Применение электронных учебников на уроках библиотековедения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Библиотечное дело

Опубликовано в

международная научная конференция «Культурология и искусствоведение» (Пермь, апрель 2015)

Дата публикации: 02.04.2015

Статья просмотрена: 91 раз

Библиографическое описание:

Воронина, А. А. Применение электронных учебников на уроках библиотековедения / А. А. Воронина. — Текст : непосредственный // Культурология и искусствоведение : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Зебра, 2015. — С. 33-38. — URL: https://moluch.ru/conf/artcult/archive/155/7825/ (дата обращения: 16.10.2024).

Ключевые слова: библиотековедение, методика преподавания, компьютерные технологии, электронный учебник.

 

История Астраханского колледжа культуры и искусств начинается с образования в Астрахани в 1936 году библиотечного техникума. Два года назад специальность «Библиотековедение» была преобразована в «Библиотечно-информационная деятельность». Будущие библиотекари новой формации получают как гуманитарную, так и технико-информационную подготовку. В рамках первой студенты изучают теорию и историю литературы, методологию библиотечной деятельности, особенности систематизации книг, учатся составлять каталоги в соответствии с разными целями. В рамках второй изучают базы данных, информационные системы и специальные программы, методологию составления электронных библиотек.

Появление новых дисциплин побуждает преподавателей к применению новых технологий проведения уроков и в традиционных предметах, например:

-        создание электронных книг, учебников-навигаторов, компьютерных справочников;

-        создание заочных экскурсий, документальных фильмов (можно использовать видеофильмы — исторические справки о различных исторических личностях, рассказы о произведениях искусства).

Зачастую реализация на практике этих форм не требует специальных, профессиональных навыков и знаний в информатике, и вполне осуществимы обычными пользователями персонального компьютера.

Исследования показывают, что применение компьютерных технологий в обучении позволяет повысить не только интерес к будущей специальности, но и успеваемость по данной дисциплине. Большинство студентов воспринимают лучше информацию зрительно, тем более, если она качественно оформлена. Электронные учебники дают возможность каждому студенту независимо от уровня подготовки активно участвовать в процессе образования, делать свой процесс обучения индивидуальным, осуществлять самоконтроль. Студенты начинают получать удовольствие от самого процесса учения.

Электронный учебник может соединять в себе текстовую, графическую, цифровую, речевую, музыкальную, видео-, фото- и другую информацию, а также может быть воплощен на любом носителе, магнитная лента, диск, флешка.

Существуют устоявшиеся формы электронных учебников, точнее, конструктивных элементов, из которых может быть построен учебник. Это тест, энциклопедия, задачник.

Рис.1. Конструктивные элементы электронного учебника

 

Наглядность обучения при использовании компьютерных программ имеет некоторые преимущества перед обучением с использованием традиционных учебников.

Самые простые форматы электронных учебников могут быть представлены с помощью офисных программ, например, пакета Microsoft Office (Word, PowerPoint).С помощью этих программ можно легко и быстро подготовить качественное электронное учебное пособие со встроенной системой самоконтроля.

Рис. 2. Электронный учебник в программе Microsoft Word (*.doc)

 

Также можно использовать зарекомендовавший себя формат.PDF электронных документов от компании с мировым именем Adobe Systems. Для чтения электронных учебников в этом формате применяется свободно распространяемая программа Acrobat Reader. Многие миллионы электронных документов в мире выполнены именно в формате.PDF.

Рис. 3. Электронный учебник в программе Acrobat (*.pdf)

Многие электронные учебники, имеют основу — программу Flash MX, представляющую мощную систему для создания анимационных файлов для Web. Так как будущее за дистанционным образованием, то изучение и применение этой программы не случайно.

Программа 3DMAX привлекает тем, что в ней можно по настоящему почувствовать себя создателем целого фильма, выступать и в роли режиссера, оператора, композитора, всех тех, кто создает фильм. Конечно, этот процесс занимает много времени, но если нравиться, то оно пролетает незаметно.

