Живописные произведения художника-любителя Владимира Каклеева
Автор: Киселева Наталья Егоровна
Рубрика: 11. Изобразительное искусство
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Культурология и искусствоведение» (Казань, июнь 2018)
Дата публикации: 23.03.2018
Статья просмотрена: 289 раз
Библиографическое описание:
Киселева, Н. Е. Живописные произведения художника-любителя Владимира Каклеева / Н. Е. Киселева. — Текст : непосредственный // Культурология и искусствоведение : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 28-36. — URL: https://moluch.ru/conf/artcult/archive/292/14014/ (дата обращения: 15.11.2024).
Рассматривается живопись челябинца В. Ф. Каклеева как представителя самодеятельного изобразительного творчества художников-любителей Южно-Уральского региона — неотъемлемого компонента художественной деятельности живописцев Урала. Народное изобразительное творчество имеет немаловажное значение в системе изобразительных искусств наряду с творчеством профессиональных художников. В последнее время не только в крупных городах России, но и в регионах растет интерес к народному изобразительному творчеству: проходят выставки самодеятельного изобразительного творчества, на которых представляются самые разнообразные жанры и техники живописи, множество художественных направлений живописи, что делает актуальным исследование любительской живописи Владимира Федоровича Каклеева.
Ключевые слова: живописные произведения, творчество, художник-любитель, региональный компонент, жанр, история.
The painting of the resident of Chelyabinsk V. F. Kakleyev, as representative of amateur graphic works of amateur artists of the Southern Ural region — the integral component of art activity of painters of the Urals is considered. Folk graphic art is important in the system of the fine arts together with works of professional artists. Recently, interest grows to folk graphic art not only in the large cities of Russia, but also in regions: there take place exhibitions of amateur graphic creativity at which different genres and technology of painting are presented; it is a lot of art directions of painting. It is makes actuality study painting of amateur artist Vladimir Fedorovich Kakleyev.
Key words: paintings, art, artist, Amateur, regional component, genre, history.
Искусство — не роскошь.
Это великая радость жизни, её вкус, её краски, её аромат…
Александр Бенуа
Творчество художников-любителей Южно-Уральского региона составляет неотъемлемый компонент художественной деятельности живописцев Урала и имеет немаловажное значение в системе изобразительных искусств наряду с творчеством профессиональных художников.
Обращение к изобразительному творчеству немалого количества любителей позволяет свободная доступность художественных материалов. В последнее время не только в крупных городах России, но и в регионах растет интерес к народному изобразительному творчеству: проходят выставки самодеятельного изобразительного творчества, на которых представляются самые разнообразные жанры и техники живописи, множествохудожественных направлений живописи. Особое внимание привлекают работы авторов, где стилистика близка к народным основам искусства и «наивному», иначе –инситному, направлению, что делает актуальным исследование данной работы (1).
Во второй половине ХХ — начале XXI века в городах Челябинске (изостудия Народного университета «Палитра» при народном университете общества «Знание», 2006 г.) (2), Златоусте, Миассе («домашняя» студия «Настроение», 2015 г.) организовываются клубы и студии, необычные школы живописи для самодеятельных художников (3). Это люди, не имеющие профессионального художественного образования: бывшие военные, инженеры, врачи и учителя, которые с детских лет увлекались рисованием, но с возрастом выбрали себе совсем другие профессии. Эта увлеченность таилась в глубине их души и только в определенное время, выйдя на пенсию, некоторые позволяют себе заняться художественным творчеством. В данном регионе существует немало таких людей — художников-любителей. К ним относится и Владимир Федорович Каклеев. Художнические наклонности и увлеченность рисованием пробудились у Владимира Федоровича рано, но реализовать в полную силу свои способности ему удается лишь в более позднее время, находясь на пенсии.
Живописные произведения Владимира Федоровича Каклеева представляют пример самодеятельного изобразительного творчества. Здесь пейзажи: и фольклорного Урала, и Горного Алтая,
Хребет Таганай. Шейхан — смотритель Урала. 2001. 30х40. Х.,м.
Горный Алтай, 2017. 30х40. Х.,м.
и городские ведуты города Черняховска (Инстербург),
Инстербург. Лютеранская церковь (разрушена в 1975 году). 2016. 30х40. Х.,м.
Горбатый мостик на реке Анграпа в гор. Черняховске (Инстербург), 2016. 30х40. Х.,м.
и мотивы фэнтези,
Земля. Фэнтези. 2005. 30х40. Х.,м Затерянный город, 2016. 40х60. Х.,м.
Летучий Голландец, 2017. 30х40. Х.,м.
и живописное изображение Лотоса — в мифах и легендах разных народов лотос считается символом чистоты, красоты, целомудрия, познания своего внутреннего мира.
Раннее утро лотоса, 2015. 30х30. Х.,м.
Лотос чарующий, 2015. 30х30. Х.,м.
Многие художники считают своей главной задачей отразить красоту этого мира, гармонию природы и ее умиротворенность — не лишены этого и пейзажи В. Ф. Каклеева.
