Назначение управленческого контроля на производственных предприятиях при внедрении инноваций
Автор: Анисимова Лариса Антоновна
Рубрика: 10. Учет, анализ и аудит
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы экономических наук» (Уфа, октябрь 2011)
Статья просмотрена: 632 раза
Библиографическое описание:
Анисимова, Л. А. Назначение управленческого контроля на производственных предприятиях при внедрении инноваций / Л. А. Анисимова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономических наук : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2011 г.). — Уфа : Лето, 2011. — С. 74-75. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/11/1009/ (дата обращения: 16.11.2024).
В настоящее время из-за стремительного развития и смены производственных технологий управление коммерческой организацией существенно усложняется, что обусловливает необходимость в создании эффективной системы управленческого контроля затратами.
Модернизация технологий, обновление товарного ассортимента, совершенствование систем управления позволяют предприятиям сокращать затраты в периоды разработок продуктов, стабилизировать и улучшать экономические результаты деятельности. Освоение производства новых видов продукции с использованием новейших технологий, по нашему мнению, предполагает необходимость введения методов управленческого контроля затрат. Производителям продукции необходимы новые подходы к управлению внутрипроизводственными процессами и новые инструменты планирования.
В условиях освоения новых производственных технологий, особое значение приобретает необходимость применения таких моделей управленческого контроля, которые бы позволяли определять стратегию предприятия в отношении оптимизации затрат. Многоцелевой характер управленческой информации порождает многообразие учетно - аналитических систем управленческого контроля, поэтому заинтересованные в успешном управлении хозяйствующие субъекты находят разумное решение между общими подходами к информационному обеспечению и собственной индивидуальностью.
Внедрение инновационных технологий в производственную деятельность явилось одной из причин возникновения системы управления затратами по целевой себестоимости - систему таргет-костинг.
Процесс управления затратами с использованием данной системы включает этапы: планирования и разработки нового вида продукта; управленческий и финансовый учет затрат; разработку бюджета затрат; управленческий контроль и анализ отклонений фактических затрат от целевых; принятие решений по вопросам снижения затрат.
Управленческий контроль для производственных предприятий – это метод, основанный на своевременно предоставленной информации, сочетающий оперативное управление экономической стороной деятельности. Учитывая специфику производственных процессов, сбор информации для управления осуществляется на основе внутренних нормативных документов: по планированию и внедрению инновационных процессов производства, финансовому и управленческому учету, контролю и анализу.
При управленческом контроле затрат проводят исследование продукта, с одной стороны, как единого целого и как системы, включающей другие составные элементы, находящиеся во взаимодействии, а с другой — как части другой системы (метасистемы) более высокого уровня, в которой анализируемый продукт взаимодействует с остальными подсистемами производства.
Правомерно утверждать, что управленческий контроль для организации является определенной стадией, которая обеспечивает информационную прозрачность на предмет качества хода инновационных процессов производства.
Вопросы по внедрению управленческого контроля в последние годы широко обсуждается в России в связи с возрастанием конкуренции среди производителей. Отсутствие универсальной методики управленческого контроля, затрудняет получение конкурентных преимуществ, что в свою очередь требует упорядоченных научных знаний и практического опыта в области организации управленческого контроля, без которых производители не могут рассчитывать на результативное внедрение инноваций и дальнейшее развитие.
Как известно, при рыночной системе хозяйствования производственные предприятия работают в жестких условиях конкурентной борьбы между производителями, поэтому деятельность производств направлена на завоевание рынков сбыта. В соответствии с этим, управленческий контроль будет ориентирован на обеспечение показателей эффективности функционирования производства: признание производителя инновационной продукции субъектами рынка, своевременная адаптация инновационных систем производства и управления организации к непрерывно меняющейся рыночной конъюнктуре.
Инновации становятся стратегическим параметром развития предприятий и экономики в целом, а внедрение управленческого контроля поможет обеспечить организацию производства и планирования деятельности, учитывая все факторы процесса установления цены на выпускаемую продукцию, гарантируя достижения получения поставленных целей в соответствии со стратегией предприятия.
Процесс осуществления инноваций в производственных циклах заключается в преобразовании научных идей в практический результат – выпуск новых видов продукции. Регулировать и разрабатывать меры, направленные на выполнение плановых показателей по себестоимости конкретного вида продукции – это одно из назначений управленческого контроля на производстве. Однако на практике применяются упрощенные методы калькулирования, отсутствует ориентация аналитических субсчетов на формирование статистической информации о затратах. Понимание структуры и поведения затрат, непосредственное участие в процессе управления затратами позволит руководству производить системный анализ по экономии материальных, энергетических и трудовых затрат с учетом технологических ограничений и возможностей отечественной индустрии.
Так как инновации имеют свой цикл, который начинается с возникновения новой идеи и завершается утверждением нового продукта на рынке, то применение системы таргет-костинг, является одной из наиболее перспективных основ в решении задачи модификации методологии учёта и контроля затрат инновационных продуктов и, в конечном итоге формировании реально - допустимой себестоимости.
Для управления затратами на основе системы таргет-костинг, необходим учет как фактических, так и целевых затрат. Фактические затраты - это величины затрат, которые содержат аналитическую информацию о фактической себестоимости продукции, т.е. фактически произведенных затратах в процессе разработки продукта.
Целевые затраты - это желаемые величины затрат, т.е. стандарты затрат на производимый продукт, которые устанавливаются на уровне руководства. Данные затраты сопоставляются с фактическими затратами, полученными в период разработки. Целевые затраты определяются до начала процесса производства продукции и будут являться показателями целевой себестоимости изделия, максимально допустимой для рынка сбыта данного вида.
Классификация и состав затрат, участвующих в определении стоимости вида продукции, зависит от задачи, стоящей перед руководителем в его управленческом решении и разрабатывается с учетом отраслевых особенностей конкретного производства.
Управленческий контроль, в части затрат, поможет в получении достоверной информации о себестоимости, необходимой для последующего анализа рентабельности продукции, произведенной при внедрении инновационных технологий. Осуществляя сравнительный анализ фактических и целевых затрат на разработку продукции, по нашему мнению, можно выявлять «слабые места» затрат, регулировать и разрабатывать меры, направленные на выполнение целевых показателей по себестоимости конкретного вида продукции.
Таким образом, управленческий контроль затрат в процессе всех инновационных циклов разработки продукции с использованием системы таргет-костинг, позволит производителям оптимизировать расходование ресурсов уже на стадии разработки продукта. Внедрение управленческого контроля в инновационных процессах производства, будет иметь свое назначение и уникальность:
- в допроизводственной стадии определять допустимые нормы затрат на продукт –
целевые затраты;
- принимать управленческие решения в части снижения фактических затрат уже ранних периодов разработки продукта;
- определять себестоимость продукта, которая при цене, заданной рынком сбыта, позволит получить планируемую прибыль;
- принимать стратегические решения по планированию ассортимента продукции;
- пересматривать ценовую политику предприятия, сохраняя позиции производителей в конкурентной среде.
При прочих равных условиях, эффективный управленческий контроль, является гарантией качественной постановки будущих результатов в части обновления и развития производственных отраслей.