Разнообразие архитектуры первой половины XIX века в г. Арзамасе на примере городских усадеб купца М. Д. Шкарина, Ф. И. Ханыкова, дворянина С. В. Панютина
Автор: Телецкая Вероника Арамовна
Рубрика: 8. Охрана памятников истории и культуры
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Культурология и искусствоведение» (Казань, июнь 2018)
Дата публикации: 05.06.2018
Статья просмотрена: 1197 раз
Библиографическое описание:
Телецкая, В. А. Разнообразие архитектуры первой половины XIX века в г. Арзамасе на примере городских усадеб купца М. Д. Шкарина, Ф. И. Ханыкова, дворянина С. В. Панютина / В. А. Телецкая. — Текст : непосредственный // Культурология и искусствоведение : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 17-21. — URL: https://moluch.ru/conf/artcult/archive/292/14332/ (дата обращения: 16.11.2024).
Город Арзамас в Нижегородской области — настоящий образец провинциального города с уникальной гражданской застройкой первой половины XIX столетия. Разнообразие архитектурных форм обусловлено поиском провинциальных мастеров дабы ответить запросам местного купечества и дворянства. Многие имена архитекторов остаются доподлинно неизвестными.
Городские усадьбы привлекают внимание необычными решениями, в попытках архитекторов вписать особняки в общую разноликую панораму города. Основным материалом для постройки зданий оставалось преимущественно дерево, но впоследствии и эта тенденция к середине XIX века пойдет на спад в г. Арзамасе.
Ключевые слова: усадьба, Арзамас, Нижегородская область, провинциальная архитектура.
Архитектура — тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания.
Николай Васильевич Гоголь
Если рассматривать архитектуру города Арзамаса найдется достаточное количество сооружений, привлекающих внимание как любителя архитектуры, так и специалиста. Все дело в том, что к середине XVIII века к городу сходилось десять трактов. Развитие ремесел и торговли привело к появлению богатого купечества всех гильдий, которые имели дома и лавки не только в родном Арзамасе, но и в других городах нашей страны. В результате, облик города менялся достаточно быстрыми темпами. Купечество строили для себя храмы, соревнуясь в их украшении, делало огромные вклады на нужды церкви и на приобретение церковной утвари, но самым важным этапом стало строительство городских усадеб. В XIX веке в Арзамасе насчитывалось более 30 храмов и 4 монастыря. Благодаря такому обилию церквей и тесным связям города с Москвой, родилось сравнение: «Арзамас-городок — Москвы уголок», а усадеб в черте города было бесчисленное количество. Из построек первой трети XIX века выделяется дом купца М. Д. Шкарина, расположен в подгорной части исторического центра. Заказчиком усадьбы и первым владельцем стал арзамасский купец Михаил Дмитриевич Шкарин, родился он предположительно в 1790-е годы и был включен в список купцов 3-й гильдии в 1825–1828 годы. Позднее, дом будет состоять из восьми комнат и двух палаток с «витушечным заведением»[1] и надворными постройками, но к этому моменту домом владел сын первого хозяина Павел Михайлович Шкарин- занимал должность товарища директора арзамасского общественного банка «Подсосова и Заяшникова», открывшегося в 1863 году. Спустя время, Шкарин сам станет директором банка. В 1916 году дом был куплен купцом А. А. Жевакиным,а в 1918 здание было национализировано. С 1920 года здесь располагались квартиры служащих отделения Московско-Казанской железной дороги. До настоящего времени используется как жилое многоквартирное здание. Уникальный образец купеческого особняка эпохи позднего классицизма с непростой историей строительства и неоконченными в отделке фасадами. Достаточно крупная постройка, неоштукатуренная, из красного кирпича, представляющая из себя дом с мезонином. Имеет трудный план здания, основная особенность — это острый угол здания, образованный двумя красными линиями квартала, в котором дом занимает угловое положение. Главный фасад здания в девять световых осей симметричен. Центральная часть фасада в пять световых осей, включая мезонин — имеет три этажа, боковые крылья — два этажа. Первый этаж центральной части выполнен в форме ризалита с пятью высокими арками. Арочные перемычки украшены веерным замком, центральный блок которого выполнен из белого камня. На ризалит первого этажа поставлены шесть круглых трехчетвертных колонн, украшающих простенки второго и третьего этажа.
Рис. 1. Дом купца М.Д Шкарина в г. Арзамасе
Кирпичные фусты колонн без выраженного энтазиса. На колонны опирается кирпичный антаблемент. Обломы архитрава и карниза выложены из точеного кирпича. Боковые левые и правые крылья имеют по две световых оси. Планировка здания несет в себе черты сложной истории перестроек данного здания. Особенно пристройка из белого силикатного кирпича, выполненная в 1969 году.