К каждой теме автор относится с особым трепетом, передавая свои эмоции и зрителю. Пейзаж — один из любимых жанров В. Ф. Каклеева, будь то ландшафтный пейзаж или городской. Несмотря на то, что при первом взгляде на полотна кажется все просто: голубые небеса в облаках, сочная зелень елей и сосен, синяя гладь воды, автору удается передать величие природы, ее мощь и силу, всю красоту природы. Он тонко чувствует гармонию природы и талантливо выражает свои ощущения в картинах.
Магическая гладь воды в горах. 2010. 40х50. Х.,м.
Пейзаж любителя-живописца легок для понимания, повествователен и подробен в деталях. Но его визуальная простота ни в коей мере не говорит о его примитивности и бездушности. Напротив, художник строит образ природы, дотошно вникая во все подробности, добиваясь точности в характеристике, которыми сам ее наделил. Художник становится соавтором природы в созидании красоты.
Исследования отечественных искусствоведов отмечают, что пейзажи реалистического направления в самодеятельном творчестве — явление распространенное и закономерное. Многие непрофессиональные живописцы стремятся овладеть мастерством и классическими приемами изобразительного искусства. Природный талант и приобретенный опыт в классическом искусстве дают возможность любителю изобразительного творчества вырасти в мастера, имеющего полное право на звание художника, а индивидуальность каждого придает творчеству особую неповторимость и самобытность (4), что вполне присуще изобразительному творчеству Владимира Федоровича. Несомненно, что в своих работах В. Ф. Каклеев будет постигать тот художнический опыт, который позволит ему встать в один ряд с мастерами художниками-профессионалами.
Исследование живописной коллекции В. Ф. Каклеева — представителя любительского изобразительного творчества — демонстрирует современное состояние художественного самодеятельного творчества Челябинска конца второй половины ХХ — начала XXI века во всей его полноте: многообразие пластическо-живописных форм, жанрово-тематического содержания, авторских индивидуальностей, эстетических представлений. Все это присуще и отражено в содержании художественного собрания Владимира Федоровича Каклеева. Его яркая, полнокровная, насыщенная событиями жизнь военного летчика, заботливого семьянина и добросовестного труженика в гражданской сфере позволит нам увидеть и оценить еще немало интересных работ, привлечет внимание региональных искусствоведов к его творчеству для изучения и популяризации любительского изобразительного творчества на Южном Урале.
Творческие работы Владимира Федоровича Каклеева
Одинокая сосна. 2008. 30х40. Х.,м. Тайна казны Тамплиеров, 2010. 30х40. Х.,м.
Замок в горах. 2014. 30х40. Х.,м. Лотосы, 2015. 30х30. Х.,м.
Графика
Зарисовки к композиции «Старая мельница», 2017. 30х40. Б., Графитный карандаш.
Старая мельница, 2017. 30х40. Б., Графитный карандаш.
Зарисовки к композиции Хребет Таганай. Шейхан — смотритель Урала
Зарисовки к композиции «Одинокая сосна» 2001 г.
Пленерные работы. 2016. Б., графитный карандаш. 30х40
Владимир Федорович Каклеев (08.10.1955 г.). Челябинск, 2018 г.
На тематической выставке, посвященной самодеятельным художникам города Челябинска, В. Ф. Каклеев представил несколько своих работ, которые были замечены Санкт-Петербургскими ценителями искусства и приобретены в частную коллекцию в 2001 году.
Литература:
- Киселева Н. Е. Живопись. Владимир Каклеев: [каталог] — Барнаул, 2017.
- https://www.cheltv.ru
- https://mediazavod.ru/articles/daily/drugie-rubriki/tendentsii/132500/
- Кулижникова Н. П. Художники-любители / http://cultinfo.ru/art/
Ключевые слова
творчество, история, живописные произведения, жанр, региональный компонент, художник-любительПохожие статьи
Значение тематических выставок «Арт-галереи Щетининых» из цикла «Цветы Алтая» в формировании эстетического вкуса и воспитании любви к природе
В данной статье проанализированы групповые тематические выставки «Арт-галереи Щетининых» (г. Барнаул) из цикла «Цветы Алтая». Отмечается их высокий развивающий потенциал. Подчеркивается важная роль таких экспозиций в формировании эмоциональной отзывч...
Издательская деятельность «Арт-галереи Щетининых» как пример реализации просветительской функции частных художественных галерей Алтая
В статье анализируется обзор изданий частной художественной галереи Щетининых (г. Барнаул). Отмечена важная роль научных аннотированных каталогов, буклетов художественных выставок, монографий, а также публикаций в периодической печати, благодаря кото...
Формирование алтайской школы моделирования: традиции и современность
В статье представлена тенденция развития моделирования костюма в Алтайском крае; выявлены основные различия алтайских Домов Моделей. Неотъемлемая часть алтайского моделирования рассматривается как взаимодействие с промышленными предприятиями — тексти...
Изучение творчества художников Забайкалья на уроках изобразительного искусства
В статье раскрывается актуальность изучения творчества забайкальских художников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе, с целью формирования целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, вос...
