Привлечение к административной ответственности за самовольное занятие земельного участка
Авторы: Круглова Елена Павловна, Чмыхало Елена Юрьевна
Рубрика: 1. Общие вопросы
Опубликовано в
международная научная конференция «Науки о Земле: вчера, сегодня, завтра» (Казань, май 2015)
Дата публикации: 30.04.2015
Статья просмотрена: 1772 раза
Библиографическое описание:
Круглова, Е. П. Привлечение к административной ответственности за самовольное занятие земельного участка / Е. П. Круглова, Е. Ю. Чмыхало. — Текст : непосредственный // Науки о Земле: вчера, сегодня, завтра : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 14-19. — URL: https://moluch.ru/conf/earth/archive/161/8002/ (дата обращения: 18.12.2024).
В настоящее время совершение физическими и юридическими лицами правонарушений в области земельного законодательства становится всё более частым явлением и волнует, как законодателя, так и собственников земельных участков. Для реализации принципа равной защиты государственной, муниципальной, частной и иных форм собственности, закрепленного в п. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации, действующим законодательством предусмотрена возможность применения административной ответственности за правонарушения в области охраны права собственности. Данным проблемам посвящена глава 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Земельное правонарушение представляет собой виновное противоправное действие, причиняющее вред земельным отношениям. Как и любое другое правонарушение, оно наносит только отрицательные последствия, поскольку посягает на установленный в государстве земельный правопорядок, призванный обеспечить права и законные интересы лиц, использующих земельные участки, а также охрану земельных ресурсов и их рациональное использование. [1].
Одним из самых распространенных нарушений земельного законодательства является самовольное занятие земельного участка. Данному правонарушению посвящена статья 7.1 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за самовольное занятие земельного участка или его использование без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Под самовольным занятием земельных участков понимается определенные действия лиц, подтверждающие фактическое использование конкретного земельного участка без разрешения на то органа исполнительной власти или местной администрации.
Собственно, «самовольное занятие» земельного участка заключается в том, что лицо использует земельный участок, не имея на это правовых оснований и против воли собственника, а, поэтому любой незаконный захват земельного участка как физическим, так и юридическим лицом — есть прямое нарушение земельного законодательства, которое приносит исключительно негативные последствия землепользователям, а также урон экономике страны. В том случае, если участок самовольно захвачен из государственных земель или земель запаса, то вред наносится государству. [2].
Содержание статьи 7.1 КоАП, помимо самовольного занятия земельного участка, содержит в себе дополнительно ещё два состава административного правонарушения: использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю и использование земельного участка без оформленных в установленном порядке документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
К самовольному занятию, в частности, отнесено: использование земельного участка до принятия соответствующим органом исполнительной власти решения о его предоставлении; огораживание участка, принятии мер, препятствующих доступу законных владельцев; противоправная застройка земельного участка; расширение границ земельного участка путём самовольного (необоснованного) вынесения ограждения земельного участка за его фактические границы, а также размещение строений или осуществление складирования за границами предоставленного гражданину участка.
Следствием данного правонарушения является в соответствии с п. 1 ст. 60 Земельного кодекса обязанность лица, осуществившего самозахват земельного участка, восстановить нарушенные им права. А самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляются виновными лицами за свой счет. [3].
Ответственность за самовольный захват земли выражается в наложении административного штрафа. При этом стоит отметить, что 20-го марта 2015 г. вступили в законную силу поправки к Кодексу об административных правонарушениях, которые существенно увеличили размер штрафа за самовольное занятие земельного участка, использование его не по целевому назначению. Отныне исчисление штрафа осуществляется в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, что позволит при определении размера штрафа учитывать индивидуальные характеристики конкретного участка. В настоящее время за данное правонарушение собственникам придется заплатить сумму в 10 раз больше, чем раньше. Так, самозахват или неоформление, будут стоить нарушителю не менее 5 000 рублей. Отдельные санкции как для физических, так и для юридических лиц, увеличились в 20 и даже 30 раз.
