Молодежные СМИ России
Автор: Какаулина Ксения Андреевна
Рубрика: 10. Теория и методология искусства и проблемы искусствоведения
Опубликовано в
Дата публикации: 08.07.2017
Статья просмотрена: 2017 раз
Библиографическое описание:
Какаулина, К. А. Молодежные СМИ России / К. А. Какаулина. — Текст : непосредственный // Культурология и искусствоведение : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 45-48. — URL: https://moluch.ru/conf/artcult/archive/247/12670/ (дата обращения: 18.12.2024).
В статье на конкретных примерах анализируются молодежные СМИ России. Рассматривается их тематическая модель, композиционная модель, структура.
Ключевые слова: редизайн, дизайн, модульная сетка, газета, журнал
Молодежные СМИ в России берут свое начало в 1857 году, когда был выпущен первый номер газеты Санкт-Петербургского Университета «Студенческий мир». Несмотря на то, что было выпущено всего шесть номеров, начало студенческой и молодежной прессе было положено. Так как большинство изданий были научно-публицистическими и просветительскими, студенты часто оказывались как их читателями, так и авторами. Многие русские писатели начинали публиковать свои произведения в журналах еще в студенческие годы. Федор Тютчев, например, в журнале «Труды Общества любителей российской словесности», Иван Тургенев в «Журнале Министерства народного просвещения». Внимание студентов к прессе привело к тому, что они стали издавать свои журналы. Большинство были рукописными, издавались маленькими тиражами, многие быстро закрывались. В таких изданиях, как правило, копировались с «взрослых» изданий дизайн, рубрикация, тематика. Несмотря на это, им было свойственно противопоставлять себя всему общепринятому и официальному.
Еще одно направление, которое активно начало развиваться уже в начале XX века — выпуск стенных газет в учебных заведениях. В то время эти газеты считались очень сильным методом пропаганды и идеологического управления. Тем не менее, это были своеобразные школы журналистского мастерства, где профессиональные журналисты часто учили юных корреспондентов азам профессии. Некоторые из таких газет выпускались на действительно хорошем уровне. Например, стенгазета «Комсомолия», выпускаемая на филологическом факультете МГУ достигала 30–40 метров и занимала стены коридора.
Сейчас в России есть молодежные СМИ самого разного типа. Для анализа нами были выбраны региональный журнал «ОнОнас», выпускаемый в Белгородской обрасти и московская газета «Акция». Эти издания были выбраны не случайно. Во-первых, журнал «ОнОнас» — региональное издание, «Акция» — газета, издававшаяся в столице. Оба эти издания, хоть и имеют большую разницу в тираже, являются очень успешными в своем сегменте. Сравнивая их, мы сможем проследить, так ли существенна разница между столичными и региональными изданиями.
Во-вторых, нам интересно рассмотреть модель как газеты, так и журнала, поэтому мы взяли издания разных форматов. Стоит отметить, что «Акция» прекратила свою работу, но мы осознанно включаем ее в свое исследование, так как она является отличным примером молодежного издания.
Журнал «ОнОнас» вышел на рынок СМИ в 2013 году в Белгороде. До него выпускалась газета «Смена», которая являлась старейшей молодежной газетой Белгородской области, она выходила с 1956 года. Газету отличало то, что ее выпускали профессиональные журналисты старшего поколения, но при этом она пользовалась большим спросом и завоевала признание молодой аудитории, хотя, как правило, возраст редакций молодежных изданий приближен к возрасту читателей, и именно этот фактор помогает им угадывать запросы и пожелания читателей. После реорганизации это название перешло к спортивному еженедельнику и начал свою деятельность журнал «ОнОнас».
«ОнОнас» выходит один раз в месяц и свободно распространяется в учебных учереждениях, кафе, кинотеатрах Белгородской области. Его тираж составляет 10 тысяч экземпляров. Целевая аудитория — думающие молодые люди от 16 до 30 лет, старшеклассники, студенты. Цель редакции — формирование эстетического вкуса у молодежи, попытка привить молодежи образ жизни активного белгородца.
Сама редакция говорит о своем издании так: ««Он о нас» — старшеклассниках, студентах, молодых специалистах. О тех, кто уже успел многого добиться и тех, кто всего добьётся, потому что всё у них впереди. О людях, которые живут в окружении точек доступа к широкополосному Интернету, но на выходных могут махнуть рукой на все эти блага цивилизации, сесть на велосипед и рвануть с друзьями на вылазку, с палатками и печёной картошечкой из костра!». Издание выходит раз в месяц тиражом 5 тыс. экземпляров на 48 страницах. Формат — А4, цветная печать, мелованная бумага.
