Импровизация как одна из форм развития хореографического искусства | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 14. Танец и хореография

Опубликовано в

II международная научная конференция «Культурология и искусствоведение» (Казань, май 2016)

Дата публикации: 29.04.2016

Статья просмотрена: 6948 раз

Библиографическое описание:

Даренская, Н. В. Импровизация как одна из форм развития хореографического искусства / Н. В. Даренская. — Текст : непосредственный // Культурология и искусствоведение : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 42-43. — URL: https://moluch.ru/conf/artcult/archive/195/10435/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье рассматривается природа импровизации в контексте хореографического искусства. Автор приходит к выводу о том, что импровизация и хореография — равноправные партнеры в танце, играющие различные, но одинаково важные роли. Процесс формирования и непосредственного совершенствования системы пластического языка танца осуществлялось посредством импровизации.

Ключевые слова: хореографическое искусство, пластический язык, импровизация, танец.

Танец, как и всякое искусство, прежде чем принять форму, с которой мы встречаемся сегодня, прошел огромный путь развития, и чтобы понять и прочувствовать его, несомненно, нужно изучать процесс зарождения танца с глубокой древности, его роль и значение в истории народов. Одним из древнейших видов хореографического искусства является экстатическая массовая пляска. Под словом «пляс» подразумевалась импровизационная хореография с ее чувственно-эмоциональным характером. Танец строился на импровизационных движениях, используя музыкальный материал, либо определенные возгласы. Каждая новая эпоха накладывала отпечаток на танец: зарождались новые виды фольклорного танца, обогащалась и видоизменялась его лексика. Формирование и непосредственно совершенствование системы пластического языка танца осуществлялось посредством импровизации. Исследователь русского танца А. Климов подчеркивает: «Пляска родилась в хороводе и вышла из него, разорвав хороводную цепь и предоставив большой простор фантазии и индивидуальному мастерству исполнителей, усложнив техническую основу, создав свои формы и рисунки. Одной из отличительных особенностей пляски является еще большая, чем в хороводе, индивидуальная импровизация. Импровизация составляет основу русской народной пляски, открывая перед исполнителем широкую перспективу самодеятельного творчества — свободное комбинирование разнообразных движений, их усложнение, сочинение новых и развитие старых вариантов» [1, c.48].

В настоящее время, с уверенностью можно утверждать, развитие искусства также немыслимо без импровизации. На это обращают внимание многие исследователи художественного творчества: подчеркивается значение импровизации в ораторском искусстве, в творческом писательском процессе, исследуются вопросы импровизации в театре, музыкальном искусстве. К сожалению, проблема импровизации на сегодняшний день не получила достаточной научной разработки, особенно конкретные аспекты, связанные с различными видами искусства, в частности, хореографии. Несомненно, педагоги и хореографы современных направлений хореографического искусства в своей деятельности используют основы импровизации, контактную импровизацию, но народная хореография далеко не всегда вспоминает о своей природе развития пластического языка, может именно в этом причина редкого исполнения сольной пляски и далеко не всегда перепляс вызывает бурю эмоций т. к. утратил свою импровизационную природу.

Импровизация, это некое незапланированное действие, фантазия на заданную тему, непосредственный процесс творчества без всякой подготовки. В переводе с латинского языка импровизация — неожиданный, внезапный. В современной культуре в определении танца существуют две противоречивые тенденции: с одной стороны танец ассоциирует с правильным исполнением движений и заученным хореографическим текстом, с другой — ассоциация с раскрепощением и «полетом». Это противоречие связано с все еще существующим противопоставлением двух различных тенденций внутри танца: импровизации и хореографии.

Существует достаточно распространенное заблуждение: в отличие от хореографии, импровизация — это отсутствие школы и техники. На самом деле школа есть, но — другая: техника релаксации и осознания тела, чувствование внутренних сигналов, импульсов движения, чувствование партнера, пространства, времени как элементов, рождающих композицию хореографического произведения. Это скорее техника раскрытия потенциальных возможностей танцовщиков, что необходимо современному хореографу в создании новой танцевальной «лексики» и в работе над образом.

