Инвестирование жилищно-строительной сферы национальной экономики | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Организация и управление хозяйством страны

Опубликовано в

международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Пермь, июнь 2011)

Статья просмотрена: 212 раз

Библиографическое описание:

Черепанова, М. С. Инвестирование жилищно-строительной сферы национальной экономики / М. С. Черепанова. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2011 г.). — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 114-117. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/10/786/ (дата обращения: 15.11.2024).

Ситуация в жилищно-строительной сфере, и в особенности с реализацией национального жилищного проекта сегодня является тяжелой. Так, в соответствии с контрольными цифрами действовавшей целевой программы «Жилище» в 2010 году должно было быть построено 80 млн. м² жилья. Разразившийся мировой экономический кризис привел к тому, что были скорректированы в сторону снижения - до 60 млн. м² - контрольные цифры программы. Но и эти скорректированные рубежи не будут достигнуты - по прогнозу Министерства регионального развития РФ в 2010 году намечается сдать в эксплуатацию 55-57 млн. м² жилья. [9]

Например, в 2005- 2007 годах строительный комплекс Иркутской области развивался быстрыми темпами, объем работ возрастал за год на 20-30%. Однако кризис оказал негативное влияние на финансовое положение всех участников рынка существенно сузил возможности инвесторов, лишив строителей заказов на выполнение работ. Лишь в жилищном строительстве поддерживались неплохие темпы, поскольку завершалось возведение ранее начатых жилых домов. Трудно было и крупным застройщикам – отсутствие возможности получения кредитных ресурсов повлияло на снижение объемов продаж жилой недвижимости и объемов реализации инвестиционных проектов. С начала кризиса вводились в эксплуатацию преимущественно дома, находящиеся в высокой степени готовности либо гарантирующие сбыт продукции.

Таблица 1

Динамика объема работ, выполненных по виду деятельности «строительство» в Иркутской области в 2007 – 2009 гг.

№ п/п

Наименование показателей

2007

2008

2009

1.

Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», млн. руб


45 445,2


50 022,9


46 926,7


2

В процентах к предыдущему году

131,5

83,3

86,5

3

Ввод в действие жилых домов, тыс.кв.м. общей площади


575,1


584,9


602,2

4

В процентах к предыдущему году

173,7

101,7

103,3ё


При рассмотрении строительного комплекса региона необходимо учитывать, что инвестиции в основной капитал – одно из главных условий его экономического развития. В связи с возведением в Иркутской области нескольких крупных объектов, в том числе нефтепроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан», в 2007 году отмечался рост инвестирования в основной капитал. В 2008-2009 году наблюдалось снижение. В январе 2009 года инвестирование в основной капитал использованы в объеме 105,4 млрд. рублей (с учетом субъектов малого предпринимательства, индивидуального строительства и неформальной экономики), это почти на четверть меньше чем в 2008 году. Уменьшение произошло, в основном, за счет снижения инвестиций ООО Центром управления проектом «Восточная Сибирь- Тихий океан».

Структура инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий Иркутской области, представленная в таблице 2. Следует отметить, что инвестиции в 2009 году финансировались, в основном, за счет собственных средств – 52,8%, привлеченные средства обеспечили 47,2% вложений ( в 2008 году- соответственно 49,9 и 50,1%) вывод таков, что в кризисный период предприятия области в ходе реализации инвестиционных проектов вынуждены были сделать ставку, прежде всего, на собственные, а не на привлеченные ресурсы.

Таблица 2

Динамика инвестиций в основной капитал в 2007- 2009 годах в иркутской области

п/п


Наименование показателей


2007


2008


2009

1

Объем инвестиций в млрд. руб

121,9

130,0

105,4

2

Индекс физического объемы инвестиций в % к предыдущему году

147,1

85,6

76,5

Анализ структуры привлеченных средств (таблица 3) показывает, что в кризисный 2009 год серьезная поддержка предприятиям области была оказана коммерческими банками. Их доля во о всем объеме инвестиций в 2009 году составила 9,9% или 10,4 млрд. рублей, следует отметить что коммерческие банки Иркутской области в столь трудный 2009 год продолжали брать на себя высокие инвестиционные риски.

Таблица 3

Структура инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий Иркутской области в 2007- 2009 годах, %

Наименование показателей

2007

2008

2009

Инвестиции в основной капитал – всего,

В том числе:

- собственные

- привлеченные

из них:

- кредиты банков

- заемные средства других организаций

- бюджетные

в том числе из:

- федерального бюджета

- бюджетов субъектов РФ и местных

- внебюджетных фондов

- прочие

100


37,2

62,8


3,6

17,4

6,8


3,0

2,1

0,1

34,9

100


49,9

50,1


9,5

8,4

6,6


3,2

1,9

0,1

25,5

100


52,8

47,2


9,9

2,0

9,6


5,8

1,7

0,7

25,0

Данные таблицы 3 показывают, что последовательную политику поддержки развития предприятий области в кризисный период проводило государство. Доля средств федерального бюджета выросла с 3,0% в 2007 году до 5,8% в 2009 году Речь идет о реализации таких программ как переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, ветеранов и военнослужащих.

Особенно обращает на себя внимание увеличение средств федерального бюджета в 2009 году до 6,1 млрд. рублей по сравнению с 4,2 млрд. рублей в 2008 году или на 45,3 %.

Также за приведенные в таблице 3 статистические данные подтверждают, что с начала своей губернаторской деятельности Дмитрий Мезенцев поставил свои обширные личные связи в правительстве России на службу Приангарью.