Тематика журнала. Тематика отличается большим разнообразием, в журнале освещают события города, знакомят читателей со многими интересными людьми, фактами их биографий. Так же поднимаются темы технологий и науки.
В издании очень хорошо проработана система рубрикаций. Рубрики не одинаковы в каждом номере, но часто повторяются. Основные из них: «Знай наших», «Технологии», «Хобби», «По науке», «Репортаж», «Путешествие», «Спорт». Так же кроме рубрик, которые привычно можно увидеть во многих журналах, есть рубрики «Мотай на ус», где рассказываются интересные лайфхаки, например, как попасть на зимнюю Олимпиаду в Сочи; «Глупый вопрос умному человеку», где используется жанр экспертное интервью и каждый материал начинается с простого, часто детского вопроса, например «Почему на морозе язык прилипает к железу?».
Издание часто публикует материалы в жанре интервью, поэтому существует две рубрики, созданные для этого жанра: «Знай наших» и «Личность». Иногда они обе встречаются в одном номере, но, на наш взгляд, это удачное решение, которое помогает разбавить интервью иными жанрами. Так же вызывает интерес рубрика «Охота на работу». В ней авторы рассказывают о том, как составить свое первое резюме, как вести себя перед потенциальным работодателем и т. д. Рубрикация и наполнение номеров, на наш взгляд, хорошо разработаны и продуманы. Рубрик много, они охватывают почти все сферы жизни Белгорода, наполнены материалами разных жанров: заметки, интервью, репортажи, советы, инфографика.
Композиционно-графическая модель издания. КГМ издания, хоть и имеет некоторые недостатки, в целом является хорошим примером для молодежных изданий. Основной ее плюс — легкость дизайна, простые, но четкие линии, большое количество «воздуха» на полосах. Одним из главных минусов стал логотип. Он не соответствует возрастной категории читателей и больше ассоциируется с детьми, чем с молодежью. Этому, на наш взгляд, способствует яркий желтый цвет в логотипе, небольшие фигурки-силуэты людей, напоминающие игрушки, а так же перевернутая, нарочито игривая буква «А», которая больше нигде не поддерживается схожими элементами. К тому же, объемные буквы в логотипе вступают в конфликт с дизайном издания в целом, где не присутствуют объемные объекты, общая концепция стремится к минимализму и использованию векторной графики.
Издание использует шрифт с засечками для основного текста, в заголовочном комплексе и в лидах, напротив, используются прямые рубленые шрифты. Это достаточно стандартная схема. Несмотря на то, что подобные шрифты в основном наборе зачастую отяжеляют восприятие текста, в данном случае этого не происходит, все шрифты достаточно удобочитаемы. В основном используется двухколонная верстка, иногда — трехколонная, но из-за правильно подобранного размера шрифта, текст легко читается даже в узких колонках. Интересно, что во всем журнале текст выровнен по левому краю. Как правило, этот прием используется в веб-дизайне. Использование его в печатной периодике говорит о стремлении к внедрению элементов веба в дизайн. Об этом же говорят иконки, которыми обозначается автор материала и фотограф.
Так же используется довольно большое количество линеек, которые отделяют важные элементы друг от друга, систематизируют контент. На них строится дизайн содержания, линейками горчичного цвета отделяются лиды и подписи к фотографиям. На наш взгляд, это удачное решение, так как оно упрощает навигацию по изданию. Любопытной деталью нам кажется то, что в конце каждого материала принято ставить небольшой круг голубого цвета, как обозначение законченности. Такой же прием использует популярный мужской журнал «Esqure», в котором материалы заканчиваются фирменной буквой «Е». Можно предположить, что это говорит о преемственности и о том, что дизайн был разработан с опорой на уже известные успешные издания. На полосах располагается большое количество фотографий, некоторые из них поставлены «на вылет», что придает верстке динамичности.
В целом, дизайн журнала «ОнОнас» оставляет хорошее впечатление, все шрифты удобочитаемы, навигация удобно выделена, в издании достаточно легко ориентироваться. Подложки под врезками не мешают восприятию текста, и общий облик издания кажется нам достойным уровнем журнального дизайна.
