Метод ассоциаций как прием мыслительной деятельности в методологии архитектурного проектирования
Авторы: Дородных Анна Алексеевна, Кузнецова Кристина Вячеславовна
Рубрика: 10. Теория и методология искусства и проблемы искусствоведения
Опубликовано в
Дата публикации: 07.07.2017
Статья просмотрена: 5059 раз
Библиографическое описание:
Дородных, А. А. Метод ассоциаций как прием мыслительной деятельности в методологии архитектурного проектирования / А. А. Дородных, К. В. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Культурология и искусствоведение : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 42-45. — URL: https://moluch.ru/conf/artcult/archive/247/12745/ (дата обращения: 15.11.2024).
Широко известно, что метод как способ решения конкретной задачи — это совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. Методика же — это последовательность выполнения определенных действий для решения поставленного задания в рамках определенного метода. Методология архитектурного проектирования (по определению Ю. Евреенова) — это, отдельное направление науки, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практической архитектурной деятельности, необходимая для изучения в художественных и технических вузах. К методологии архитектурного проектирования можно отнести совокупность средств, приемов, принципов и подходов, которые нашли применение в разных видах архитектурной деятельности. Методы архитектурного проектирования могут быть различными, в зависимости от индивидуальности личности архитектора, но в целом именно они определяют творческий метод архитектора, его авторский почерк.
Одним из базовых методов, применяемых на практике, является метод ассоциаций на этапе формирования идеи. Ассоциативные образы, формирующиеся в памяти человека на протяжении всей его жизни, помогают архитектору решать поставленные задачи. Взаимосвязь образных характеристик различных объектов делает метод ассоциации основой продуктивной проектно-преобразовательной деятельности, приводит к открытию новых отношений в проектируемой модели. Творческое воображение обращается к разным идеям окружающей действительности. Развитие образно-ассоциативного мышления, приведение его мыслительного аппарата в постоянную «боевую готовность» — одна из важнейших задач в обучении творческой личности, способной мобильно реагировать на окружающую среду и черпать оттуда продуктивные ассоциации. [1]
В отличие от репродуктивной формы архитектурно-проектной деятельности, направленной на получение известного результата известными средствами путем повторения привычных схем действия, т. е. следования стандарту, образцу, продуктивная деятельность характеризуется переходом к иному методу проектирования, опирающемуся не на морфологические структурные свойства объекта, а на его социально-культурное содержание, на своеобразие функционального назначения, на идеологическую значимость, художественные задачи, а также на проблематизацию проектной ситуации.
Особенность учебной архитектурно-проектной деятельности состоит в том, что в ней репродуктивные и продуктивные компоненты деятельности особым образом сочетаются, педагогу необходимо развивать в студентах как репродуктивный тип мышления, так и продуктивный. Разработка нового замысла на первых этапах приводит к менее совершенному результату и сопряжена с преодолением больших трудностей и противоречий, чем при заимствовании известной схемы. Поэтому в дидактическом отношении поиск своеобразного решения повышает творческую активность студента. Одним из приемов развития мыслительной деятельности студентов давно стал именно метод ассоциаций, детально исследованный Б. Г. Бархиным [2] Этот метод является одним из способов формирования идеи и направлен на поиск ассоциаций, имеющих отношение к теме. Ассоциации по смежности, сходству и контрасту, почерпнутые из ассоциативного фонда, хранящегося в памяти студента, связываются между собой в соответствии с логикой данной архитектурной системы. Эта логика делает ассоциации опорой продуктивной преобразовательной деятельности, приводит к открытию новых отношений в проектируемой модели.