Проблему самовольного захвата земельных участков можно рассмотреть на примере нового субъекта Российской Федерации — Республики Крым, на территории которой самозахват земель приобрел массовый характер с 1941 по 1944 года, после возвращения депортированных национальностей — немцев, крымских татар, греков, болгар и крымчан. [4]. Они, не имея возможности получить участки на законных основаниях, вынуждены были пойти на самовольное занятие земель. Этот вопрос долгие годы оставался неурегулированным и только после принятия Федерального конституционного закона о 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым» на полуострове взялись за решение данной острой проблемы, игнорируемой украинской властью в течение многих лет.
В ходе проведенной инвентаризации земель выяснилось, что в Крыму в состоянии самовольно захваченных земель находится 59 земельных массивов общей площадью около 1,500 тысячи гектаров. Кроме того, на данных территориях расположено 2545 различных строений и сооружений. В частности, это районы Алушты, Ялты, Симферопольского и Судакского района. В этой ситуации глава субъекта Сергей Аксенов внес в парламент законопроект «О регулировании вопросов, связанных с самовольным занятием земель на территории Республики Крым», который предоставил людям реальную возможность спустя столько лет получить землю и узаконить свои права на нее.
В связи с данным нововведением земельные участки могут получить льготные категории граждан, а именно: ветераны войны, многодетные семьи, чернобыльцы, лица, проживающие в аварийных домах, семьи, в которых обеспеченность жилой площадью составляет не более 10 метров на человека, а также жертвы незаконного переселения с территории Крымской АССР по национальному признаку в 40-ые годы прошлого века.
Итак, за все время нахождения Крыма в составе Украины земельный вопрос разрешен не был, хотя и очень остро стоял для тех граждан, которые имели все законные основания для предоставления занятых земельных участков в собственность, но не могли этого сделать из-за множества бюрократических препятствий. Так стали появляться так называемые «поляны протеста», на которых крымские татары проводят акции с призывом узаконить самозахват земель. Но тем не менее шанс у граждан получить свою законную долю всё же появился, но уже в российском Крыму. Но стоит заметить тот факт, что «захватчик» земельного участка может получить его бесплатно только в случае признании его действительно нуждающимся в его предоставлении. В связи с этим в законопроекте определены случаи бесплатного предоставления земли. Но первоочередным правом на легализацию самовольно захваченных участков обладают субъекты, перечисленные мною в работе ранее.
Таким образом, Российская Федерация сделала несомненно важный шаг к урегулированию земельного вопроса на территории республики Крым. Отныне получить земельные участки в собственность можно будет на законных основаниях. Председателем комитета Госсовета Крыма по имущественным и земельным отношениям было сделано заявление о том, что к концу 2015 года в Крыму будет окончательно решена проблема с самовольно захваченными участками и все жители Крыма, действительно нуждающиеся в предоставлении земельных участков, несомненно их получат. Граждане, не обладающие первоочередным правом на получение земли, получили право выкупить или арендовать земельные участки, на которых они ранее уже построили строения и тем самым также их узаконить, оформив соответствующие документы.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что проблема самовольного захвата земельных участков не перестает быть актуальной и гражданам следует избегать ситуаций самозахвата земель и должным образом оформлять свои права на участки и спокойной вести на нем свою хозяйственную деятельность. Очень показателен в этой связи пример поселка «Речник» в городе Москва, где снос самовольных построек проходил не один месяц и сопровождался громким скандалом. Административная ответственность, являясь одной из форм государственного принуждения, по статье 7.1 КоАП РФ в последнее время значительно ужесточается и, как отмечают эксперты, увеличение штрафов за административные правонарушения в области земельных отношений приведет к уменьшению количества нарушений и повышению эффективного и рационального использования земельных участков.
Литература:
1. Усманова Л. Ф. Административная ответственность за экологические правонарушения в аграрном секторе экономики // Журнал российского права. — 2001. — N 8. — С. 49–55.
2. Бугров Д. С. О совершенствовании законодательства об ответственности за земельные правонарушения // Юридический мир. — 2003. — N 8. — С. 62–67.
3. П. 3 ст. 76. Земельный кодекс Российской Федерации // Собр. Законодательства РФ. 2001. № 44, ст. 4147; 2014. № 30, ч. I, ст. 4225.
4. Анисимов А. П. Теоретические вопросы земельно-правовой ответственности // Актуальные проблемы российского права. — 2012. — № 4 (25). — С. 81–91.