Комикс как способ передачи смыслового контента в историко-культурном аспекте | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 1. Общие вопросы культуры, искусства и искусствоведения

Опубликовано в

II международная научная конференция «Культурология и искусствоведение» (Казань, май 2016)

Дата публикации: 05.05.2016

Статья просмотрена: 2015 раз

Библиографическое описание:

Захарова, М. В. Комикс как способ передачи смыслового контента в историко-культурном аспекте / М. В. Захарова, Е. М. Тимченко. — Текст : непосредственный // Культурология и искусствоведение : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/artcult/archive/195/10317/ (дата обращения: 20.12.2024).



Материал статьи содержит обзор и анализ такого явления в искусстве как «комикс» — синтетического жанра, сочетающего в себе черты изобразительного искусства и литературы. Этот жанр рассматривается с историко-культурной точки зрения, как одна из современных форм реализации творческого потенциала и как способ передачи информации, возможности которого нельзя недооценивать.

Ключевые слова: комикс, истории в картинках, графический роман, графическая новелла.

Современный российский книжный рынок находится в постоянном развитии — появляются новые издательские продукты, которые ранее либо не существовали совсем, либо не были интересны публике. К таким, приобретающим все большую популярность издательским продуктам, сегодня можно отнести комиксы.

Термин «комикс» происходит от английского «comic» (смешной) и сочетает в себе черты изобразительного искусства и литературы, обозначает серию изображений, представляющих собой единую историю. Важной составляющей является единство текстового повествования и визуального действия.

В 1993 году американский карикатурист Скотт Маклеод выпустил свою первую книгу, посвящённую комиксам, которая называлась «Understanding comic». В ней он определил комикс как «смежные рисунки и другие изображения в смысловой последовательности». Позже он выпустил еще две книги по этой тематике. К сожалению, приобрести их на русском языке нет возможности, в свободном доступе в сети можно найти отсканированные страницы или фрагменты.

Предшественниками комикса в современном понимании этого слова являются истории в картинках, появившиеся еще в XVI — XVII вв. В Барселоне и Валенсии начали продавать серии небольших гравюр на религиозную тематику, отпечатанных на листах цветной бумаги, которые назывались «аллилуи». Затем их начинают печатать уже большими тиражами на предприятиях, а в 1830-м в Женеве швейцарец Родольф Тёпфер начал выпуск серии альбомов о приключениях господина Жабо и господина Крепена, издававшихся на протяжении 16 лет.

Принято выделять четыре «века» комиксов: золотой, серебряный, бронзовый, современный. Говоря об этих периодах, стоит уточнить, что данная классификация создана на основе истории комиксов в Америке, потому как именно там появились такие гиганты, как «DC Comics» и «Marvel Comics», являющиеся лидерами в сфере издания комиксов и подарившие миру любимых супергероев, которые известны уже не одному поколению читателей, а благодаря экранизациям еще и зрителям. Самые успешные франшизы по комиксам: «Люди икс», «Человек-паук», «Бэтмен» и т. д. [4]

Золотой век комикса как жанра начинается с появления Супермена в первом номере «Action Comics», изданного в 1938 году «DC Comics». Но не он стал самым знаменитым супергероем, а Капитан Марвел, который сегодня практически канул в Лету. Популярность супергероев резко возросла после начала Второй мировой войны. Главными злодеями тех времен стали нацисты, Адольф Гитлер и страны Оси. И победа над ними на бумажных страницах вселяла в людей веру. Но стоит отметить, что свою лепту в историю внесли и комиксы о персонажах диснеевских мультфильмов («The Walt Disney Company». Герои рисованных историй и после войны продолжали отражать действительность, чтобы люди не боялись атомных бомб, которые вызвали настоящую шумиху в обществе того времени, стали появляться герои с ядерными способностями (Атомный человек), которые боролись с коммунистами и участвовали в Корейской войне 1950–1953 гг.

Серебряный век длился всего 14 лет, с 1956 по 1970 гг. Но, несмотря на столь недолгий срок, это был очень важный этап в истории развития американского комикса. Зажглись звезды таких сценаристов, как Стэн Ли, Гарднер Фокс, Джон Брум и получили известность новые имена авторов и художников комиксов — Джек Кирби, Стив Дитко, Деннис О’Нил, Нил Адамс и Рой Томас.