Наибольшая доля объема жилищного строительства по Российской Федерации традиционно приходится на экономически развитые регионы с высокой численностью населения: города Москву и Санкт-Петербург, республики Татарстан, Башкортостан, Московскую, Ростовскую, Челябинскую, Свердловскую, Новосибирскую, Нижегородскую, Самарскую области, Краснодарский край (более 50 % от общего объема жилищного строительства по Российской Федерации в 2008 году). Удельный вес данной группы регионов в общем объеме строительства жилых домов по Российской Федерации сократится к 2012 году на 5 процентных пунктов, в связи с тем, что среди указанных субъектов Российской Федерации уровень жилищного строительства 2008 года к 2012 году удастся превысить только Свердловской, Нижегородской, Самарской областям и Республике Башкортостан. [5]

Отрицательной динамики жилищного строительства на всем протяжении периода 2010 - 2012 годов не прогнозируется ни в одном субъекте Российской Федерации во многом благодаря тому, что в прогнозном периоде будет завершена реализация приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.[5]

Тем не менее, достичь уровня 2008 года в 2010 году не удастся 39 субъектам Российской Федерации, в 2012 году – 25 субъектам.[5]

Спад в строительной отрасли, произошедший во всех субъектах Российской Федерации под воздействием последствий кризисных явлений, в наибольшей степени отразился на экономике данных регионов.[5]

Уже с 2011 года Министерство регионального развития РФ устанавливает плановые показатели для субъектов федерации по жилищному строительству. Более того, теперь выполнение данных планов станет одним из критериев оценки деятельности губернаторов. В отличие от советской системы централизованного планирования сейчас региональные власти должны принимать непосредственное участие в составлении планов. Они обязаны до конца года сверстать и представить на утверждение Федерального министерства программы развития жилищного строительства, в которых должны быть определены не только предполагаемые объемы ввода жилья, но и меры по снятию административных барьеров. Также региональные планы должны содержать меры по гармонизации российских национальных стандартов с европейскими нормами жилищного строительства как к части энергосбережения, так и в сфере соблюдения экологических требований. [9]

Еще одним нововведением станут совершенно другие правила проведения земельных аукционов под строительство жилья экономкласса. Согласно законопроекту, который подготовлен Минрегионом совместно с Фондом содействия развитию жилищного строительства, отныне земельные участки под строительство такого жилья будут предоставляться в аренду по кадастровой стоимости с понижающим коэффициентом (сейчас действует прямо противоположный принцип). Взамен застройщики обязуются продавать построенное жилье по цене, которая должна быть ниже средневзвешенной стоимости жилья, установленной Минрегионом. Фактически тот застройщик, который предложит меньшую цену, и станет победителем аукциона. [9]

Данная инициатива поможет уменьшить стоимость жилья. Сейчас ориентировочная цена жилья экономкласса, установленная государством, составляет порядка 30- 32 тысячи рублей за квадратный метр. Нужно сделать так, чтобы не менее 60-70% жилья в России имели себестоимость без учета затрат на инфраструктуру. В этом случае стоимость жилья также заметно уменьшится.[9]

«Регионы должны заставить местные монополии увязать свои инвестиционные программы развития со сметной программой строительства жилья и обеспечить застройщиков ключевым ресурсом», – сказал замминистр регионального развития К. Королевский на V всероссийском форуме «Стратегия развития жилищного строительства в России», который состоялся в Москве в одном из павильонов Выставочного центра на Красной Пресне.[9]

Таким образом, инвестирование жилищно-строительной сферы экономики требует принятия срочных мер и поисков путей решения трех наиболее актуальных проблем:

1. нахождения альтернативы «долевому» строительству, которое до последнего времени занимало до 85-90% всего объема инвестирования в жилищное строительство;

2. развития реального ипотечного кредитования на первичном рынке жилья;

3. создания нормально функционирующей системы торгов на объекты недвижимости (в первую очередь на земельные участки под строительство). [11]


Литература:

  1. Иркутская область в цифрах – 2008. Иркутскстат, 2009.

  2. Экономика и статика Приангарья: вместе 90 лет. Иркутскстат. – 2010.

  3. Приангарье: год за годом. 2009. Статистический сборник. Иркутск- стат.- 2010.

  4. Производственный сектор Приангарья в условия мирового финансового кризиса. Иркутскстат. – 2010.

  5. Прогноз развития жилищного строительства в России на 2010-2012 год: http://www.gdeetotdom.ru/analytics/building/1814688/

  6. Жилищное строительство в России: реалии и перстпективы: http://www.stroyportal.ru/articles/1702.html

  7. В.Глухом Эффективность Строительства// Экономическая газета. Москва.- 12.09.1996.-038

  8. Международный форум «Стратегия развития жилищного строительства»: http://www.stroy-conference.ru/index.php/ru/publications/smiaboutforum/312-stroykaru

  9. Чтобы строительный бум стал реальностью: http://www.stroyka.ru/Materials/detail.php?ID=1215435

  10. Г.А. Шаламов Социальные последствия мирового финансового кризиса для экономики Иркутской области, 2011. 52с.

  11. На банковской конференции обсудили проблемы инвестиций в строительство: http://www.conon.ru/g/p/1822.php

Основные термины (генерируются автоматически): жилищное строительство, Иркутская область, основной капитал, Российская Федерация, наименование показателей, федеральный бюджет, Восточная Сибирь, региональное развитие РФ, Самарская область, Тихий океан.