Следующим изданием, которое нам хотелось бы рассмотреть, является газета «Акция». Газета издавалась в течение 12 лет, с 2001 по 2013 год. Начиналась как проект студентов-энтузиастов из Москвы, начальный тираж составлял 999 экземпляров, за несколько лет эта цифра увеличилась до 300 тысяч. Периодичность варьировалась от одного до двух раз в месяц. С самого начала газета была бесплатной, распространялась в кафе, кинотеатрах, учебных заведениях. Газета стала стартовой площадкой для начинающих журналистов, дизайнеров и фотографов. С точки зрения дизайна это издание стало отличным примером, газета завоевала более двадцати наград на Всероссийском конкурсе «Газетный дизайн», а так же получила награду «World’s Best-Designed Newspaper» и звание лучшей в мире газеты по дизайну. Именно это побудило нас взять издание для анализа, не смотря на то, что оно уже прекратило свое существование.
Тематика издания. «Акция» писала о политике, экономике, карьере и образе жизни. Освещала события Москвы и брала интервью у таких скандальных персон, как Березовский и Ходорковский. На страницах их газеты они сами писали о себе ««Акция» пишет о тех, кто меняет жизнь к лучшему; рассказывает о возможностях личностного роста, образовании и карьере; делится технологическими и научными трендами, описывает сценарии будущего». В газете было всего три рубрики, они были постоянными и не менялись из номера в номер: «Люди», «Возможности», «Будущее». Так как рубрики достаточно общего плана, они включали в себя материалы разных жанров и тематик. Так же как и журнал «ОнОнас», «Акция» рассказывала молодым людям о работе, о том как ее найти и где искать. На наш взгляд, система рубрикации журнала «ОнОнас» более удобна, чем у «Акции». В ситуации, когда рубрик достаточно много, но они повторяются из номера в номер и запоминается читателю, найти интересующий материал или тему гораздо проще. Система навигации в этом случае заметно упрощается. В целом, в «Акции» публиковались материалы для молодых людей, ориентированных на карьерный рост и успех, она задавала своим читателям планку и старалась привить особый стиль жизни.
Композиционно-графическая модель газеты. Дизайн был ключевым моментом издания, его визитной карточкой. Он действительно может послужить примером для подражания. Система навигации, может не слишком хорошо простроенная в рубрикации, удобно отражена в дизайне. Каждой рубрике соответствует свой цвет. Рубрика «Люди» выполнена в голубом цвете, «Возможности» — в зеленом, а «Будущее» — в розовом. Минусом, на наш взгляд, является то, что некоторые элементы текста набраны цветами рубрик, которые, являясь довольно светлыми, не способствуют удобочитаемости. Как и в журнале «ОнОнас», в издании используется антиквенный шрифт для основного набора и рубленный для прочих элементов. Тонкие линии заголовочного шрифта хорошо гармонируют с большим количеством графических элементов и линеек. «Акция» не боится использовать броские элементы, отходить от традиционной газетной верстки к журнальной и работать на стыке двух форматов, внося нотки динамичности, делая весь дизайн легким и подвижным. При верстке используется сетка с четыремя и тремя колонками. Интересно, что во всех колонках, кроме последней (правой) дизайнеры используют выравнивание текста по ширине колонки, а в правой — по левому краю, что ассоциируется с веб-дизайном. Для того, чтобы эта колонка выделялась еще сильнее, ее делают более узкой. Особого внимания заслуживает первая полоса газеты. Уходя от традиционных приемов, «Акция» не размещает на ней материалы и фотографии. Первую полосу можно скорее назвать обложкой, что относит нас к традициям журнального дизайна. На ней располагается лишь лаконичный логотип издания, авторская иллюстрация и анонсы с названиями материалов и номерами страниц. Как на обложке, так и внутри номера, дизайнер не боится переворачивать текст и писать по вертикали, что снижает комфортность чтения, но гармонично смотрится в тандеме с остальными деталями. В целом, газета не зря была взята для анализа. Она не только служит примером, но и является источником вдохновения.
Похожие статьи
Оксюморон молодежной газеты. Влияние дизайна на развитие молодежных печатных СМИ
В статье анализируется влияние дизайна на молодежные печатные СМИ, рассматривается тенденция увеличения возраста целевой аудитории печатных изданий. Приводятся примеры дизайна молодежных изданий и влияния дизайна на привлечение аудитории к СМИ.
Редизайн молодежных СМИ
В статье рассматриваются основные тенденции редизайна СМИ в России и влияние визуальных образов на социальное и личностное сознание. Основная цель статьи – выявить особенности дизайна и редизайна молодежных изданий.
Мультимедийный лонгрид как рекламная платформа для продвижения
В статье рассматривается новый формат онлайн журналистики — лонгрид. Анализируются его визуальные составляющие, а также композиционная и содержательная структура. Изучаются лонгриды российских онлайн медиа, рассматривается влияние мультимедийных элем...