Приведу пример 3-х направлений импровизации от различных стимулов:

  1. От слышимых стимулов:

Звук у танцовщика должен вызывать непроизвольную реакцию на исполнение движения. На первом этапе — это конкретные узнаваемые звуки (шелест бумаги, звук самолета, скрип двери и т. п.), затем включается ритм (тамбурин, удары в ладоши), высота звука и только на финальном этапе может быть использована музыка в ее полном объеме звучания.

  1. От визуальных стимулов:

Все, что видит танцовщик, может вызывать или не вызывать движение. В начале обучения стимулом может быть цвет. Цвета подбираются по контрасту: светлые и темные, теплые и холодные. Геометрические формы способствуют пространственному решению хореографической композиции. Цель: посредством ощущений танцовщик должен понять разницу между прямой и кривой, большим и малым и т. д.

  1. От касательных стимулов:

Эта импровизация основана на всем том, чего касается танцовщик. Начинаем от ощущений предметов различной текстуры, упругого и вязкого и заканчиваем восприятием, к примеру, хлопка, мокрой ладонью и передачей ощущений от касания партнера.

Применение стимулов основано на индивидуальности танцовщика и его профессиональной подготовке. Все эти направления импровизации можно использовать не только в современных техниках танца, но и в народном, классическом танце, свободной пластике.

Импровизация заложена в основу природы танцевального искусства. Она выступает как принцип создания хореографического произведения (сфера искусства постановки танца) или как принцип создания хореографического образа (сфера исполнительского искусства). Импровизация является важнейшим направлением хореографического мышления, организации формы танца, специфики танцевального исполнительства. Импровизация основана на памяти и степени подготовки импровизирующего, который может составлять композицию из готовых комбинаций, а иногда основывается на конкретной форме или виде танца. Чем богаче выбор выразительных средств, тем неожиданнее и оригинальнее будет его импровизация. Важно учитывать и фактор накопления информации. Система накопления танцевального материала связана с мировоззрением танцовщика или хореографа. Умение почерпнуть из памяти нужную информацию в необходимом количестве и с определенной быстротой — вот что часто требуется от танцовщика или хореографа при создании хореографического образа или произведения. Импровизация требует высокого мастерства, постоянного совершенствования, универсальности знаний, способностей к конструктивному мышлению, владению системой приемов и хореографической школой. Напрашивается вывод, что импровизация и хореография — равноправные партнеры в танце, играющие различные, но одинаково важные роли. Импровизация возможно еще не утвердила окончательно свои права в танце, но ее применение становится необходимой частью развития современного хореографического искусства.

Литература:

  1. Климов А. Основы русского танца. М., 1994 г.
  2. Никитин В. Модерн-джаз танец. М. «ГИТИС», 2000 г.
Основные термины (генерируются автоматически): импровизация, танец, хореографическое искусство, пластический язык, пластический язык танца, принцип создания, стимул, танцовщик, хореографический образ, хореографическое произведение.

Ключевые слова

танец, импровизация, хореографическое искусство, пластический язык, танец.

Похожие статьи

К проблеме метафоризации как способа терминообразования в научном дискурсе

В современной лингвистической науке метафора играет ведущую роль в плане терминообразования. Данное явление характеризуется изолированностью касаемо каждой научной области. В то же время, узкая направленность и обособленность не мешают терминологичес...

Искусство моделирования на уроках технологии как элемент эстетического воспитания учащихся

Данная статья посвящена вопросам эстетического воспитания учащихся на уроках технологии при изучении темы «Моделирование одежды». Рассматриваются основные приемы и методы работы, позволяющие развивать эстетический вкус у учащихся при проектировании и...

Этнокостюм в дискурсе современной моды и художественной практике дизайнеров (из опыта работы Краснодарского института культуры)

Функции традиционного народного костюма рождают новые формы его бытования на современном этапе формирования модных тенденций. Такие приемы как трансформация, эстетическая, художественная, стилизация используются в работе над созданием и проектировани...

Этнодизайнерская компонента в художественном проектировании формы современной женской легкой одежды

В статье представлен метод художественного проектирования новой модели женской одежды с этнокомпонентами на основе ассоциативного формообразования. Разработано современные модели женской одежды путем комбинаторики модулей композиционно — конструктивн...

Инновационные направления узбекского боевого искусства при постановке исторических произведений

Данная статья посвящена вопросам сценического движения, боя, и пластики, кои являются основой сценического действия актера. А также информирует о современных методах использования национального боевого искусства в постановках исторических произведени...