В настоящее время существует много свободно распространяющихся программ-оболочек, с помощью которых можно создать наглядный, красочный и интересный для студентов электронный учебник.

Подводя итоги, можно ответить на важные вопросы: кому и зачем нужен электронный учебник?

Для самостоятельной работы учащихся:

-        облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала;

-        На практических занятиях:

-        позволяет преподавателю проводить занятие в форме самостоятельной работы за компьютерами, оставляя за собой роль руководителя и консультанта;

-        позволяет выносить на лекции и практические занятия материл по собственному усмотрению, возможно, меньший по объему, но наиболее существенный по содержанию, оставляя для самостоятельной работы с электронным учебником то, что оказалось вне рамок аудиторных занятий.

Как показывает анализ, большинство студентов уже на ранних стадиях учебы прекрасно осознают необходимость применения компьютера в своей профессиональной деятельности. Эффект познания усиливается, если учебные задачи, решаемые в рамках информационных технологий обучения, связаны с практической деятельностью будущего специалиста или представляют интерес в его сегодняшней учебной работе.

Основные термины (генерируются автоматически): электронный учебник, программа, большинство студентов, самостоятельная работа, учебник.

Похожие статьи

Применение информационных компьютерных технологий в логопедической работе

Развитие логики на уроках математики

Создание электронного учебника по материаловедению

В статье рассмотрены вопросы создания электронного учебника по дисциплине «Материаловедение». Изложены основные принципы разработки мультимедийных учебных материалов, учитывающие специфику дисциплины. Представлены фрагменты изучаемых тем, содержащие ...

Применение информационных технологий в преподавании английского языка при подготовке бакалавров по направлению «Юриспруденция»

Мобильная педагогика для обучения иностранным языкам

О подготовке будущего учителя начальных классов к работе в условиях информатизации образования

В статье дано теоретическое обоснование необходимости использования информационных и коммуникационных технологий на уроках математики для развития логического математического мышления в непрерывном образовании.

Межпредметная интеграция как средство повышения интереса к изучению химии у учащихся физико-математических школ

В статье рассматриваются приемы интеграции физики и химии и их применение на уроках как средство повышения интереса к изучению химии.

Применение искусственного интеллекта на уроках информатики в школе

Технология подготовки библиографического списка

В работе описана технология подготовки библиографического описания с учётом правил транслитерации. Раскрываются понятия, дана характеристика терминам. Большое место занимает рассмотрение верного оформления библиографического списка. Изучение систем с...

Работа учащихся с историческим текстом как диалог поколений и культур

Похожие статьи

Применение информационных компьютерных технологий в логопедической работе

Развитие логики на уроках математики

Создание электронного учебника по материаловедению

В статье рассмотрены вопросы создания электронного учебника по дисциплине «Материаловедение». Изложены основные принципы разработки мультимедийных учебных материалов, учитывающие специфику дисциплины. Представлены фрагменты изучаемых тем, содержащие ...

Применение информационных технологий в преподавании английского языка при подготовке бакалавров по направлению «Юриспруденция»

Мобильная педагогика для обучения иностранным языкам

О подготовке будущего учителя начальных классов к работе в условиях информатизации образования

В статье дано теоретическое обоснование необходимости использования информационных и коммуникационных технологий на уроках математики для развития логического математического мышления в непрерывном образовании.

Межпредметная интеграция как средство повышения интереса к изучению химии у учащихся физико-математических школ

В статье рассматриваются приемы интеграции физики и химии и их применение на уроках как средство повышения интереса к изучению химии.

Применение искусственного интеллекта на уроках информатики в школе

Технология подготовки библиографического списка

В работе описана технология подготовки библиографического описания с учётом правил транслитерации. Раскрываются понятия, дана характеристика терминам. Большое место занимает рассмотрение верного оформления библиографического списка. Изучение систем с...

Работа учащихся с историческим текстом как диалог поколений и культур