Постепенно интерес к «суперегеройским» комиксам начал падать, и популяризировались комиксы в жанре «ужасы» и «детектив». В тот же период резко возросла подростковая преступность, и общество обвинило во всем содержание популярных комиксов. Был создан «Кодекс комиксов», который отвечал за цензуру: в итоге, сжатые в тесные рамки, ужасы и детективы стали терять свою привлекательность, и комиксы опустились до уровня «детских картинок», что нанесло удар по их репутации, который до сих пор дает о себе знать, потому что многие люди так и считают комиксы забавой для дошколят.

Бронзовый век не имеет точных временных рамок, чаще всего упоминаются годы с 1970 по 1985. На этом этапе четко прослеживается эволюция образов персонажей, если первые супергерои не имели своей собственной личности, характера, являлись фанерами, за которыми читатель прятал себя. Герои комиксов бронзового века уже обладали целым набором характерных только для них черт — чувства, переживания и эмоции стали более глубокими, у них появилась собственная жизнь, часто отличающаяся от окружения читателя. Стали подниматься «взрослые темы», такие как наркотическая зависимость, алкоголизм, загрязнение окружающей среды. Один из самых важных моментов в истории комиксов связан с № № 121 и 122 «The Amazing Spider-Man», в котором Человек-паук не смог спасти свою возлюбленную — такое случилось впервые за все время существования американских комиксов. Теперь с персонажей были сорваны маски, и за ними оказались настоящие люди, способные совершать ошибки, они больше не были полубожественными существами.

В 1986 году увидела свет первая часть одного из самых скандальных графических романов — «Маус. История выжившего» Арта Шпигельмана. Это единственный комикс, который удостоился Пулитцеровской премии. Сюжет комикса повествует об отце автора, который был евреем, пережившим Вторую мировую войну. Представители разных стран в романе являются животными разного вида, евреи — мыши, немцы — коты, французы — лягушки, поляки — свиньи, войска союзников — собаки. Это направлено на высмеивание стереотипов о тех или иных народах, которые часто являются причиной для межнациональных конфликтов. История не скупится на яркие картинки ужасов того времени, бесконечного страха, жестоких преступлений. То, что невозможно рассказать словами, было выражено яркой графикой, которая погрузила читателя в события того времени. В Америке эта работа стала невероятно популярной, однако Европа была не в восторге от таких реалий, и многие партии новеллы не дошли до полок местных магазинов.

Начало современного периода в истории комикса было очень трудным для издательств, специализирующихся на их выпуске. Дело в том, что номера новых комиксов выпускались большими тиражами, что понижало их стоимость для коллекционеров, готовых тратить большие деньги на редкие товары. Чтобы как-то удержать бизнес, издатели стали выпускать коллекционные карточки и дополнительные издания маленькими тиражами, модифицировались обложки, несмотря на это, один из гигантов индустрии комиксов в 1996 году издательство «Marvel Comics» публично объявило о своем банкротстве.

2010-й год является переломным для индустрии. С этого момента начинается глобальный пересмотр стандартов персонажей и историй в целом. Теперь главными героями могут стать женщины, подростки, представили неевропейских культур, которые раньше могли рассчитывать лишь на роль второго плана.

Комикс проделал сложный и долгий путь к тому, чтобы его считали серьезным видом искусства. Одним из подобных достижений является возникновение такой разновидности комикса, как «графический роман» (графическая новелла), который использует для повествования графику и минимальное количество текста. Отличительной чертой графических романов являются темы, которые в них поднимаются. Как правило, они имеют возрастные ограничения и не рекомендуются к прочтению лицам до 18 лет. Еще одна особенность — цена, подобные издания довольно дорогие, так как они выпускаются только в твердом переплете и содержат не менее 48 страниц.

На данный момент комиксы набирают популярность и в России, хотя долгое время считались не более чем смешными картинками, пришедшими с Запада. В СССР использовались принципы их построения для создания агитационных плакатов, которые были направлены на патриотическое воспитание подрастающего поколения. В 1937 году издательство «Детская литература» выпустило книгу-альбом художника Николая Радлова «Рассказы в картинках», представляющий собой историю в картинках с короткими стихотворными текстовыми комментариями. В 1983 году «Рассказы в картинках» были изданы в Америке на английском языке под названием «The cautious carp and other fables in pictures» (Осторожный карп и другие басни в картинках), а также переведены на 24 языка мира.