Принцип индивидуализации в отечественной методике

В статье рассматриваются вопросы методики индивидуализированного обучения студентов-иностранцев. Использование индивидуализации помогает студентам приобрести навыки самостоятельной работы, а также получить более прочные знания.

Главные направления в приобщении к актерскому искусству

Научная статья посвящена проблеме сценического искусства, анализу физиологического состояния человека, точной раскадровке тела по системе Станиславского. Вместе тем, в статье предложена конкретная классификация на научной основе определенных органов ...

Элементы учебно-педагогического дискурса как открытой нелинейной системы

В данной статье рассматриваются идеи лингвосинергетики в качестве методологической основы анализа учебно-педагогического дискурса, так как в рамках целенаправленного взаимодействия в учебном процессе наблюдаются явления, изучаемые данной сферой знани...

Понятие индивидуализации обучения в зарубежной методике

В статье рассматриваются вопросы индивидуализации в зарубежной методике. Поставлен вопрос о внедрение индивидуализации обучения в учебный процесс. Наиболее актуальным представляется разработка моделей индивидуализированного обучения, так как индивиду...

Интегративно-поэтапный подход к формированию грамматической компетенции при обучении иностранному языку

Данная статья посвящена вопросам оптимизации процесса формирования грамматической компетенции у студентов в ходе изучения иностранного языка на основе интеграции современных и классических подходов и методов обучения. Особое внимание уделяется коммун...

Похожие статьи

К проблеме метафоризации как способа терминообразования в научном дискурсе

В современной лингвистической науке метафора играет ведущую роль в плане терминообразования. Данное явление характеризуется изолированностью касаемо каждой научной области. В то же время, узкая направленность и обособленность не мешают терминологичес...

Искусство моделирования на уроках технологии как элемент эстетического воспитания учащихся

Данная статья посвящена вопросам эстетического воспитания учащихся на уроках технологии при изучении темы «Моделирование одежды». Рассматриваются основные приемы и методы работы, позволяющие развивать эстетический вкус у учащихся при проектировании и...

Этнокостюм в дискурсе современной моды и художественной практике дизайнеров (из опыта работы Краснодарского института культуры)

Функции традиционного народного костюма рождают новые формы его бытования на современном этапе формирования модных тенденций. Такие приемы как трансформация, эстетическая, художественная, стилизация используются в работе над созданием и проектировани...

Этнодизайнерская компонента в художественном проектировании формы современной женской легкой одежды

В статье представлен метод художественного проектирования новой модели женской одежды с этнокомпонентами на основе ассоциативного формообразования. Разработано современные модели женской одежды путем комбинаторики модулей композиционно — конструктивн...

Инновационные направления узбекского боевого искусства при постановке исторических произведений

Данная статья посвящена вопросам сценического движения, боя, и пластики, кои являются основой сценического действия актера. А также информирует о современных методах использования национального боевого искусства в постановках исторических произведени...

Принцип индивидуализации в отечественной методике

В статье рассматриваются вопросы методики индивидуализированного обучения студентов-иностранцев. Использование индивидуализации помогает студентам приобрести навыки самостоятельной работы, а также получить более прочные знания.

Главные направления в приобщении к актерскому искусству

Научная статья посвящена проблеме сценического искусства, анализу физиологического состояния человека, точной раскадровке тела по системе Станиславского. Вместе тем, в статье предложена конкретная классификация на научной основе определенных органов ...

Элементы учебно-педагогического дискурса как открытой нелинейной системы

В данной статье рассматриваются идеи лингвосинергетики в качестве методологической основы анализа учебно-педагогического дискурса, так как в рамках целенаправленного взаимодействия в учебном процессе наблюдаются явления, изучаемые данной сферой знани...

Понятие индивидуализации обучения в зарубежной методике

В статье рассматриваются вопросы индивидуализации в зарубежной методике. Поставлен вопрос о внедрение индивидуализации обучения в учебный процесс. Наиболее актуальным представляется разработка моделей индивидуализированного обучения, так как индивиду...

Интегративно-поэтапный подход к формированию грамматической компетенции при обучении иностранному языку

Данная статья посвящена вопросам оптимизации процесса формирования грамматической компетенции у студентов в ходе изучения иностранного языка на основе интеграции современных и классических подходов и методов обучения. Особое внимание уделяется коммун...