Из истории вышивки. Вековая канитель | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 18. Народное искусство

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Культурология и искусствоведение» (Казань, июнь 2018)

Дата публикации: 03.06.2018

Статья просмотрена: 1536 раз

Библиографическое описание:

Кокорева, М. А. Из истории вышивки. Вековая канитель / М. А. Кокорева. — Текст : непосредственный // Культурология и искусствоведение : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 45-47. — URL: https://moluch.ru/conf/artcult/archive/292/14353/ (дата обращения: 15.11.2024).



Статья рассказывает об одном из видов золотого шитья — вышивке канителью. Рассматриваются вопросы возникновения, историческое развитие, технологии изготовления и применения, ее современное состояние. Описываются технологические приемы выполнения канительной вышивки.

Ключевые слова: канитель, канительная вышивка, золотое шитье, Россия, изготовление канители, вышивка.

Вышивка является одним из старинных видов декоративно-прикладного искусства, которая была известна еще в глубокой древности, и, как и многих других отраслей искусства, истоком ее считают Восток.

Вышивка канителью считается одним из видов «золотого» или, как позже его стали называть, «золотного» шитья. Канитель редко встречается на ранних памятниках шитья, она получила широкое распространение лишь ближе к концу XVI века. В XVIII — XIX вв. ее применяли для декорирования парадных одежд, мундиров и предметов церковного культа.

Слово канитель одно, а видов материала множество. Проволока, используемая для изготовления канители, подобно ювелирным цепочкам, различается по сечению и по типу плетения. Первое может быль круглым, прямоугольным и треугольным. А плетение бывает многоуровневое, его еще называют ребристым, или фигурное, напоминающее металлический ажур.

Сама канитель может быть мягкая и жесткая, разная по цвету и фактуре, иметь глянцевую или матовую поверхность. Граненая канитель, из проволоки с треугольным сечением, обычно носит название «трунцал». Жесткая канитель в растянутом виде создает эффект тонкой жемчужной нити, поэтому ее называют «жемчужной».

Для вышивки растительных орнаментов предпочтение отдается фигурной канители, трунцалу, потому что витиеватость форм близка к переплетениям трав, цветов и веточек растений.

Для орнаментов геометрического и имперского типов обычно используют мягкую гладкую канитель, которая подчеркивает строгость композиции, не лишая роскоши. Еще интересен буллион, который имеет сходную конструкцию с канителью, но большие размеры. Блестящий граненый буллион и витой граненый буллион, полые внутри, часто используются в военной вышивке.

Таким образом, можно выявить несколько основных видов канители: канитель жесткая круглая, канитель мягкая круглая, фигурная канитель, трунцал и буллион.

Само производство канители достаточно долгий, сложный и трудоемкий процесс, происходящий из глубин веков, когда основной спрос был в православных церквях и монастырях, где ее использовали для вышивки ритуальных облачений, икон и церковной утвари. В старину для изготовления канители раскаляли кусок металла (серебра, золота или меди), затем вытягивали клещами через разные диаметры отверстий в фильерной доске, а потом навивали на заготовку-стержень. Стержень вынимали, освободившаяся от основы канитель чуть пружинила, что создавало красивые переливы металла. Современная технология изготовления аналогична, но автоматизирована. Для навивания канители используются машины, с коротким стерженьком, выдающимся из плотно облегающей его трубочки, который быстро вращается наподобие шпинделя токарного станка. Сначала проволоку немного наматывают вручную, придавливают особым роликом, а затем пускают машину в ход.

Изначально золотые и серебряные нити и канитель привозились преимущественно с Востока. Только с XVII в России началось свое производство канители и драгоценных нитей. Серебряные и золотые нити только в древности изготавливались из чистого драгоценного металла, позднее их, как и прочие украшения, стали делать из сплавов. А затем наладили производство мишурных нитей, т. е. позолоченных или посеребренных медных.

В начале XVII века канитель исполнялась русскими мастерами, обретающими специализацию на это производство. Источники называют Ивана Баженова, Мурзу Гаврилова, Ивана Фадеева, Юрия Яковлева и др. Эти мастера исполняли «мелкое дело» для всех дворцовых мастерских. Спрос на канитель и драгоценные нити уже в 20–30-е годы XVII в. намного опережал производство, поэтому предложение двух иноземцев, Яна Мартинова и Франциска Гловерта, организовать мастерскую канительного дела в Москве было очень актуально. Мастерская при дворцовой палате обучала канительному делу московских мастеров, но, к сожалению, просуществовала несколько лет. Одной из причин недолгого существования канительной мастерской является то, что она основывалась на исполнении частичного продукта.

