Танец длиною в жизнь
Автор: Подгорнов Алексей Николаевич
Рубрика: 14. Танец и хореография
Опубликовано в
II международная научная конференция «Культурология и искусствоведение» (Казань, май 2016)
Дата публикации: 26.08.2015
Статья просмотрена: 1757 раз
Библиографическое описание:
Подгорнов, А. Н. Танец длиною в жизнь / А. Н. Подгорнов. — Текст : непосредственный // Культурология и искусствоведение : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 46-49. — URL: https://moluch.ru/conf/artcult/archive/195/8656/ (дата обращения: 16.11.2024).
Танец может изменить жизнь. Одно движение может освободить целое поколение, заставить думать, что ты чего-то стоишь, а некоторые движения могут дать надежду на то, что ты особенный» — именно так, однажды, сказал герой Адама Севани, более известный нынешней молодежи как Роберт Александр III или же просто Лось из франшизы о танцах «Шаг вперед» [1]. Чтобы узнать так ли это на самом деле нужно последовательно пройти несколько стадий исследования. Первоначально стоит выяснить, что же на самом деле представляет собой танец, затем проанализировать какие ступени эволюции прошел танец в своем развитии и лишь в конце сделать вывод, чем же на самом деле для нас является танец.
Итак, начнем с небольшой исторической справки: «Танец — ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец — древнейшее из искусств, так как оно способно отразить восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении.
Танцевальные движения, иначе называемые танцевальные па, ведут происхождение от основных форм движений человека — ходьбы, бега, прыжков, подпрыгиваний, скачков, скольжений, поворотов и раскачиваний. Сочетания подобных движений постепенно превратились в па традиционных танцев. Главными характеристиками танца являются ритм — относительно быстрое или относительно медленное повторение и варьирование основных движений; рисунок — сочетание движений в композиции; динамика — варьирование размаха и напряженности движений; техника — степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций. Во многих танцах большое значение имеет также жестикуляция, особенно движения рук. Танец имеет разные средства выразительности такие как:
гармоничные движения и позы,
пластика и мимика,
динамика — «варьирование размаха и напряженности движений»,
амплитуда — темп и ритм движения,
пространственный рисунок, композиция.
костюм и реквизит. [2]
Для тех, кто никогда не занимался танцами вышеперечисленное так и останется словами обычными, немного знакомыми, но все же, словами. Для всех остальных, кто хоть немного связан с танцами, каждое слово имеет свой отдельный смысл.
Независимо от того в каком возрасте находимся, где проживаем, а также где учимся или работаем, какую занимаем должность, мы стремимся жить активно, но не замечаем, что танец проникает в нашу жизнь без нашего согласия. Ежедневно, слушая музыку, мы неосознанно выбираем понравившийся трек и начинаем ритмично двигаться. Обычно это спонтанные движения, которые как ни странно могут рассказать больше, чем допустим какой-нибудь психологический тест. Когда на душе неспокойно, танец обретает настороженность, когда нам больно и обидно — агрессию, когда все хорошо — плавность и нежность. Однако не стоит забывать о том, что эмоции зависят также от сюжета танца.
В современном мире молодежь, активно интересующуюся танцами, умеющую нестандартно мыслить и принимать креативные решения, а также владеть своим телом называют поколением бумбокса, то есть теми, кому просто суждено связать свою жизнь с танцами. Люк, еще один герой франшизы «Шаг вперед», сказал, характеризуя это поколение «Некоторым надо учиться танцевать, другие родились с этим». [1]
Памятуя о том, что общество- это в первую очередь совокупность различных мнений, заметим, что отношение к танцам не всегда положительное. К сожалению, сейчас наблюдается неприятная тенденция, почему-то стало нормальным считать, что занятия танцами являются пустой тратой времени, не несущими в себе ничего ценного. Однако если так считать, то можно прийти к самому большому заблуждению, так как любой танец имеет язык и свою историю, а значит, когда мы танцуем, мы постигаем то, что ранее нам было неподвластно, обретаем свободу, погружаясь в мир эмоций. Наверное, это единственный раз, когда человек радуется тому, что он находится под чьей-то властью. Действительно, танцуя, мы едва ли осознаем то, что нашим телом управляет музыка. Она словно поглощает, заставляя поддаваться ей, одновременно делая то, что она прикажет. Тело в сочетании с музыкой творит нечто необычное, порою недосягаемое для сознания, но и вместе с тем то, чем можно любоваться бесконечно долго.
Как любое искусство танец, чтобы иметь дальнейшее право на жизнь, был вынужден эволюционировать вместе с тем обществом, в которое он попадал. Подчиняясь веяниям моды, менялись костюмы; опираясь на изменения общества, менялась музыка, но было и, то над чем неподвластно время, имя ему — душа танца. Будучи веществом эфемерным, тем не менее, она обладало способностью в пределах одного танца, одной танцевальной площадки одарить всех настоящими эмоциями: если это любовь, то обязательно нежная и трогательная; если это ненависть, то, непременно, леденящая и обжигающая; если это разлука, то, несомненно, долгая и тоскливая; если это встреча, то она, разумеется, неожиданная и радостная.