Короткие истории в картинках печатались в детских и взрослых журналах такие как «Веселые картинки» и «Крокодил».

С 2010 года российский рынок комиксов испытывает небывалый ранее подъем. Комиксы на русском языке выпускают такие издательства как «42», «XL Media», «Bubble», «Комикс Арт», «Панини», «Азбука» и др. Ежегодно проводятся фестивали для поклонников этого вида искусства, которых становится все больше.

В 2015 году на ХVII Международной ярмарке интеллектуальной литературы «Non/fiction» Ником Сюзанисом была представлена первая и пока единственная диссертация «Unflattening», которая была выполнена в формате комикса. Издательство «ДМК Пресс» в сотрудничестве с японскими издателями выпускает серию комиксов в формате «манга», которая в понятной форме объясняет учащимся школ и колледжей основы механики (электричество, гидродинамика, электричество), статистики (регрессионный анализ, факторный анализ), астрономии (вселенная), математика (анализ Фурье).

Комикс постоянно развивается, последовательно изменяясь и эволюционируя, сегодня — это способ передачи информации, возможности которого нельзя недооценивать.

Литература:

  1. Анатомия образа супергероя // polit.ru [Электронный ресурс]. — URL: http://polit.ru/article/2015/02/14/ps_comics (дата обращения 02. 04. 2016)
  2. Бум комиксов в России. Что говорят издатели // mirf.ru [Электронный ресурс]. — URL: http://www.mirf.ru/articles/comics/bum-komiksov-v-rossii-izdateli (дата обращения 02.04.2016)
  3. Виталий Шишикин На злобу дня: «Весёлые картинки». Комиксы в СССР и России // «Мир фантастики», июнь 2011 г. № 94.
  4. История мирового комикса // 2ivanova.ru [Электронный ресурс]. — URL: http://www.2ivanova.ru/cite/histoirebd.html (дата обращения 01. 04. 2016
  5. Comic Books from the Atomic Age // scientificamerican.com [Электронныйресурс]. — URL: http://www.scientificamerican.com/article/comic-books-from-the-atomic-age/ (датаобращения 04. 04. 2016)
  6. Understanding Comics // scottmccloud.com [Электронныйресурс]. — URL: http://scottmccloud.com/2-print/1-uc/index.html (датаобращения 01.04.2016)
Основные термины (генерируются автоматически): комикс, Америка, история, картинка, графическая новелла, издательство, изобразительное искусство, мировая война, русский язык, способ передачи информации.

Ключевые слова

комикс, истории в картинках, графический роман, графическая новелла., графическая новелла

Похожие статьи

Социокультурные предпосылки творчества «сетевых поэтов» (на материале творчества Димы Птицами)

Материал статьи содержит обзор и анализ тенденций современного литературного процесса с точки зрения новых форм подачи творческого материала. Приводится пример реализации творческого потенциала посредством «блога», вводится и раскрывается основное со...

К вопросам культурообразующих функций интернета как гипертекстовой системы

В данной работе предпринята попытка краткого описания некоторых культурообразующих функций интернета. Рассматриваются основные термины, необходимые для качественного описания интернета исходя из позиций культурологии. Выявляются отношения гипертекста...

Анализ лексической единицы «духовное движение» во французском, русском и английском языках

Цель данной работы — рассмотреть лексическую единицу «движение» с точки зрения языковой картины мира отдельных этносов. Поскольку движение является феноменом сложным и многоаспектным, для исследования был выбран конкретный его вид — духовное движение...

Мировоззренческий путь универсальных символов

Статья является частью диссертационного исследования трансформации и инверсии символа в культурно-историческом контексте. Автор статьи обращается к истокам возникновения символа как феномена человеческого сознания и пытается воспроизвести его трансфо...

Современное искусство: формы и технологии

Актуальность статьи обуславливается интенсивным воздействием цифровой революции на современную художественную реальность. На конкретных примерах автор стремится показать, как художники адаптируются к новым условиям существования искусства. Дается опр...