Изготавливаемая в XVII в. в мастерских подмосковных сел канитель пользовалась огромным спросом не только в пределах России, но высоко ценилась в Азии и Индии. Стоимость золотой нити существенно снизилась лишь в XVIII в., когда европейскими изобретателями был найден новый способ изготовления канители с помощью машин. Но и тогда в различных количествах канительные товары вывозились за границу, преимущественно на Восток: в Китай, Индию, Турцию, Египет и др. Несмотря на то, что экспорт товаров растет, российской канительной промышленности приходится бороться с конкуренцией со стороны нюрнбергских и лионских товаров, значительно уступающим нашим по качеству и высокопробности металлов, но по цене более доступной покупателям.

В середине XVIII в. отмечается возникновение первых крупных мастерских золотого и серебряного дела в России. Характерным явлением стали волочильные и сусальные предприятия, где золото вырабатывалось в виде тонких пленок, пластинок, шнуров и нитей. Плющильная и волочильная фабрика Ильи Докучаева, появившаяся в 1735 году, была одним из первых крупных предприятий этого профиля, на которой, в том числе, изготавливалась и канитель.

Изначально канитель шла на сплошное покрытие тканей, а не на фрагментарные узоры. Благодаря такой вышивке атлас с Востока не мялся и не образовывал складок, но и весил метр такой ткани около 3–4 килограммов. Предметы из вышитого атласа походили на доспехи и весом, и фактурой, и блеском.

В начале своего пути канительное шитье было орнаментальным, повторяющим узоры турецких и византийских паволок. Но при этом русские мастерицы не забывали и о природных славянских оберегах, вышивая замысловатые цветочные и геометрические орнаменты. Например, канительная вышивка часто встречалась на кокошниках, на которых вышивался куст или дерево, симметрично раскинувшее ветки и цветы по обе стороны кокошника.

Канительная вышивка редко встречается как самостоятельный вид, чаще всего она сочетается с другими видами декоративной вышивки: жемчугом, бисером, шнурами, пайетками. Разнообразие эффектов, создаваемых применением сочетания нескольких видов вышивки, формирует сложную орнаментальную композицию произведений.

Многовековой опыт золотного шитья создал множество узоров и технических приемов, и с течением времени их становиться все больше. Канитель используется для окантовки бусин, жемчуга, камней, для придания большей выразительности и имитации каста. Так создавались сложные композиции из нескольких камней с использованием на подложке из драгоценного металла. Существуют канительные декоративные полоски, где канитель сначала нашивается на ткань, а затем делаются поперечные перемычки. Полученные варианты могут усложняться небольшими петельками.

Похожими приемами являются канительные цепочки и веревочки, которые могут быть дополнены бусинами и жемчугом. В «плетенках» канитель может сочетаться с бисером или жемчугом: бусины заполняют пространство между канителью. Перед вышивкой наносится рисунок решетки на ткань.

Исследование литературных источников и музейных памятников показало, что для изготовления элементов декора непосредственно на ткани из фрагментов канители, используют также следующие основные технические приёмы вышивки: «петли», «насыпь», «елочка», «перышки». Для их изготовления фрагменты канители пришиваются на ткань через сквозное отверстие в спирали. Техника «петлей» напоминает шитье «на аксамитное дело», а способ шитья мелкими петельками назван «алмазным шитьем» из-за того, что блестящие петельки похожи на мелкий бриллиант. «Насыпь» используется в основном для заполнения фона основного мотива орнамента и отдельных элементов. «Елочкой» вышиваются всевозможные листья. Канителью можно вышивать крылья херувимов или птиц. Эта техника имитирует шитье в прикреп, обычно выполняемое золотными нитями и называется «перышки».

После Октябрьской революции драгоценная вышивка канула в Лету, однако со второй половины ХХ века о золотом шитье все же вспомнили. В настоящее время можно говорить о второй жизни канительной вышивки. Постепенно современная мода возвращается к отделке канителью. Сейчас популярны барочные и восточные мотивы, которые предполагают большое количество золотой вышивки и не только в декоре одежды, но и в дизайне интерьера.

Это прекрасное старинное искусство обычно рассматривают в контексте золотого шитья в целом, в то время, когда оно имеет свою уникальную историю, технику производства и исполнения, заслуживает отдельно подробного рассмотрения и изучения.

