Хороводы в традиции чувашей-анатри Верхнеуслонского, Апастовского и Кайбицкого районов Республики Татарстан (по материалам фольклорных экспедиций Казанской консерватории 2013–2014 гг.) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Культура отдельных стран и народов

Опубликовано в

III международная научная конференция «Культурология и искусствоведение» (Санкт-Петербург, июль 2017)

Дата публикации: 02.06.2017

Статья просмотрена: 235 раз

Библиографическое описание:

Горбунова, Н. И. Хороводы в традиции чувашей-анатри Верхнеуслонского, Апастовского и Кайбицкого районов Республики Татарстан (по материалам фольклорных экспедиций Казанской консерватории 2013–2014 гг.) / Н. И. Горбунова. — Текст : непосредственный // Культурология и искусствоведение : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 30-31. — URL: https://moluch.ru/conf/artcult/archive/247/12276/ (дата обращения: 19.12.2024).



В 2013–2014 гг. Фольклорным кабинетом Казанской консерватории были организованы фольклорно-этнографические экспедиции в Верхнеуслонский, Апастовский и Кайбицкий районы Республики Татарстан с целью фиксации традиционной музыкальной культуры местных низовых чувашей. Компактно расселенные на данной территории низовые чуваши — чуваши-анатри, относятся к правобережной локально-территориальной группе. В ходе экспедиционных изысканий удалось зафиксировать богатый песенно-этнографический материал.

Отличительной чертой традиционного искусства низовых чувашей является бытование жанра хороводных песен — вёйё юррисем. Хороводные песни в традиции чувашей изучаемой территории по сравнению с образцами других жанров календарной обрядности выделяются как большим количеством напевов, так и длительным временем, отводимых на их исполнение. Хороводный жанр как бы занимает доминирующее положение в годовом цикле.

В традиции чувашей изучаемой территории в структуре Уяв выделялись начальный день-Николин день 22 мая (9 мая по старому ст.) и кульминационный день в цикле — Троица, когда участники собирались из всех окрестных селений. Завершался Уяв с заходом солнца в день Питрав (Петров день), после чего ни песни, ни танцы праздника Уяв не исполнялись до следующего года.

В каждой деревне для вождения хороводов существовало специально отведенное место. В селе Большие Меми, например, таковым являлась центральная улица под названием Урам вёрри. Первое исполнение хороводов происходило 22 мая, в день Николая Чудотворца. Далее в течение Уява каждое воскресение молодежь водила хороводы с пением вёйё юррисем (хороводных игровых песен).

Хороводы являлись основным жанром музыкального фольклора в цикле Уяв и функционировали в обрядовых комплексах, связанных с весеннее-летним периодом: со вскрытием реки (Ледоход), Николиным днем, Троицей и Петровым днем. В хороводах участвовали не только парни и девушки, но и дети, мужчины и молодые женщины первого года замужества. Отсюда функционально-смысловая нагрузка хороводов: 1) начало нового календарного цикла (новолетие) соотносится с основными участниками хороводов — молодежью; 2) хороводы — своеобразные «смотрины», «ярмарка» невест; матери, выступающие в качестве зрителей хороводных процессий, примечали невест для своих сыновей[1].

Все хороводные песни исследуемой нами территории являются формульными и делятся на две группы, которые различаются по типу хореографического движения. Первая группа хороводов связана с движением «в кругу» и имеет название «вёйё юрри =аврёнса каяканни» — «хороводная песня кружась»; движутся по солнцу и исполняются на определенном, специально выделенном месте. Тип движения «в кругу» является основным. Вторая группа связана с движением парами «в шеренгу» и имеет название «вёйё юрри сиксе каяканни» — «хороводная песня вприпрыжку»; исполняются по пути к месту «кругового» хоровода, когда идут вдоль улицы деревни — юхнё чухне и во время возвращения домой — саланнё чухне.

Характер типов движения чувашских хороводов соотносится с типами формульных напевов, которые бытуют в данной традиции. В каждом населенном пункте бытуют не более двух напевов с движением «в шеренгу», и не более двух с «круговым» движением. Примечательно то, что все напевы исполняются только в течение Уява и тем самым отмечают, «маркируют» этот праздничный сезон.

Хороводы, как центральное звено весенне-летнего периода, сопровождают самый большой праздник — Троицу. В день Троицы жители со всей округи — из деревень Большие Меми, Канаш, Ямбулатово Верхнеуслонского района, дер. Азбаба Апастовского района и дер. Малые Меми Кайбицкого района — съезжались в дер. Большие Меми, чтобы в лесу играть большой общий хоровод. Форма общего хоровода осуществлялась по принципу «круг в круге», а количество кругов зависело от количества съезжего люда.

Факт сборного празднования Троицы играет особую роль в жизни общины, а выступающее в качестве центрального звена хороводное действо выполняет такие функции, как встреча и общение с родней, «ярмарка» или «смотрины» невест.

