Модернизм в изобразительном искусстве Индии ХХ века
Автор: Журиха Анастасия Михайловна
Рубрика: 19. Искусство отдельных стран и народов
Опубликовано в
Дата публикации: 03.05.2017
Статья просмотрена: 740 раз
Библиографическое описание:
Журиха, А. М. Модернизм в изобразительном искусстве Индии ХХ века / А. М. Журиха. — Текст : непосредственный // Культурология и искусствоведение : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 66-68. — URL: https://moluch.ru/conf/artcult/archive/247/12374/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье отражены понятие модернизма в изобразительном искусстве Индии в ХХ веке, его виды, основные отличительные признаки и особенности, приведено описание художественного творчества наиболее ярких представителей данного направления в изобразительном искусстве Индии.
Ключевые слова: модернизм, кубизм, примитивизм, романтический примитивизм, изобразительное искусство, народное искусство, художник
Возникновение и развитие течений модернизма в живописи Индии относится к началу ХХ столетия. Данный процесс обусловлен двумя важными обстоятельствами. Во-первых, Индия — страна, имеющая колониальное прошлое, в связи, с чем ее общественно-экономическое развитие «застряло» на средневековой полуфеодальной формации. Во-вторых, начало развития капитализма в Индии тесно связано с ростом национального самосознания и освободительного движения, которые выражались в борьбе с европейскими влияниями в плоскости идеологии, культуры и искусства. Позже, к середине ХХ века с завоеванием суверенитета, отношение к Западу меняется. Указанные обстоятельства отразились как на общем характере развития живописи Индии, в начале XX веке, так и на возникновении в нем модернистских течений.
Согласно Т. Г. Поповой в современной живописи Индии, наполненной зачастую непримиримыми противоречиями, можно видеть сложную и острую борьбу и взаимовлияние различных течений. Учитывая данный процесс можно отследить на различных этапах соотношение национального искусства, традиций, роли национального искусства и европейских течений, начиная от академических до авангардных [8, c. 138].
По мнению О. Прокофьева в живописи борьба против чуждого индийскому народу влияния в живописи вылилась в возникновении национальных живописных школ, которые вопреки своей односторонности сыграли прогрессивную роль особенно в начале своего развития. И если возникшие в Индии в 20-х годах ХХ столетия модернистские течения в начале не были приняты национальными художниками, то позже когда национальные художественные школы уже исчерпали свою прогрессивную роль, именно они стали первыми проводниками модернизма в живописи Индии [7, с. 127].
Как считает У. Наир, первым ответом модернизму индийских художников было увлечение кубизмом, данное направление довольно широко распространилось в живописи Индии. Первым художников, кто увлекся данным модернистским, течением был Гаганендранат, прославившийся в 1917 году серией мультипликационный литографии. Для Гаганендраната, художественные особенности присущие кубизму: изломанные поверхности, игра света и тени, выступили наиболее захватывающими [10, с. 24]. Позднее творчество Гаганендраната, например, «полеты поэтического воображения», могут быть причислены к «посткубистическим», и определять как источник, так и его преображение. Общие мотивы, реализуемые Гаганендранатом в его позднем творчестве, происходят и от его увлечения игрой калейдоскопа, инструментом, всегда привлекавшим его.
Г. Рид указывает, что второе течение модернизма в индийском живописном искусстве провоцирует принять во внимание еще один всеобъемлющий феномен, корни которого находятся в западноевропейской мысли: примитивизм. Первый значимый художник Индии, использовавший примитивизм в качестве средства художественной выразительности, стал Р. Тагор, выступив первопроходцем, он очень эффектно применил чисто «экспрессионистские» искажения объекта в своем творчестве. Р. Тагор был поэтом и увлекся живописью ради игры, зените своей славы поэта, когда ему исполнилось 67 лет, часто включая свои рисунки в текст. Р. Тагор не стремился превзойти европейский авангард, а искал свое выражение художественного примитивизма [9, с. 121]. Р. Тагору присуще некоторые индивидуальные черты в данном модернистском течении: игра, создание рисунков из пересечений в тексте, «затирания». В черновиках Р. Тагора прослеживается эксперименты с бенгальским письмом и визуальными эффектами оформления некоторых текстов. «Затирания», выполнены с помощью ручки и чернил, и размываются в границах определенной цветовой гаммы, тем самым принимая формы человека и животных.
По утверждению В. Хофмана еще одним значимым представителем индийского модернизма была А. Шер-Гил. Художественный поиск примитивистских форм Шер-Гил реализовался в увлечении таитянской живописью Гогена. Художница заявила о своей миссии изображать жизнь бедных, отверженных, униженных, незаметных. Ей был создан плотный «текстурный» стиль, который несколько схож с движением Нео Сачличкейт [11, с. 130].
