризуется тем, что в ней межличностная коммуникация (МЛК) и внутриличнастная коммуникация претерпевают структурную трансформацию, меняя свой характер и как бы сливаясь воедино.
Как известно, сама концепция блогов, произошла из традиции дневниковых записей, и ведущие блог-платформы позиционируют свои сервисы как личное пространство для рефлексии и самовыражения. Примечательно, что статус дневниковых онлайн записей в большинстве случаев это публикации с открытым доступом. Таким образом, в блогах исчезает грань между интимным и публичным, и в результате каждый монолог обращен к потенциальному слушателю. Данный двоякий статус онлайн сообщений сочетается с возможностью непосредственного диалога читателя и автора, который полностью исключен в случае традиционных бумажных записей.
Исчезновение ранее неудалимой грани между сферами приватного и публичного, которое несут в себе сетевые технологии создает специфические проблемы. Так, одной из самых острых является вопрос о свободе распространения информации. Данную проблему ярко демонстрируют скандалы, связанные с обнародованием информации общественными активистами, вроде Д. Ассанжа и Э. Сноудена, секретных документов спецслужб, демонстрирующие размывание сферы интимного и приватного. Тут мы видим столкновение между собой монологической и диалогической коммуникативных стратегий. Монологическая выражается в аподиктической некритичности, а диалогическая предусматривает возможность публичного обсуждения в качестве необходимого условия любого политического решения [2].
Отметим, что самые громкие разоблачения выше упомянутых общественных деятелей касаются всё той же линии демаркации. Спецслужбы, как правило, обвиняются именно в нарушении тайны личной переписки. Получается, что общество, отстаивая своё право на замкнутость сферы приватного, пытается ограничить приватность методов государственной власти.
Особый контраст этому феномену придают этические требования соблюдения права на личное пространство в сочетании с расцветом сетевого эксгибиционизма, в рамках которого люди делают общественным достоянием свои самые интимные моменты жизни, целиком растворяя собственный монолог в публичном пространстве.
Далее, мы можем отметить, что исходное противопоставление концепций замкнутости и открытости развертывается в рамках внутренней диалектики самой системы. Представители спецслужб и правозащитных организаций являются лишь выразителями того коммуникативного движения, которое существует помимо них и живет собственной логикой. Поэтому, вопрос о моральной оценке какого-либо события относится к определенной универсальной морали, но только к той моральной системе, которая формируется в рамках системы коммуникации. Другими словами, мы не можем давать окончательного общезначимого и универсального заключения, но можем выбирать варианты оценки, предложенные самой системой. В результате, наш свободный выбор предопределяется смыслами, содержанием коммуникативной системой, которая в свою очередь, неопределенна в своём генезисе.
Таким образом, Интернет представляет собой социокультурный феномен, который Луман назвал аутопоэзисом самой коммуникации [4]. Значимость интерсубъективного взаимодействия здесь не имеет силы т. к. задействуются безличностные механизмы. При этом мы не можем воспринимать «механистичность» в смысле тотальной детерминированности. В основе процесса лежит момент контингентности, и коммуникация реализуется подобно ризоме, если выражаться языком Делеза [1].
Итак, обобщим выше изложенное. Блогосфера представляет собой разветвленное сетевое мегасообщество, в котором отражаются интересы, предпочтения, настроения самых различных групп людей. В результате, блогосфера сама становится не только СМИ, но и источником информации для традиционных СМИ: высокая интерактивность блогов дает возможность следить за изменением общественного мнения, понять какие суждения доминируют, отбирать значимые для общества события и выводить их в массы.
В блогосфере пассивный интернет-пользователь становится активно коммуницирующим человеком; коммуникация становится не только средством передачи информации, самовыражения, самопрезентации, но и особым действием. Сегодня блогосферу определяют как «самый прямой» коммуникационный канал, с особым принципом подачи информации — обращенностью «к своим»: членам субкультуры блогеров в целом, либо отдельно взятым читателям/подписчикам [5]. Коммуникационная особенность заключается в совмещении автокоммуникации и диалогичности МЛК (например, обращение к себе, к другому и себе как другому).
Литература:
1. Грицанов А. А., Румянцева Т. Г., Можейко М. А.. История Философии: Энциклопедия. / А. А. Грицанов, Т. Г. Румянцева, М. А. Можейко. — Минск: Книжный Дом. 2002. — 1376 с.
2. Волохонский В. Л. Психологические механизмы и основания классификации блогов // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность. СПб., 2006. — 195 с.
3. Хитров А. В. Блог как феномен культуры // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2007. — Т. 10 (Спецвыпуск). — С. 66–76.
4. Blood, Rebecca. Weblogs: A History and Perspective [Электронный ресурс] / Rebecca Blood. Дата доступа: 01.03.2015. URL: http://www.rebeccablood.net/essays/weblog_history.html
5. Lubman N. Okologische Kommunikation: kann die moderne Gesell-schaft sich auf okologische Gefahrdungen einstellen? Opladen, 1986. S.266–269.