Литература:

  1. Васильева А. П. Песенная культура правобережных анатри Татарстана / А. П. Васильева. — Дипломная работа (рук. Е. М. Смирнова). — Казань, 2008. — 143 с.
  2. Винарчик Л. М. Южно-русские хороводы — перекресток календаря и свадьбы / Л. М. Винарчик // Живая старина. — 2001. — № 2. — С. 26–28.
  3. Кондратьев М Г., Васильева А. П. Традиционное музыкальное искусство диаспорной части правобережных анатри / М. Г. Кондратьев, А. П. Васильева // Чуваши Присвияжья: история и культура. — Чебоксары, 2015. — С. 199–222.

[1] Как указывает Л. М. Винарчик, жанр хоровода отмечен многоплановостью содержательной структуры, которая «определяется взаимодействием по крайней мере двух смысловых координат — “свадьбы” и “календаря”» (Винарчик, 2001, с. 28). Назначение хороводов состоит в том, чтобы «выделить молодёжную группу из общественной структуры <…> и побудить, спровоцировать ее членов к смене социального статуса» (Винарчик, 2001, с. 28).

Основные термины (генерируются автоматически): день, Кайбицкий район, круг, общий хоровод, традиция чувашей, хоровод, хороводная песня, центральное звено.

Похожие статьи

Результаты изучения этномофауны Вилюйского региона по данным комплексной экспедиции школьников «По следам Ричарда Маака в Вилюйском регионе»

«Танцы водила, веночек сронила»: традиции празднования Троицы в Нижнем Поволжье (по материалам фольклорных экспедиций в Дубовский район Волгоградской области)

Роль Казанского районного краеведческого музея имени В. С. Аржиловского в развитии духовно-нравственной культуры школьников в рамках археолого-этнографического лагеря «Истоки»

Исследование минеральных и родниковых вод Гафурийского района (на примерах Красноусольских источников № 12, № 11, Кутлугузинского родника и родника «Потапыч»)

К вопросу о состоянии материально-технической базы районных краеведческих музеев в годы «хрущевской оттепели» (1953–1964 гг.) (на материалах Череповецкого краеведческого музея Вологодской области)

Особенности народных примет в русской и якутской культуре (на примере произведений А. С. Пушкина и якутских писателей Эрилик Эристина и Суорун Омоллоона)

Фортепианный цикл для юношества в творчестве Р. К. Щедрина (р.1932): к 80-летию композитора (по материалам выступления на научно-практической конференции студентов факультета музыкального искусства ЮУрГИИ им.П. И. Чайковского 17 апреля 2013)

Определение качества воздуха в д. Ирсаево Мишкинского района и в г. Бирске Республики Башкортостан по проективному покрытию лишайниками стволов деревьев

Обращение к материалам родных литератур студентов международного факультета ТГПУ им. Л. Н. Толстого в аудиторной и внеаудиторной деятельности

Языковой образ семьи в региональной прессе доперестроечного и перестроечного периодов (на материале газет «Советская Башкирия» и «Вечерняя Уфа»)

Похожие статьи

Результаты изучения этномофауны Вилюйского региона по данным комплексной экспедиции школьников «По следам Ричарда Маака в Вилюйском регионе»

«Танцы водила, веночек сронила»: традиции празднования Троицы в Нижнем Поволжье (по материалам фольклорных экспедиций в Дубовский район Волгоградской области)

Роль Казанского районного краеведческого музея имени В. С. Аржиловского в развитии духовно-нравственной культуры школьников в рамках археолого-этнографического лагеря «Истоки»

Исследование минеральных и родниковых вод Гафурийского района (на примерах Красноусольских источников № 12, № 11, Кутлугузинского родника и родника «Потапыч»)

К вопросу о состоянии материально-технической базы районных краеведческих музеев в годы «хрущевской оттепели» (1953–1964 гг.) (на материалах Череповецкого краеведческого музея Вологодской области)

Особенности народных примет в русской и якутской культуре (на примере произведений А. С. Пушкина и якутских писателей Эрилик Эристина и Суорун Омоллоона)

Фортепианный цикл для юношества в творчестве Р. К. Щедрина (р.1932): к 80-летию композитора (по материалам выступления на научно-практической конференции студентов факультета музыкального искусства ЮУрГИИ им.П. И. Чайковского 17 апреля 2013)

Определение качества воздуха в д. Ирсаево Мишкинского района и в г. Бирске Республики Башкортостан по проективному покрытию лишайниками стволов деревьев

Обращение к материалам родных литератур студентов международного факультета ТГПУ им. Л. Н. Толстого в аудиторной и внеаудиторной деятельности

Языковой образ семьи в региональной прессе доперестроечного и перестроечного периодов (на материале газет «Советская Башкирия» и «Вечерняя Уфа»)