Литература:

  1. Бабушкина, Н. В. Золотое шитье. /Н. В. Бабушкина — М: Олма-Пресс, 2003.
  2. Ветюкова, А. П. Золотное орнаментальное шитьё: методическое пособие./ А. П. Ветюкова — М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2004.
  3. Катасонова, Е. Ю. Золотное шитье домонгольской Руси. X–XIII вв./ Е. Ю. Катасонова // Убрус. Церковное шитье. История и современность. — СПб.: издательство: «Золотошвейная мастерская «Убрус», 2009. — № 4.
  4. Катасонова, Е. Ю. Шитье канителью. / Е. Ю. Катасонова // Убрус. Церковное шитье. История и современность. — СПб.: издательство: «Золотошвейная мастерская «Убрус», 2007. — № 2.
  5. Козлова, Н. В. Торговля / Н. В. Козлова, В. Р. Тарловская // Очерки русской культуры XVIIIв.: В 4 ч. М.: Изд. МГУ, 1983. — Ч. 1.
Основные термины (генерируются автоматически): канитель, канительная вышивка, Восток, золотое шитье, изготовление канители, Россия, вышивка, вышивка канителью, мастерская, фрагмент канители.

Ключевые слова

Россия, канитель, канительная вышивка, золотое шитье, изготовление канители, вышивка

Похожие статьи

Лоскутное шитье: возникновение, развитие и классификация

В статье автор делает попытки выделения исторических этапов возникновения народного промысла — лоскутного шитья, выделения особенностей развития; классификации видов лоскутного шитья по стилистическим особенностям.

Закономерности взаимосвязи между видами узбекской вышивки и систематизация по региональному аспекту

В данной статье рассматривается структура классификации узбекской вышивки, название техники, ее применение и типов стежков в разрезе регионов.

Узбекская ручная вышивка — могучая ветвь на древе народного творчества

В статье анализируется один из видов прикладного искусства — художественная вышивка. Описываются виды вышитых изделий и виды орнаментов.

Декоративная графика как вид современного искусства

В статье представлена история зарождения декоративной графики и ее отражение в современном искусстве Сибири.

История развития технических средств письменного документирования. Пишущая машинка

В статье изложены основные этапы развития печатной машинки, зарождение средств письменного документирования.

По следам древнего славянского промысла: выращивание, выделка и обработка льна

В данной статье автор касается вопросов выращивания, обработки, выделки льна и значимости льняного промысла для жизни древних славян.

Традиции формообразования текстиля Беларуси

Рассмотрены формообразующие традиции текстиля Беларуси на основных исторических этапах его становления: ручное изготовление, мануфактурное и промышленное производство (довоенный, послевоенный и этап формирования новой рыночной экономики). В каждом из...

Резьба по дереву: история становления в России, классификация

статье автор делает попытки: выделения исторических этапов становления народного промысла — резьбы по дереву, выделения стилистических особенностей произведений на каждом из этапов; классификации видов резьбы по стилистическим особенностям.

Изучение хоровода как одной из форм русского народного танца

Статья посвящена особенностям изучения одной из форм традиционного русского танца — хороводу, его истории, основным рисункам и техникам исполнения.

Русский народный танец и его особенности в регионах

В статье автор изучает народный танец, его историю, также особенности танца в регионах России.

Похожие статьи

Лоскутное шитье: возникновение, развитие и классификация

В статье автор делает попытки выделения исторических этапов возникновения народного промысла — лоскутного шитья, выделения особенностей развития; классификации видов лоскутного шитья по стилистическим особенностям.

Закономерности взаимосвязи между видами узбекской вышивки и систематизация по региональному аспекту

В данной статье рассматривается структура классификации узбекской вышивки, название техники, ее применение и типов стежков в разрезе регионов.

Узбекская ручная вышивка — могучая ветвь на древе народного творчества

В статье анализируется один из видов прикладного искусства — художественная вышивка. Описываются виды вышитых изделий и виды орнаментов.

Декоративная графика как вид современного искусства

В статье представлена история зарождения декоративной графики и ее отражение в современном искусстве Сибири.

История развития технических средств письменного документирования. Пишущая машинка

В статье изложены основные этапы развития печатной машинки, зарождение средств письменного документирования.

По следам древнего славянского промысла: выращивание, выделка и обработка льна

В данной статье автор касается вопросов выращивания, обработки, выделки льна и значимости льняного промысла для жизни древних славян.

Традиции формообразования текстиля Беларуси

Рассмотрены формообразующие традиции текстиля Беларуси на основных исторических этапах его становления: ручное изготовление, мануфактурное и промышленное производство (довоенный, послевоенный и этап формирования новой рыночной экономики). В каждом из...

Резьба по дереву: история становления в России, классификация

статье автор делает попытки: выделения исторических этапов становления народного промысла — резьбы по дереву, выделения стилистических особенностей произведений на каждом из этапов; классификации видов резьбы по стилистическим особенностям.

Изучение хоровода как одной из форм русского народного танца

Статья посвящена особенностям изучения одной из форм традиционного русского танца — хороводу, его истории, основным рисункам и техникам исполнения.

Русский народный танец и его особенности в регионах

В статье автор изучает народный танец, его историю, также особенности танца в регионах России.