Ярким представителем модернизма в живописи Индии до 1947 года был Д. Рой, который последовательно идеологически обосновал примитивизм. В отличие от Шер-Гил, которая идеализировала «детей земли», Рой довел эту идею до логического конца. В начале своего художественного творчества Д. Рой искал «аутентичность» национальной выразительности в живописи, проводя художественные эксперименты, как с восточными, так и с западными стилями, начиная от академического натурализма и импрессионизма и завершая ориентализмом и китайской акварелью. Результаты творчества Д. Роя как художника-националиста нужно рассматривать в тесной взаимосвязи с особенностями его восприятия собственного индийского искусства. Д. Рой, считал, что индийское народное искусство не может создаваться с применением импортных красящих пигментов. Поэтому он не применял масляную живопись, а использовал местные и органические пигментам. Так же Д. Рой предпочел Калигхату деревенскую свитковую живопись, объясняя, сей шаг тем, что Калигхат уж очень близок урбанистическому и колониальному духу Калькутты [4, с. 165]. Проникновение модернистских течений в живопись Индии имело огромное культурное значение.
Расширился социальный состав художников, появились живописцы, имеющие скромное происхождение. Многие из художников в своем творчестве стремились вернуться к своим «деревенским корням». В живописи Индии возникли две противоречивые, а подчас и взаимоисключающие тенденции — космополитизма и национализма, городского и сельского уклада, что придавало определенную остроту работам художников Индии периода модернизма [2, с. 180].
На закате эры колонизации изобразительное искусство Индии взяло на себя все, более расширенные, социальные обязательства, художники симпатизировали социализму. Это выразилось в создании художественных группировок сторонников «прогрессивного искусства», выходцев из разных частей Индии, которые категорически отрицали художественный национализм ради социальной справедливости и равенства. Прогрессивные художники объявили себя модернистами, сопротивляющимися мертвой, безжизненной традиции, провозгласив своими кумирами Д. Роя, А. Шер-Гил и Р. Тагора, а своей целью — создание Бенгальской школы «историцизма».
Самая ранняя группа «прогрессивных художников» возникла в Калькутте в 1945 году на фоне великого Бенгальского голода 1943 года. В число членов группы входили художники Паритош Сен, Гопал Гхоз, Нирод Мазумдер, Субхо Тагор и Зайнул Абедин. Среди всех остальных, Абедин обрел известность как автор числа шокирующих зарисовок на тему голодного времени [1, с. 180].
Итак, модернизм в изобразительном искусстве Индии — общее определение разноплановых явлений, которым свойственно отрицание старого, традиционного искусства. Сюда можно отнести экспрессионизм, и кубизм, примитивизм и др. Модернизм провозглашает превосходство искусства над реальностью.
Литература:
- Герман М. Ю. Модернизм. Искусство первой половины XX века: Учебное пособие. — М: Азбука-классика, 2008. — 233 с.
- Ивашенцов Г. А. Индия: Учебное пособие. — М.: Мысль, 2009. — 266с.
- Краусс Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы: Учебное пособие. / Пер. с англ. Матвеевой А., Кистяковской К., Обуховой А. – М.: Художественный журнал, 2013. — 300 с.
- Короцкая А. А. Сокровища индийского искусства: Учебное пособие. — М. Владос, 2016. — 290 с.
- Ольденбург С. Ф. Культура Индии: Учебное пособие. — М.: Просвещение, 2011. — 288 с.
- Прокофьев О. Искусство Индии: Монография. — М.: Наука, 2014. — 300 с.
- Прокофьев О. Зарождение и развитие модернизма в искусстве Индии // Модернизм: Анализ и критика основных направлений. Сборник научных статей / Под. ред. В. В. Ванслова и Ю. Д. Колпинского. — М.: Искусство, 2010. — С. 127–138.
- Попова Т. Г. г Модернизм в искусстве Индии// Художественная культура XX века: Сборник научных статей. — М.: Изобразительное искусство 2002. – С. 138–144.
- Рид Г. Краткая история современной живописи. — М.: Искусство XXI век, 2006. — 244 с.
- Ума Наир Индийские модернисты // Перспективы. 2010. – № 6. — С. 23–36.
- Хофман В. Основы современного искусства. Введение в его символические формы: Учебное пособие. — Спб.: Питер, 2014. — 288 с.