Героико-патриотическая тема в портретном жанре алтайской живописи второй половины ХХ века
В статье предпринята попытка определить роль и место героико-патриотической темы в портретном жанре алтайской живописи во второй половине ХХ века; на основе анализа исследования проблемы развития жанра портрета в алтайском искусстве данного периода т...
Роль создания художественной куклы в развитии творческого потенциала обучающихся Якутского колледжа технологии и дизайна
В статье представлен подход к организации педагогических условий развития творческих способностей обучающихся колледжа в создании авторской куклы как эффективного средства их приобщения к социокультурным ценностям региона.
Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественных способностей учащихся детских художественных школ
В статье рассмотрена роль творческой деятельности в эстетическом воспитании детей, кроме того, на примере выполнения работы в технике многоуровневой аппликации декоративно-прикладное искусство рассмотрено как одно из средств формирования художественн...
Гжельфест: фестиваль русской керамики как инструмент сохранения и развития исторических традиций гжельского промысла в XXI столетии
Статья посвящена изучению специфики сохранения и развития исторических традиций художественного промысла гжельской керамики в условиях современной культуры: кратко обозначаются основные проблемы. Автор выполняет обзор фестиваля русской керамики «Гжел...
Необходимость сохранения и развития декоративно-прикладного искусства как источника русской самобытности
В данной статье описывается необходимость декоративно-прикладного искусства в жизни человека. Неотъемлемой частью сохранения и развития русского декоративно-прикладного искусства являются народные художественные промыслы, которые относятся не к совре...
Трагические и героические мотивы в сюжетно-тематической картине Алтайской живописи второй половины ХХ века
В статье рассматривается отражение в сюжетно-тематических произведениях алтайских художников Г. Ф. Борунова, А. П. Ботева, И. С. Хайрулинова и других, трагических и героических мотивов исторического события России и Алтая — Великой Отечественной войн...
Похожие статьи
Значение тематических выставок «Арт-галереи Щетининых» из цикла «Цветы Алтая» в формировании эстетического вкуса и воспитании любви к природе
В данной статье проанализированы групповые тематические выставки «Арт-галереи Щетининых» (г. Барнаул) из цикла «Цветы Алтая». Отмечается их высокий развивающий потенциал. Подчеркивается важная роль таких экспозиций в формировании эмоциональной отзывч...
Издательская деятельность «Арт-галереи Щетининых» как пример реализации просветительской функции частных художественных галерей Алтая
В статье анализируется обзор изданий частной художественной галереи Щетининых (г. Барнаул). Отмечена важная роль научных аннотированных каталогов, буклетов художественных выставок, монографий, а также публикаций в периодической печати, благодаря кото...
Формирование алтайской школы моделирования: традиции и современность
В статье представлена тенденция развития моделирования костюма в Алтайском крае; выявлены основные различия алтайских Домов Моделей. Неотъемлемая часть алтайского моделирования рассматривается как взаимодействие с промышленными предприятиями — тексти...
Изучение творчества художников Забайкалья на уроках изобразительного искусства
В статье раскрывается актуальность изучения творчества забайкальских художников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе, с целью формирования целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, вос...
Героико-патриотическая тема в портретном жанре алтайской живописи второй половины ХХ века
В статье предпринята попытка определить роль и место героико-патриотической темы в портретном жанре алтайской живописи во второй половине ХХ века; на основе анализа исследования проблемы развития жанра портрета в алтайском искусстве данного периода т...
Роль создания художественной куклы в развитии творческого потенциала обучающихся Якутского колледжа технологии и дизайна
В статье представлен подход к организации педагогических условий развития творческих способностей обучающихся колледжа в создании авторской куклы как эффективного средства их приобщения к социокультурным ценностям региона.
Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественных способностей учащихся детских художественных школ
В статье рассмотрена роль творческой деятельности в эстетическом воспитании детей, кроме того, на примере выполнения работы в технике многоуровневой аппликации декоративно-прикладное искусство рассмотрено как одно из средств формирования художественн...
Гжельфест: фестиваль русской керамики как инструмент сохранения и развития исторических традиций гжельского промысла в XXI столетии
Статья посвящена изучению специфики сохранения и развития исторических традиций художественного промысла гжельской керамики в условиях современной культуры: кратко обозначаются основные проблемы. Автор выполняет обзор фестиваля русской керамики «Гжел...
Необходимость сохранения и развития декоративно-прикладного искусства как источника русской самобытности
В данной статье описывается необходимость декоративно-прикладного искусства в жизни человека. Неотъемлемой частью сохранения и развития русского декоративно-прикладного искусства являются народные художественные промыслы, которые относятся не к совре...
Трагические и героические мотивы в сюжетно-тематической картине Алтайской живописи второй половины ХХ века
В статье рассматривается отражение в сюжетно-тематических произведениях алтайских художников Г. Ф. Борунова, А. П. Ботева, И. С. Хайрулинова и других, трагических и героических мотивов исторического события России и Алтая — Великой Отечественной войн...