Рис. 2. Дом купца М. Д. Шкарина
Следующей постройкой, привлекающей внимание можно выделить усадьбу Ф. И. Ханыкова. Находится она в северной части исторического города. Каких-либо архивных материалов по строительству дома на данный момент не обнаружено. Скорее всего, по стилистическим признакам развития архитектуры в городе Арзамасе здание может быть датировано второй четвертью XIX века. К середине XIX века дом принадлежал Федору Ираклиевичу Ханыкову. При нем с уже существующим домом имелся одноэтажный деревянный флигель, до нашего времени не дошел. Особняк еще менял владельцев, среди них был И. Ф. Соловьев, но недолго, так как в здании расположилась женская гимназия, а с 1918 года советская образцовая школа. С 1925 года дом стал использоваться как жилое здание. Усадьба Ханыковых — яркий образец эпохи позднего классицизма с весьма интересной объемно-пространственной композицией. Здание имеет один этаж, деревянное рубленное и обшитое тесом на высоком фундаменте, которое может быть отнесено к типу «Дом с мезонином».
Рис. 3. Дом Ф. И. Ханыкова 1838 г
Композиция здания симметричная. Угол здания скруглен и акцентирован высоким четырехколонным портиком. В его нижней части находится крыльцо главного входа в здание, а выше на уровне второго этажа — балкон с мезонином. Мезонин крыт на два ската. Обрез кровли мезонина формирует треугольный контур полуфронтона портика. Главным элементом здания является центральный двухэтажный объем, выделенный четырехколонным портиком. Высокие деревянные круглые колонны с энтазисом в два этажа придают особую монументальность зданию. Базы колонн отсутствуют, а гладкие фусты начинаются прямо от земли и обшиты тесом.
На крыльцо здания ведет подъем одномаршевой лестницы, а само крыльцо огорожено подобием балюстрады. Выполнено ограждение из досок, вырезанных в форме балясин, тоже самое мы видим на втором этаже. Вероятнее всего, балясины из досок были выполнены в советское время и заменили подлинные точеные балясины.
В центре арочной ниши расположилось чердачное окно с арочной лучковой перемычкой. Фасадная стена разделена на три равные части проемами окон.
Рис. 4. Фрагмент фасада усадьбы Ханыковых.
Недалеко от дома Ханыковых в восточной части исторического города находится главный дом усадьбы дворян Панютиных. Сохранившееся до наших дней сооружение является некогда главным усадебным домом семьи дворянского происхождения. Деревянный дом на каменном фундаменте был окружен фруктовым садом. Во дворе находилась людская, где жила прислуга, а также бревенчатые здания для хозяйственных целей: кухня, баня, конюшня, ледник. Первым владельцем был Сергей Федорович Панютин — был представителем старинного дворянского рода. Наибольшую известность в России приобрел его сын — Федор Сергеевич Панютин, военачальник и политический деятель, участник Отечественной войны 1812 года. С 1830–1842 гг. усадьба принадлежала его вдове Надежде Федоровне Панютиной. Во второй половине XIX века хозяева поменяются, ими станет семья Хотяинцевых. Усадьба в стиле ампир, деревянная — один из блестящих образцов особняков г. Арзамаса. Прямоугольный в плане дом, на каменном фундаменте, одноэтажный с мезонином. Центральная часть имеет три световых оси, с мезонином и двухскатной крышей, боковые крылья имеют по два окна. На главном фасаде расположено четыре колонны тосканского ордера, поставленные на раскреповку кирпичного фундамента. Гладкий фриз антаблемента украшен фигурными килевидными «триглифами». Над антаблементом находится треугольный фронтон. Крупные прямоугольные проемы окон первого этажа украшены наличниками, вероятно, позднего происхождения. Деталировка и форма характерна для периода эклектики конца XIX века.
Уникальность и неизученность архитектуры г. Арзамаса в Нижегородской области достойна внимания исследователей, но основная проблема заключается в отсутствии архивных материалов, обмеров зданий и имен архитекторов.
Рис. 5. Усадьба дворян Панютиных. 1822–1823гг.
Литература:
- Агафонов С. Архитектурные памятники районов Горьковской области / C. Агафонов, В. Чащин // Музеи и архитектурные памятники Горьковской области / сост. А. Иорданский.- Горький,1968.
- Булыгин В. Истории «глухой улицы» / В. Булыгин // Арзамасские новости — 2005, 12 февраля.
- Казнина Т. В. Дом на набережной: Арзамасская сторона: Альманах / Т. В. Казнина — Арзамас; АГПИ,2009
- Очерки истории Арзамаса /под науч. ред. Б. П. Голованов.- Горький: Волго-Вят. кн. изд-во,1981–141 с.
[1] Витейный, витошный, витушечный, относящ. к предметам, на которые слово указывает. Витейщик м. работающий витейки, или вьющий что-либо. Витушник м. -ница ж. торгующий витушками, калачами. Толковый словарь живого великорусского языка/ В.И. Даль. Т.3: П : словарь . М.: Русский язык, 1980
Похожие статьи
Архитектурный ансамбль флагмана отечественного судостроения на Севере
Вопрос об актуальности облика зданий промышленной архитектуры остро стоит перед градостроительным сообществом, начиная с третьей четверти ХХ века, когда начали появляться строения с низким качеством проработки фасадов и упрощенными объемно-планировоч...