Ключевые слова
модернизм, народное искусство, изобразительное искусство, художник, кубизм, примитивизм, романтический примитивизмПохожие статьи
Авангард в изобразительном искусстве
В статье отражено понятие авангарда как одного из важных направлений живописи, выявлено значение авангарда в изобразительном искусстве, описаны основные течения и их художественные особенности, изучено творчество представителей авангарда: П. Пикасо, ...
Тенденции развития китайской литературы в конце XX века: обзор становления и упадка авангарда, послуживших становлению других течений
В статье рассматриваются особенности развития литературы Китая в конце 20 века. Изучаются основные направления развития литературы того времени. Статья представляет собой обзор становления и упадка авангарда, послужившее становлению других течений. ...
Искусство русского авангарда: рекламный плакат
В статье рассматривается влияние искусства советского авангарда на плакатную рекламу, освещается деятельность художников, связанных с данным направлением.
Японский минимализм в интерьерах: история развития
В данной статье дается полное описание понятия минимализм, а также представлена история развития японского минимализма в интерьерах помещения.
Виды современного искусства в живописи
Целью данной работы является определение роли современного изобразительного искусства в обществе и изучение текущих тенденций в развитии современного искусства для выявления основных направлений и черт.
Традиции и инновации в татарских шамаилях начала XX века
В статье автор исследует взаимодействие традиций и инноваций в развитии татарских шамаилей начала XX века, акцентируя внимание на влиянии исторических событий и социальных изменений на художественную культуру.
Критский период творчества Эль Греко
В данной статье рассказывается о начальном этапе творческого пути испанского художника Эль Греко. Его манере письма в первых работах и различных художественных течениях и школах этого периода на острове Крит.
Феномен аниме и манга в современной массовой культуре
В данной статье исследуются причины мировой популярности аниме и манги. Выявляются их влияние на современную массовую культуру. Отмечается вклад японского художественного стиля в новые западные визуальные продукты. Прослеживается тенденция становлени...
Фресковая живопись, её развитие и актуальность начиная с античности и заканчивая современным миром
В статье авторы рассказывают о виде живописи «фреска» и показывают её актуальность в современном мире.
История танца как инструмента человеческого общества
В статье рассматривается значение танца как необходимого инструмента человеческого общества. Раскрываются доминирующие прикладные функции танца как феномена, выходящего за рамки искусства, в разные исторические эпохи. Анализируются особенности бытия ...
Похожие статьи
Авангард в изобразительном искусстве
В статье отражено понятие авангарда как одного из важных направлений живописи, выявлено значение авангарда в изобразительном искусстве, описаны основные течения и их художественные особенности, изучено творчество представителей авангарда: П. Пикасо, ...
Тенденции развития китайской литературы в конце XX века: обзор становления и упадка авангарда, послуживших становлению других течений
В статье рассматриваются особенности развития литературы Китая в конце 20 века. Изучаются основные направления развития литературы того времени. Статья представляет собой обзор становления и упадка авангарда, послужившее становлению других течений. ...
Искусство русского авангарда: рекламный плакат
В статье рассматривается влияние искусства советского авангарда на плакатную рекламу, освещается деятельность художников, связанных с данным направлением.
Японский минимализм в интерьерах: история развития
В данной статье дается полное описание понятия минимализм, а также представлена история развития японского минимализма в интерьерах помещения.
Виды современного искусства в живописи
Целью данной работы является определение роли современного изобразительного искусства в обществе и изучение текущих тенденций в развитии современного искусства для выявления основных направлений и черт.
Традиции и инновации в татарских шамаилях начала XX века
В статье автор исследует взаимодействие традиций и инноваций в развитии татарских шамаилей начала XX века, акцентируя внимание на влиянии исторических событий и социальных изменений на художественную культуру.
Критский период творчества Эль Греко
В данной статье рассказывается о начальном этапе творческого пути испанского художника Эль Греко. Его манере письма в первых работах и различных художественных течениях и школах этого периода на острове Крит.
Феномен аниме и манга в современной массовой культуре
В данной статье исследуются причины мировой популярности аниме и манги. Выявляются их влияние на современную массовую культуру. Отмечается вклад японского художественного стиля в новые западные визуальные продукты. Прослеживается тенденция становлени...
Фресковая живопись, её развитие и актуальность начиная с античности и заканчивая современным миром
В статье авторы рассказывают о виде живописи «фреска» и показывают её актуальность в современном мире.
История танца как инструмента человеческого общества
В статье рассматривается значение танца как необходимого инструмента человеческого общества. Раскрываются доминирующие прикладные функции танца как феномена, выходящего за рамки искусства, в разные исторические эпохи. Анализируются особенности бытия ...