«Архитектура не профессия, а образ мышления» — этот афоризм Ле Корбюзье позволяет оценить значение развития ассоциативного мышления как необходимого инструмента при получении студентом архитектурного образования. Мысль архитектора облекается в форму зрительно-образных представлений. Уменье мысленным взорам охватить всю квартиру в целом — «панорамность», целостность восприятия и способность к «свертыванию» цепи рассуждений с заменой их одним обобщающим понятием — образом являются специфическими особенностями творчества архитектора. Для зодчего характерно продуктивное дивергентное мышление, направленное на создание нового, в отличие от конвергентного мышления, остающегося в рамках Формальной логики. Архитектора отличает также гибкость мышления, легкость ассоциирования и уменье увидеть путь к решению, используя информацию, не имеющую прямого отношения к проблеме — «боковое мышление», уменье отказаться от замысла, не сулящего успеха, и быстро переключаться с одних явлений на другие.
В общем понимании, ассоциация — это образ, возникающий в сознании человека при воздействии внешнего раздражителя, которым может выступать звук, запах, мелодия, какой-то визуальный объект. При этом обязательным явлением становится формирование новых связей в сознании.
Ассоциативное мышление — исключительно важная составляющая разума творческого человека — архитектора, дизайнера, художника и т. п., позволяющая ему креативно мыслить и производить обобщение и абстрагирование
Важным моментом в обучении архитекторов является развитие ассоциативного мышления путем творческих заданий, наблюдения за работой мастеров и за ходом их мыслей, оформленных в архитектурных эскизах зданий от зарождения мысли до воплощения.
Ярким примером ассоциативного мышления творческого человека могут служить работы художника-графика Пабло Херреро (Pablo S.Herrero), работы которого основаны на ассоциативном методе [3].
Рис. 1. Работы художника-графика Пабло Херреро, иллюстрирующая ассоциативное мышление
Что касается классификации ассоциаций, то они могут быть внутренними (связанными с внутренним миром человека и объединяющие различные стороны психических процессов) и внешними (ассоциации, возникающие как отражение в сознании взаимосвязи различных сторон и качеств физического мира) и организуются по сходству, контрасту и смежности (В. С. Кузин). В процессе творческой работы на этапе возникновения архитектурно-художественного замысла могут возникнуть прямые (связанные с получением изображений, соответствующих главной образной идее), косвенные (дополняющие основной изобразительный мотив новыми образами), спонтанные и запланированные ассоциации.
Объекты ассоциативных связей охватывают самые различные сферы жизни, деятельности, культуры и внутреннего мира человека. «В прошлом зодчие вдохновлялись образцами природы либо интерпретировали архитектурно-строительные мотивы. Сегодня арсенал источников безграничен и опирается на визуальные аналоги, заимствованные у науки, искусства, техники, живой и неживой природы, жизненных ситуаций», — констатирует В. Т. Шимко. Для учебной деятельности по поиску оригинальных архитектурных идей, связанных с образными ассоциациями, необходимо освоение методов и технологических приёмов, способствующих не только решению частно предметных архитектурных задач, но и развитию креативных способностей личности в целом. Известный американский психолог А. Маслоу в этой связи отмечал, что обучение через творчество может стать альтернативой всем другим видам обучения. Идеи креативного образования детерминировали педагогический интерес к творческим (эвристическим, креативным) методам обучения. Работа с ассоциациями требует поиска ярких вербальных характеристик образных интерпретаций, раскрепощения творческого воображения в процессе погружения в открытый поток сознания. Поэтому поисковую работу над эскизами к композиции, изображающей архитектурный ансамбль, насыщенный ассоциативными мотивами, предваряет метод свободных ассоциаций (Ф. Гальтон, З. Фрейд и др.). Метод свободных ассоциаций способствует раскрытию образной концепции композиции. Этот метод представляет собой самопроизвольное изложение сюжетов, приходящих на ум, вне зависимости от их рациональности и объективности. Подборка слов, невольно всплывших в сознании в процессе осмысления задачи, может натолкнуть на случайные находки нестандартных её решений [4].
Выбор методики, на которой строится обучение архитектурному проектированию — основной дисциплине в обучении студента-архитектора, должна исходить из анализа профессиональной архитектурной деятельности и эффективных приемов и методов творческой деятельности.