Городская застройка центральной части города Курска начала XIX века
В конце XVIII века город Курск был переустроен в соответствии с регулярной прямоугольной системой, предусмотренной планом 1782 года, утвержденным Екатериной II. При строительстве зданий использовались типовые проекты. Центр города был организован как...
Дом купца Рябинина
В статье рассматриваются архитектурные особенности дома-особняка купца Рябинина в г. Челябинск. Проведен анализ уникальных фрагментов резного узора, его символика, а также значение деревянного зодчества в культурной жизни жителей города.
Градостроительная трансформация исторического центра Ростова-на-Дону
Крупные города, региональные центры имеют интенсивное градостроительное развитие, в том числе развиваются, трансформируются исторические территории. Застройка исторических территорий вызывает множество конфликтов, связанных с качеством предлагаемых а...
Отражение истории развития районов позднего заселения в архитектуре городов Дальнего Востока
В статье приводятся результаты изучения истории районов позднего заселения в архитектуре Дальнего Востока. Более подробно рассмотрена история Индустриального района и Первого микрорайона г. Хабаровска.
История воронежского дома купца-фабриканта Потапа Никитича Гарденина
В статье автором изучена и проанализирована история одного из старинных домов Воронежа, памятника Гарденинского историко-архитектурного комплекса — первого жилого дома семьи П. Н. Гарденина.
Формирование региональной архитектуры Горно-Алтайска
В статье автор исследует формирование региональной архитектуры Горно-Алтайска на разных этапах развития города по знаковым объектам исторических и современных зданий.
Роль горожанина в белгородском городском пейзаже: стаффаж или главный герой
В статье рассматривается ряд городских пейзажей Белгорода в контексте понимания роли горожан на них. Автор подтверждает гипотезу о стаффажной роли людей в пейзажах, а также рассматривает основные черты таких картин.
Сергей Пец — архитектор северного модерна
Архитектурная биография столицы Поморья тесно связана со школой гражданских инженеров Санкт-Петербурга. В создание облика старого Архангельска большой вклад внес выпускник института С. А. Пец. Здания, построенные по его проектам, имеют неповторимый о...
Исторический аспект Владивостокского ГУМа
В статье рассматривается история здания универмага «Кунст и Альберс». Основной целью для написания данной статьи является сохранность исторических мест города Владивостока. Красивые здания грациозностью притягивают к себе внимание, показывая нам замы...
Похожие статьи
Архитектурный ансамбль флагмана отечественного судостроения на Севере
Вопрос об актуальности облика зданий промышленной архитектуры остро стоит перед градостроительным сообществом, начиная с третьей четверти ХХ века, когда начали появляться строения с низким качеством проработки фасадов и упрощенными объемно-планировоч...
Городская застройка центральной части города Курска начала XIX века
В конце XVIII века город Курск был переустроен в соответствии с регулярной прямоугольной системой, предусмотренной планом 1782 года, утвержденным Екатериной II. При строительстве зданий использовались типовые проекты. Центр города был организован как...
Дом купца Рябинина
В статье рассматриваются архитектурные особенности дома-особняка купца Рябинина в г. Челябинск. Проведен анализ уникальных фрагментов резного узора, его символика, а также значение деревянного зодчества в культурной жизни жителей города.
Градостроительная трансформация исторического центра Ростова-на-Дону
Крупные города, региональные центры имеют интенсивное градостроительное развитие, в том числе развиваются, трансформируются исторические территории. Застройка исторических территорий вызывает множество конфликтов, связанных с качеством предлагаемых а...
Отражение истории развития районов позднего заселения в архитектуре городов Дальнего Востока
В статье приводятся результаты изучения истории районов позднего заселения в архитектуре Дальнего Востока. Более подробно рассмотрена история Индустриального района и Первого микрорайона г. Хабаровска.
История воронежского дома купца-фабриканта Потапа Никитича Гарденина
В статье автором изучена и проанализирована история одного из старинных домов Воронежа, памятника Гарденинского историко-архитектурного комплекса — первого жилого дома семьи П. Н. Гарденина.
Формирование региональной архитектуры Горно-Алтайска
В статье автор исследует формирование региональной архитектуры Горно-Алтайска на разных этапах развития города по знаковым объектам исторических и современных зданий.
Роль горожанина в белгородском городском пейзаже: стаффаж или главный герой
В статье рассматривается ряд городских пейзажей Белгорода в контексте понимания роли горожан на них. Автор подтверждает гипотезу о стаффажной роли людей в пейзажах, а также рассматривает основные черты таких картин.
Сергей Пец — архитектор северного модерна
Архитектурная биография столицы Поморья тесно связана со школой гражданских инженеров Санкт-Петербурга. В создание облика старого Архангельска большой вклад внес выпускник института С. А. Пец. Здания, построенные по его проектам, имеют неповторимый о...
Исторический аспект Владивостокского ГУМа
В статье рассматривается история здания универмага «Кунст и Альберс». Основной целью для написания данной статьи является сохранность исторических мест города Владивостока. Красивые здания грациозностью притягивают к себе внимание, показывая нам замы...