Развитие жанровой системы телевизионной трэвел-журналистики в контексте истории
Автор: Долгова Любовь Владимировна
Рубрика: 4. Социокультурная деятельность
Опубликовано в
Дата публикации: 28.06.2017
Статья просмотрена: 802 раза
Библиографическое описание:
Долгова, Л. В. Развитие жанровой системы телевизионной трэвел-журналистики в контексте истории / Л. В. Долгова. — Текст : непосредственный // Культурология и искусствоведение : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 10-11. — URL: https://moluch.ru/conf/artcult/archive/247/12693/ (дата обращения: 15.11.2024).
В настоящее время трэвел-журналистика представляет собой развернутую систему жанров, форм и форматов. Изначально географические передачи были связаны с документальными научными фильмами, путевыми очерками и образовательными фильмами-лекциями. Возникнув однажды из жанра печатных путевых очерков, эта отрасль телепродукции продолжила быстро развиваться и подстраиваться под меняющиеся процессы в обществе.
Основоположником жанра кинопутешествий считается американский путешественник, фотограф и журналист Бертон Холмс. Автор документальных лент о дальних странах в 1898 году посетил Корею и показал королю Кочжону и его придворным несколько коротких лент, снятых во время странствий по миру [1]. Именно Бертон Холмс ввёл такое понятие, как «travelogue» — выступление с рассказом о путешествии и демонстрацией фотографий и коротких фильмов. На пленке Бертон Холмс зафиксировал такие города, как Париж, Москва, Нью-Йорк, Пекин, Дели. Он объездил полмира, выступая с лекциями, иллюстрированными собственными фильмами. Трэвелоги Бертона Холмса фактически стали прототипом современных студийных трэвел-передач.
В 1907 году появляются документальные фильмы о России известной французской компании «Пате»: изначально экранные путешествия носили характер видовых фильмов: так, в ленте «Донские казаки» была запечатлена лагерная жизнь казачьего полка: конное учение, рубка лозы, джигитовка. Следующий цикл «Живописная Россия», выпущенный в 1908 году, можно также считать примером видовых картин. Серия работ состояла из 21 фильма, в нее входили географические и этнографические картины о России.
Прорыв в трэвел-документалистике совершил американец Роберт Флаэрти, который ввел показ страны через героя. Его фильмы представляли собой позитивный собирательный образ, как главного героя, так и его страны. Английский историк кинематографа Артур Колдер-Маршалл говорит о доверительности, которую позволяет себе кинокамера Флаэрти в фильме «Нанук с Севера»: «режиссер будто делает нас свидетелем живой жизни и того, что происходит во время съемок с установкой не на то, что «это произошло с нами», а на то, «вот какова жизнь Нанука и его семьи» [2]. Работы Флаэрти отличались от сухой документалистики того времени, что давало повод современникам критиковать его способы интерпретации действительности. Исследователь Д. Кракауэр назвал главный принцип, лежащий в основе фильмов Флаэрти — сюжет, который вытекает из жизни народа [3]. Метод длительного наблюдения, «привычная камера», элементы постановочности, характерные работам Флаэрти, стали эстетической платформой для многих документалистов последующих десятилетий, этот процесс продолжается до сих пор.
В Советском Союзе большой вклад в развитие трэвел-журналистики внес режиссер Владимир Шнейдеров. Владимир Шнейдеров прибегал к методу чисто репортажной съемки, где автор являлся не просто сторонним наблюдателем, а был участником событий. Цикл «Путешествия по СССР» стал предшественником самой популярной советской программы о путешествиях, «Клуба путешественников» (1960–2003). Эта первая телепрограмма в истории советского телевидения, посвященная популяризации туризма и путешествиям, была выполнена в журнальной форме. Исследователь В. Ф. Познин называет «Клуб путешественников» “стопроцентно научно-популярной программой”, так как в ней освещались вопросы, связанные с настоящими исследованиями, гипотезами и научными экспедициями [4]. Гостями программы были известные археологи, зоологи, географы, путешественники.
Немного позднее «Клуба путешественников» появился анималистический телевизионный журнал «В мире животных» (1968) с ведущим публицистом Василием Песковым, которого в 1977 году сменил зоолог Николай Дроздов. Создание студийной трэвел-программы диктовало время: СССР оставалось закрытым государством, так что у журналистов просто не было полноценной возможности снимать материалы в других странах. Уже после перестройки на канале «Россия» в 1994 году появился телевизионный журнал «Диалоги о животных», ведущим программы был зоолог Иван Затевахин. Передача выходила в форме тележурнала с рубриками, посвящённым как диким, так и домашним животным до 2017 года, после чего ведущий сменил журнальную форму передачи на формат телевизионного анималистического шоу, и программа стала называться «Живые истории».
Исследователь И. В. Показаньева выделяет несколько этапов развития отечественной телевизионной трэвел-журналистики. Первый этап автор обозначает приблизительно 1950–1980 годами и связывается с появлением на Первом и Втором каналах Центрального телевидения передач, подготовленных Главной редакцией научно-популярных и учебных программ [5]. Студийные передачи «Клуб путешественников» и «В мире животных» носили просветительский характер, пользовались безоговорочным успехом у зрителей, существовали в рамках отсутствия конкуренции.
Второй этап И. В. Показаньева выделяет промежутком примерно с 1980 по 2000 год. В этот переходный исторический период происходит постепенная децентрализация СМИ, появляются частные телекомпании, которые создают собственные трэвел-передачи. К 1990 году окончательно рухнул и «железный занавес», и монополия Центрального телевидения. Научно-популярный компонент трэвел-программ сменяется развлекательным и рекламным. Так, в программе «Непутевые заметки» ведущий Дмитрий Крылов с 1991 года в легкой развлекательной манере рассказывает о традициях, обычаях, национальной кухне каждой из посещаемой им страны.
Исследователь С. Н. Ильченко отмечает обстоятельства, которые повлияли на эволюции жанрового деления: «Смена парадигмы развития всей системы отечественных электронных СМИ на рубеже 1980–1990-х годов оказала существенное воздействие на формирующийся эфирный контент, который, чем дальше уходили медиа от советской модели, становился все более вариативным с точки зрения жанров, их конвергенции и приоритетности» [6]. К началу 2000-х годов система СМИ претерпела сильные изменения, которые не могли не затронуть область трэвел-журналистики. Жанры совершенствуются с точки зрения усиления авторского начала, форматы активно развиваются, разветвляются на виды и подвиды, включая в себя разнообразные игровые и зрелищные элементы.
Литература:
- Ланьков А. Зарождение корейского кино // [электронный ресурс], URL: http://lankov.oriental.ru/310.shtml.
- Сalder-Marchall A. The Innocent eye.The Life of Robert Flaherty, 1970. [электронный ресурс], URL: https://archive.org/details/innocenteyetheli000471mbp.
- Кракауэр З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. М.: Искусство, 1974. С. 67–68.
- Познин В. Ф. Техника и технология СМИ. Радио- и тележурналистика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2016. С. 184.
- Показаньева И. В. Генезис отечественного научно-популярного телевидения географической тематики: возникновение телевизионной трэвел-журналистики // Вестник ВГУ, 2014. № 4. С. 135–136.
- Ильченко С. Н. Историко-культурные предпосылки трансформации системы жанров отечественного телевещания// Говорит и показывает кафедра телерадиожурналистики: сб. статей /. СПб.: Ин-т «Высш шк. журн. и мас. коммуникаций», 2014. № 4. С. 38.