С точки зрения раскрытия механизма творческого мышления особый интерес представляет начальный период проектной деятельности. Процесс архитектурного творчества оставляет реальные следы в виде эскизов, рабочих моделей-макетов, раскрывающих движение мысли от замысла к исполнению. Архитектор-педагог А. Степанов отмечает, что с момента получения задания на проектирование деятельность студента-архитектора целенаправленна. На первом этапе творческого мышления его основная функция — выдвижение исходной идеи или гипотезы, определяющей активное отношение к имеющейся информации, обеспечивающей единство замысла и организующей процесс дальнейшего поиска (в профессиональном творчестве — исходная проектная ситуация). Обычно выдвигаются сразу несколько конкурирующих идей. Примером могут служить эскизы студентов-архитекторов, которые они выполняют в ходе изучения дисциплины «Методология проектирования», иллюстрирующие поиск идей и проверку их на реализацию в заданных условиях с учетом имеющихся средств. Наброски в дальнейшем позволяют студенту остановиться на одной из идей, атак можно проследить рождение и формирование идеи, формы и даже материала и цвета будущего здания. После детальной проработки эскизов, на первый взгляд не связанных с архитектурной, творческий процесс идет в направлении конкретизации исходного замысла, его содержательного наполнения и развертывания. Причем первичный творческий импульс позволяет улавливать полезные, с точки зрения цели, данные из условий задачи, взвешивать ресурсы и объединять их в одно смысловое целое.
Рис. 2. Учебные работы студентов-архитекторов 2 курса ЮЗГУ, иллюстрирующие творческий поиск путем метода ассоциации (преп. — Дородных А. А.)
Как известно, эвристическая деятельность на уровне исходных идей у разных архитекторов протекает различно. Известно, например, что у А. Бурова и К. Мельникова, столь разных по творческому методу архитекторов, мысленная модель предшествовала выполнению набросков. Они обладали живым воображением и способностью действовать «в уме», комбинировали и конструировали свои идеальные образные модели длительное время в уме, ничего не рисуя на бумаге. У архитектора Ле Корбюзье материализация архитектурного образа в набросках сопутствует мыслительному процессу. Его наброски нередко сопровождаются надписями, утверждающими определенный тезис или носящими полемический характер. Наброски архитектора-педагога В. Кринского к своим проектам, которые относятся к периоду становления новой архитектуры, характеризуют развитие художественного образа последовательно, поэтапно — от наброска к наброску [5].
Исходя из всего вышесказанного, следует сделать вывод, что методика архитектурного проектирования является важной ступенью в обучении архитекторов, а изучение конкретных методов необходимо выполнять на практике, давая студентом задания для развития их творческого мышления. Ассоциативное мышление, развитое на начальном этапе обучения, помогает в будущем быстрее решать вопросы архитектурного поиска проблемы организации архитектурной среды и влияния архитектурного пространства на человека. Все эти вопросы представляют интерес для архитекторов и архитекторов-педагогов; являются важнейшими в профессиональной архитектурной деятельности, равно как и в процессе профессионального обучения студентов–архитекторов как в художественных, так и в технических вузах.
Литература:
- Вырезкова А. В. Сравнение метода ассоциации и бионического метода в проектировании // Строительство и архитектура/1. Архитектурные решения объектов строительства и реконструкции. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.rusnauka.com/2_KAND_2016/Stroitelstvo/1_206298.doc.htm
- Бархин Б. Г. Методика архитектурного проектирования: учеб.-метод. пособие для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: Стройиздат, 1993. — 224 с.
- Pablosherrero.com. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://lasogaalcielo.blogspot.ru/
- Левин И. Л. Выполнение ассоциативных архитектурно-графических композиций в контексте креативной парадигмы образования // Педагогика искусства. Институт художественного образования и культурологии РАО (Москва). — 2014. С. 127–135.
- Никитина Н. П. Творческий процесс в архитектурном проектировании // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1–1. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19405