Культурное наследие английского языка

Нельзя не учитывать роли ряда политических и культурных событий, определивших неизбежность процесса глобализации английского языка в современном мире. Наша задача — определить причины, которые позволили английскому языку стать универсальным средством...

Фотография как фактор становления и развития киноискусства

Статья посвящена истории развитию киноискусства, которое произошло именно после появления фотографии. Автор раскрывает основные принципы фотографии и кинопроизводства. Особое внимание уделяется сходствам и различиям этих экранных искусств. А также ра...

Формирование приоритетных общечеловеческих ценностей у студентов в контексте решения проблемы современного прочтения классики

В данной статье автор затрагивает проблему катастрофического падения интереса к литературе в XXI веке. Приводятся несколько примеров в системе уроков по русской классике при изучении творчества А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, И...

Особенности художественной деятельности музыканта-исполнителя

Современные данные социально-психологической науки позволяют снять налет таинственности с таких понятий, как «магия» исполнителя, «флюиды», «биотоки». Все эти явления «непостижимого магнетизма», «гипнотической силы» публичной формы общения можно объя...

Потенциал медиатекста в пространстве урока и внеурочного занятия

Автор статьи обращается к потенциалу медиатекста — художественного фильма, документального фильма, фотографии, рисунка, мультипликационного фильма. Несомненными достоинствами медиатекстов являются их аутентичность, информативная и смысловая насыщенно...

Похожие статьи

Социокультурные предпосылки творчества «сетевых поэтов» (на материале творчества Димы Птицами)

Материал статьи содержит обзор и анализ тенденций современного литературного процесса с точки зрения новых форм подачи творческого материала. Приводится пример реализации творческого потенциала посредством «блога», вводится и раскрывается основное со...

К вопросам культурообразующих функций интернета как гипертекстовой системы

В данной работе предпринята попытка краткого описания некоторых культурообразующих функций интернета. Рассматриваются основные термины, необходимые для качественного описания интернета исходя из позиций культурологии. Выявляются отношения гипертекста...

Анализ лексической единицы «духовное движение» во французском, русском и английском языках

Цель данной работы — рассмотреть лексическую единицу «движение» с точки зрения языковой картины мира отдельных этносов. Поскольку движение является феноменом сложным и многоаспектным, для исследования был выбран конкретный его вид — духовное движение...

Мировоззренческий путь универсальных символов

Статья является частью диссертационного исследования трансформации и инверсии символа в культурно-историческом контексте. Автор статьи обращается к истокам возникновения символа как феномена человеческого сознания и пытается воспроизвести его трансфо...

Современное искусство: формы и технологии

Актуальность статьи обуславливается интенсивным воздействием цифровой революции на современную художественную реальность. На конкретных примерах автор стремится показать, как художники адаптируются к новым условиям существования искусства. Дается опр...

Культурное наследие английского языка

Нельзя не учитывать роли ряда политических и культурных событий, определивших неизбежность процесса глобализации английского языка в современном мире. Наша задача — определить причины, которые позволили английскому языку стать универсальным средством...

Фотография как фактор становления и развития киноискусства

Статья посвящена истории развитию киноискусства, которое произошло именно после появления фотографии. Автор раскрывает основные принципы фотографии и кинопроизводства. Особое внимание уделяется сходствам и различиям этих экранных искусств. А также ра...

Формирование приоритетных общечеловеческих ценностей у студентов в контексте решения проблемы современного прочтения классики

В данной статье автор затрагивает проблему катастрофического падения интереса к литературе в XXI веке. Приводятся несколько примеров в системе уроков по русской классике при изучении творчества А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, И...

Особенности художественной деятельности музыканта-исполнителя

Современные данные социально-психологической науки позволяют снять налет таинственности с таких понятий, как «магия» исполнителя, «флюиды», «биотоки». Все эти явления «непостижимого магнетизма», «гипнотической силы» публичной формы общения можно объя...

Потенциал медиатекста в пространстве урока и внеурочного занятия

Автор статьи обращается к потенциалу медиатекста — художественного фильма, документального фильма, фотографии, рисунка, мультипликационного фильма. Несомненными достоинствами медиатекстов являются их аутентичность, информативная и смысловая насыщенно...