Независимо от количества танцоров, исполняющих танец, у каждой композиции будет своя душа, свои особенности, которые в той или иной мере раскроют танцора как личность. Если искать их в танце, то в первую очередь стоит выяснить, как танцуется выбранный вами танец и только затем делать выводы. Чтобы при таком анализе не сделать ошибок, нужно всегда помнить следующее: «Весь современный танцевальный мир условно делится на три секции, которые редко пересекаются между собой и характеризуются ярко выраженными особенностями».
а) Те, кто исполняют соло, опираются на шикарно отточенную технику, играют мимикой и жестами. Душа такого танца обычно нежна и утонченна
б) Те, кто танцуют в паре, опираются на обоюдные эмоции, несомненно, не последнюю роль играет техника, артистизм и исполнение, однако в таких танцах важно доверие партнеров. Душа такого танца пропитана чувствами и напоминает сжавшуюся до предела пружину. Характеризуя парников можно привести цитату классика: «Они сошлись волна и камень, лед и пламень». [3]
в) Те, кто танцует в команде, опираются на единство и отточенную до автоматизма технику. Душа такого танца многогранна и заключена в каждом танцоре, именно, это позволяет командному танцу выглядеть необычно и слаженно.
Однако, как отмечалось выше, танец как искусство остается своеобразным заложником развития общества, поэтому если наблюдаются изменения в обществе то, несомненно, изменения придут и в танец. Если вновь окунуться в историю, то можно заметить, что повсеместно идет борьба за лидерство на танцевальном олимпе. Особенно ярко это можно наблюдать на примере России. Расцвет танцевального искусства в нашей стране приходится на начало XIX века и связан с широчайшим развитием музыки и появлением новых композиторов на музыкальной арене. Так как единственным местом, где можно было показать свои танцевальные умения перед публикой, являлись балы при дворах знатных особ, то, несомненно, к ним готовились заранее, долгое время, посвящая разучиванию новых движений. Практиковались парные танцы романтической направленности. В такой ситуации, конечно же, лидерство захватил вальс. Бытовало мнение, что именно этот танец предшествует влюбленности. Долгое время позиции вальса были незыблемы, но все изменилось с приходом новой власти, упор был сделан на народные танцы. Однако и это лидерство было недолгим, с появлением движения стиляг в размеренную жизнь советской молодежи ворвались динамичные буги-вуги. Общество, не воспринимая этот танец официально, тем самым способствовало его развитию. На смену медленным и лиричным танцам приходят быстрые и агрессивные, но, вместе с тем, за человеком остается право самому выбирать, что ему нравится больше. В современном мире идет борьба между парными и массовыми танцами, умело поддерживаемая шикарными проектами и красивыми танцевальными фильмами. Занятно наблюдать, как на одной площадке уживаются плавный, нежный вальс и агрессивная, полная страсти сальса, стремительный и где-то даже хулиганский хип хоп и динамичный квикстеп. Теперь танец не ограничен стенами танцевальных студий, он планомерно захватывает улицы, возвращая в свою собственность, то место где впервые зародился. Современные исследователи, наблюдая за данным феноменом, окрестили его как «улицы» или же «уличные танцы». Термин «уличные танцы» можно трактовать как танцы, на стыке стилей танцуемые порою в тех местах, которые совсем для этого не предназначены. Как было сказано выше, танцевальные студии становятся только отправной точкой для тех, кто хочет танцевать. Они танцуют везде: в переходах, в клубах, в школьных дворах, в супермаркетах. Собираясь вместе молодые люди, устраивают своеобразные танцевальные соревнования — баттлы. Иногда они носят стихийный характер, но чаще всего организовываются заранее. К таким соревнованиям танцоры стали специально готовиться, приглашать болельщиков и зрителей. Сейчас такие состязания ежегодно проводятся и на локальном, и на международном уровне в разных местах земного шара. Кто-то называет их хулиганами, которые нарушают общественный покой, другие же с удовольствием за этим наблюдают, не думая, что же на самом деле лежит в основе этих действий. Как ни странно, но движущей силой всего этого является стремление танцора быть не похожим на других, а отсутствие жестких норм позволяет соблюдать единственное правило — каждый имеет право на индивидуальность. Самовыражаясь, каждый из танцоров в тайне ото всех хочет походить хоть в чем-то на тех, кто уже добился успеха. У каждого поколения свои герои и если они сподвигли вас заниматься танцами, то, несомненно, достойны уважения, но не досконального подражания, ведь любой танцор — это птица, предпочитающая клетке свободу.
Из всего выше сказанного можно сделать единственный правильный выбор. Танец- это катализатор, который действительно, способен изменить вашу жизнь, сделать ее лучше и подтвердить, что вы особенный, но только в том случае, если вы готовы отдавать всего себя для достижения этой цели; если вас не страшат проблемы и поражения; если готовы рисковать и выбирать между мудростью и счастьем; и только тогда, когда готовы для того чтобы мир засиял — подать ему пример
Литература:
- http://ru.rfwiki.org/wiki/ %D0 %A8 %D0 %B0 %D0 %B3_ %D0 %B2 %D0 %BF %D0 %B5 %D1 %80 %D1 %91 %D0 %B4_3D
- https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %A2 %D0 %B0 %D0 %BD %D0 %B5 %D1 %86
- http://www.magister.msk.ru/library/pushkin/poetry/onegin.htm