Эволюция российского рынка маркетинговых исследований
В статье рассмотрена эволюция индустрии маркетинговых исследований в России, проанализированы его основные участники, их специализация, выделены основные тренды развития рынка маркетинговых исследований.
Культурная проблематика в сетевых районных изданиях Белгородской области
В статье авторы пытаются определить культурную проблематику и жанровое разнообразие публикаций в сетевых изданиях.
Слеты молодежного актива как современные площадки для выстраивания горизонтальных отношений между представителями молодого поколения
В статье рассматривается феномен слетов молодежного актива как площадки для выстраивания горизонтальных отношений между представителями молодого поколения. Дается общая характеристика молодежного слета как современной коммуникационной площадки. Выдел...
Актуализация дизайна учебной среды как средство оптимизации образования
Авторы статьи анализируют аспекты, определенным образом влияющие на дизайн учебных аудиторий. Рассматриваются основные принципы образовательной среды, значение предварительного исследования, эргономические контексты, некоторые рекомендации по цветогр...
Формирование бренда предприятия в сфере HoReCa
В научной статье рассматриваются сложившиеся авторские подходы к восприятию понятия «бренд» и «брендирование». Разграничиваются существующие подходы на составляющие. Научная новизна статьи заключается в разработке инструментария на основе опыта бренд...
Структура контента интернет-издания Mash Siberia как регионального подразделения Mash в telegram-канале
В статье рассмотрена краткая история появления и развития интернет-издания Mash, его регионального подразделения Mash Siberia, а также рассматривается структура обеих веток данного интернет-СМИ; особенности контента, отличительные черты в сравнении с...
Развитие бренда Монголии на развивающихся рынках
В этой статье я попытался провести анализ развитие монгольского бренда Монголии на развивающихся рынках. В статье рассматриваются тенденции развития бренда Монголии. Целью данной статьи является выявление основных тенденций, а также поиск актуальных ...
Похожие статьи
Оксюморон молодежной газеты. Влияние дизайна на развитие молодежных печатных СМИ
В статье анализируется влияние дизайна на молодежные печатные СМИ, рассматривается тенденция увеличения возраста целевой аудитории печатных изданий. Приводятся примеры дизайна молодежных изданий и влияния дизайна на привлечение аудитории к СМИ.
Редизайн молодежных СМИ
В статье рассматриваются основные тенденции редизайна СМИ в России и влияние визуальных образов на социальное и личностное сознание. Основная цель статьи – выявить особенности дизайна и редизайна молодежных изданий.
Мультимедийный лонгрид как рекламная платформа для продвижения
В статье рассматривается новый формат онлайн журналистики — лонгрид. Анализируются его визуальные составляющие, а также композиционная и содержательная структура. Изучаются лонгриды российских онлайн медиа, рассматривается влияние мультимедийных элем...
Эволюция российского рынка маркетинговых исследований
В статье рассмотрена эволюция индустрии маркетинговых исследований в России, проанализированы его основные участники, их специализация, выделены основные тренды развития рынка маркетинговых исследований.
Культурная проблематика в сетевых районных изданиях Белгородской области
В статье авторы пытаются определить культурную проблематику и жанровое разнообразие публикаций в сетевых изданиях.
Слеты молодежного актива как современные площадки для выстраивания горизонтальных отношений между представителями молодого поколения
В статье рассматривается феномен слетов молодежного актива как площадки для выстраивания горизонтальных отношений между представителями молодого поколения. Дается общая характеристика молодежного слета как современной коммуникационной площадки. Выдел...
Актуализация дизайна учебной среды как средство оптимизации образования
Авторы статьи анализируют аспекты, определенным образом влияющие на дизайн учебных аудиторий. Рассматриваются основные принципы образовательной среды, значение предварительного исследования, эргономические контексты, некоторые рекомендации по цветогр...
Формирование бренда предприятия в сфере HoReCa
В научной статье рассматриваются сложившиеся авторские подходы к восприятию понятия «бренд» и «брендирование». Разграничиваются существующие подходы на составляющие. Научная новизна статьи заключается в разработке инструментария на основе опыта бренд...
Структура контента интернет-издания Mash Siberia как регионального подразделения Mash в telegram-канале
В статье рассмотрена краткая история появления и развития интернет-издания Mash, его регионального подразделения Mash Siberia, а также рассматривается структура обеих веток данного интернет-СМИ; особенности контента, отличительные черты в сравнении с...
Развитие бренда Монголии на развивающихся рынках
В этой статье я попытался провести анализ развитие монгольского бренда Монголии на развивающихся рынках. В статье рассматриваются тенденции развития бренда Монголии. Целью данной статьи является выявление основных тенденций, а также поиск актуальных ...